Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27. Институты и агенты социализации личности.




27. Институты и агенты социализации личности.

Агенты и институты социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность, с тем чтобы человек осваивал конкретные социальные роли. Классификации агентов по разным основаниям:

1) отдельные личности - агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания;

2) учреждения - институты, которые контролируют протекание социализации.

Выделяют первичную и вторичную социализации агентов:

- агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида/ родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.;

- агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и т. д.

На этапах социализации роль агентов неодинакова:

- основные агенты социализации личности в возрасте от 1 до 3 лет: родители, родственники, братья, сестры. На этом этапе социализации у ребенка формируется мотивация на привязанность к людям; желание доверять им;

- дополнительные агенты формируют конкретные качества ребенка в возрасте от 3 до 8 лет наряду с основными агентами: учителя, воспитатели, врачи и т. д. Личность овладевает мыслительными и познавательными навыками;

- СМИ обеспечивают усвоение ценностей и стандартов;

- малые социальные группы ровесников от 8 до 15 лет облегчают переход от родительской опеки к взрослости.

 

28. Социальная среда, деятельность и социализация личности. Формы социализации. Потребности, интересы личности общества. Менталитет россиянина.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. В результате процесса усваиваются все нормы каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы.

В социологии выделяют две основные формы социализации:

Направленная социализация – формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственно близком контакте со своим социальным окружением.

Например, правила, ценности, полученные во время службы в армии.

Ненаправленная социализация – охватывает каждого человека на первых этапах жизни, определяется микросоциальной средой.

Например, принципами и ценностями, которые поддерживаются ближайшими к индивиду родственниками, а также сверстниками.

Интерес – это направленное внимание личности на определенный предмет, объект. В основе интереса лежит потребность.

Потребность – это состояние нужды в чем-либо. Потребность может быть физиологической или биологической, социальной, духовной и т. д.

Как видно, поведение человека, его поступки определены его потребностями, поэтому важно воспитывать в нем именно здоровые потребности.

К чертам русского менталитета можно отнести следующие:

1. Коллективизм и соборность, выработанные многовековой жизнью в сельской общине.

2. Обострённое в русском народе чувство несправедливости социального неравенства, ущемляющего интересы малоимущего населения. Эту черту можно рассматривать как проявление коллективизма. Отсюда идущее издревле чувство социального сострадания к людям, ущербным духовно и физически и тенденции в русском понимании социальной справедливости.

3. Религиозность русского народа, воспитывавшаяся церковью и властью на протяжении почти тысячи лет.

4. Культ вождя. Формирования такой черты способствовала глубокая религиозность, понимаемая как надежда на избавителя от жизненных тягот.

5. Национальная и религиозная терпимость. На территории России много веков мирно проживает почти полторы сотни разных народов. В России никогда не было расовой вражды, религиозных войн, запретов на межнациональные браки.

6. Патриотизм. Патриотизм существует в любой стране, но основа патриотизма в разных странах разная. Русский патриотизм – это патриотизм, основанный на осознании народом своей общности. Подъём русского патриотического духа всегда возникал в годы тяжёлых испытаний не для отдельных людей, классов или групп населения, а для всего народа.

 

29. Понятие социальной структуры и социальной стратификации.

Социальная структура – это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.

Исходным элементом социальной структуры общества является человек. Более крупные элементы социальной структуры: социальные группы, социальные слои (страты), классы, социальные общности и т. д.

Социальная стратификация этосовокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв общества.

Стратификация чаще всего осуществляется по 4-м параметрам: доход, образование, власть и престиж.

4 главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа характеризуют закрытое общество, последний тип – открытое.

Для ограничения перемещений создаются различные барьеры – административно-правовые, религиозные, профессиональные, образование, деньги и собственность, раса, пол и возраст.

Классы – большая социальная группа людей, с определенным отношением к средствам производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Экономически основных класса три: богатые, зажиточные и бедные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...