Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О лицемерии и о гонении внутри Церкви




Только в Церкви возможно различение добра от зла, только благодаря Церкви мир еще не погрузился во тьму. Все, что происходит после того, как Христос совершил спасение в мире, происходит под знаком «попытаться смешать добро со злом». Не только в открытом сатанинском противлении Богу, но, прежде всего, в попытках смешать истину с ложью и добро со злом. И во внешнем мире это достигает, чем дальше, тем больших степеней; и чем ближе к нам развязка истории, тем это делается почти уже неразличимым, так что порок становится добродетелью, а добродетель - пороком, и грех утверждается как норма.

Сатана старается сделать все возможное, чтобы это смешение проникло и в Церковь; чтобы и в Церкви у нас не было ясного различения того, что есть добро, и что - зло.

В течение почти трехсот лет не прекращались попытки сокрушить, уничтожить Церковь Христову, так чтобы и следа ее не осталось на земле. Были попытки разрушить Церковь изнутри путем вторжения в нее самого мира.

А после того как мир был сокрушен силою Христовой и Церковь восторжествовала над иудейским и языческим миром, этот мир, проникнув в Церковь, не переставал совершать вражду, смятение, разделение и гонение на тех, кто Христовы истинно, а не только по имени христиане.

Так было всегда. Так было со святителем Григорием Богословом и со священномучеником Владимиром. Святитель Григорий Богослов, который жил в IV веке, претерпел много клевет и вражды. Вражды не со стороны внешних врагов, а со стороны именно тех, кто был внутри Церкви.

По этой же причине проникновения внешнего мира внутрь Церкви нечестивые ариане, которые считали себя христианами, принадлежавшими Церкви, гнали святителя Афанасия Великого, который не находил себе ни места, ни покоя в течение всей своей жизни. Так гнали святого Василия Великого, угрожая ему смертью и муками. Так гнали святителя Иоанна Златоустого.

Так продолжается и сейчас. Так будет и дальше, и это есть закон духовной жизни.

Святой апостол Павел говорит, что все желающие жить благочестиво о Господе, будут гонимы, а нечестивые будут преуспевать и развращаться, вводя других в развращение, и путь их для многих станет соблазном.

Задумаемся:

-Где мы? В какой степени мир проникает в нас, в нашу душу?

Слишком очевидно, в каких новых обстоятельствах это может вдруг неожиданно раскрыться. Где мы окажемся? Среди тех, кто гонимы, или среди тех, кто гонители Церкви Христовой?

-Не будем страшиться никаких гонений, - говорят нам сегодня святые отцы-мученики и исповедники Христовы. Сам Господь говорит нам, чтобы мы ничего не боялись в этом мире. Господь говорит нам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Все страшные гонения на Церковь Христову, которые были в двадцатом столетии, превосходят по своей силе то, что было в течение первых трех столетий. Кровью мучеников залита вся наша земля. Враг хотел истребить Церковь. После того как не удалось сокрушить Церковь извне, враги Православия, как в древние времена, пытаются одолеть ее изнутри различными лжеучениями. Они пытаются проникнуть внутрь Церкви, и эта опасность называется словом «экуменизм». Экуменизм означает попытку соединения истины с ложью.

Мы должны с вами увидеть также и то, что ждет нас, вне всякого сомнения, впереди. Мы должны увидеть новые попытки зла уничтожить в человеческом сознании не только воплотившегося Бога, но и уничтожить самого человека, потому что человеконенавистник всегда остается именно таким, и нет в нем истины, как говорит Евангелие. По этой самой причине он будет стараться на новом уже этапе объединить свои прежние усилия, чтобы уничтожить Церковь физически и разрушить ее изнутри. И то, и другое с неизбежностью соединяется, и об этом говорит нам Апокалипсис - Откровение Божие.

Велико зло, в котором сегодня находится мир. Но оно, по пророческому слову святого царя-мученика Николая, становится все сильней. Наступает время, когда для того, чтобы противостоять сатанинским соблазнам и отказаться от принесения жертв новым идолам, требуется мужество, равное тому, которое проявляли христиане во времена гонений.

Враг рода человеческого хочет создать такую атмосферу жизни, чтобы люди жили как на войне. Чтобы не было мира, когда человек может остановиться и увидеть другого человека как единственного и неповторимого, увидеть его как чудо. Что-бы было как на войне, когда люди воспринимаются как принадлежащие к какому-то роду войск, к какой-то группе.

Суть того, что было в годы большевизма, сводится к следующему: личность человеческую растворить в безличном коллективизме так, чтобы и человек стал безличным, чтобы его не было видно за стеной этой политической системы. А есть, оказывается, еще более страшная система, еще более страшная идеология, когда грех объявляется нормой человеческого существования.

Что, прежде всего, обезличивает человека? Грех - всякий грех, какой бы он ни был, самый как будто незначительный -это то, что омрачает нашу личность, делает ее как бы безсловесной и безсознательной, стирает черты единственности и неповторимости, которые есть в каждом из нас. Когда же вся атмосфера состоит из греха, которым мы естественно дышим, и он входит в нашу кровь, в наш ум и сердце, личность человеческая исчезает полностью, растворяется.

Но особенно опасным он становится на той абсолютной глубине, которая присутствует в Церкви, потому что то, что в Церкви совершается и будет совершаться, определяет все остальное. Но если это в Церкви возможно, то никаких препятствий не может существовать вне Церкви для того, чтобы уничтожить человеческую личность, чтобы она исчезла.

Новомученик епископ Дамаскин говорил, что, когда придет антихрист, не обязательно все согласятся с его философией. Святые отцы полагают, что печать антихриста будет положена или на лоб, или на руку.

Согласно святому Андрею Кесарийскому, тот, кто примет ее на лоб, будет разделять с антихристом образ его мыслей. А тот, кто примет ее на правую руку, признает правоту его действий, его власть, говоря, что позволительно делать это, если только оставаться христианином в душе.

То есть принятие печати антихриста может совершиться таким тонким образом, когда люди для того, чтобы сохранить свою жизнь или для того, чтобы сохранить какую-то внешнюю систему, в том числе и Церковь как организацию, будут готовы пойти на страшные жертвы. Испытания могут быть невыносимы для ума и совести человеческой.

Все любезно сердцу христианина, что Церковь содержит, -все уставы, все установления, все каноны. Это организация Церкви, которую Господь хранит Своей крепостью. Но все это существует ради того, чтобы мы обрели способность увидеть другого человека, как видит его Господь.

Начальник синагоги возмущен до глубины души, что Господь исцелил в субботу. И тогда мы видим, что ревность его не по Боге, не ради того, чтобы соблюдать установления, Богом данные. Это иная, темная ревность, которая называется завистью, и из которой рождается злоба. И по которой Христос, из-за того, что происходит разделение благочестия и милосердия, осуждается на смерть первосвященниками и книжниками-богословами. И из-за этого разделения раскроется и раскрывается уже в Церкви самой «тайна беззакония», когда, по слову святителя Феофана Затворника, будет только внешняя видимость. Все соблюдено как будто бы- даже все догматы, все уставы, все каноны, все богослужения, все посты- а внутри полная пустота, потому что происходит это разделение. И явится из этой пустоты самая страшная тьма- «человек беззакония», антихрист.

Во времена жесточайших гонений на нашу Церковь старец архимандрит Лаврентий Черниговский за десятилетия до сегодняшней относительной церковной свободы писал:

-Придет время, когда будут обновлять даже закрытые храмы и украшать их не только снаружи, но и внутри, позолотят купола церквей и колоколен. И когда это будет завершено, наступит царство антихриста. Молите Господа, чтобы Он продлил время, чтобы мы могли духовно укрепиться, потому что нас ожидает страшное время. Вы видите, как коварно все готовится. Все храмы будут великолепны как никогда. Но нельзя будет ходить в эти храмы.

Господь покидает нас там, где сохраняется одна видимость. Будем благодарить Господа за все дивное, что мы принимаем в Церкви нашей, и не будем забывать сегодняшнего предупреждения Спасителя -предупреждения преподобного Серафима Саровского о том, что пост и молитва и все самые добрые дела сами по себе ничего не значат. И что все внешнее в Церкви- это только замечательный строительный материал, золотые кирпичи, из которых можно построить тюрьму для себя, для собственной души, а можно построить царский небесный дворец.

Ни через какие правила мы не достигнем спасения. Увлечься можно, как потрясающе сказал святой Игнатий Брянчанинов, чем угодно, даже служением Божественной Литургии -тоже некоей системой - и при этом потерять самое главное.

Будем помнитьо том, что Господь не оставил нам никакой системы, кроме заповедей Своих Божественных, и самой страшной заповеди - о любви, и в том числе любви к врагам - ко всякому человеку без исключения. И не будем забывать, что смысл истории заключается в том, что чем ближе мы к ее развязке, тем люди будут становиться холоднее и безсердечнее, ибо «по причине умножения беззакония охладевает любовь».

Но самое главное для христианина во все времена -это хранение любви. Притом, где умножается грех, там преизбыточествует благодать, и, значит, тем более дивной должна быть явлена наша любовь среди безсердечия и жестокости этого мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...