Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития




Необходимым условием достижения главной цели модернизации здравоохранения – обеспечения равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи – является проведение эффективной кадровой политики в отрасли, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению Российской Федерации и построение современной системы непрерывного профессионального образования посредством совершенствования организации профессиональной подготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.

Уже сегодня предприняты активные меры по формированию будущего кадрового потенциала системы здравоохранения, обладающего необходимыми способностями к освоению новых технологий с учетом постоянного развития медико-биологических и фармацевтических наук.

Так, существенное развитие получила система профессионального образования медицинских и фармацевтических работников, характеризующееся увеличением доли практической подготовки обучающихся в общем объеме программы обучения, что на додипломном этапе позволит подготовить специалиста, способного непосредственно после окончания среднего или высшего учебного заведения приступить к профессиональной деятельности, а на последипломном этапе – качественно повысить уровень приобретаемых в процессе обучения профессиональных знаний, умений и навыков.

Одновременно, с целью стимулирования притока молодых специалистов в государственную и муниципальную системы здравоохранения предприняты меры по повышению уровня заработной платы, внедрению системы дополнительных выплат медицинским и фармацевтическим работникам, в том числе трудоустроившимся на селе, усилены меры социальной поддержки.

Вместе с тем, для обеспечения достижения максимального эффекта от уже предпринятых действий в сфере кадрового обеспечения отрасли, необходима концентрация государственного участия в решении следующих существенных проблем здравоохранения.

1. Наличие дефицита специалистов со средним и высшим медицинским образованием по отдельным медицинским специальностям.

Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами по стране после положительной динамики до 2009 года (2000 г. – 42,2 на 10 тысяч населения, 2009 г. – 44,1 на 10 тысяч населения) снизился до 44,0 на 10 тысяч населения в 2011 году.

Одновременно, отмечается снижение уровня обеспеченности населения средними медицинскими работниками, составившего в 2011 году 92,4 на 10 тысяч населения (2000 г. – 96,9 на 10 тысяч населения).

При этом в субъектах Российской Федерации отклонения от средних величин показателей обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками составляют 2-кратную разницу, что не позволяет обеспечить равенство в доступности и качестве медицинской помощи для всех граждан Российской Федерации.

Так, в частности, минимальные показатели обеспеченности врачами на 10 тысяч населения в 2011 году отмечены в Чеченской Республике (26,1), Курганской (25,5) и Тульской (28,3) областях, максимальные показатели обеспеченности врачами на 10 тысяч населения – в Республике Северная Осетия-Алания (66,3), г. Санкт-Петербурге (73,9), Чукотском автономном округе (75,5).

Таким же образом сложилась ситуация в части обеспеченности населения средним медицинским персоналом:

минимальные показатели 2011 года отмечены в Приморском крае (63,5), Калининградской (65), Ленинградской (64,9) и Московской (65,4) областях;

максимальные показатели обеспеченности в 2011 году отмечены в Магаданской области (136,8), Ханты-Мансийском (140) и Чукотском (152,9) автономных округах.

Следует отметить, что в соответствии с международными требованиями показатель обеспеченности врачами рассчитывается, исходя из фактической численности врачей клинических специальностей, без учета ряда специалистов – стоматологов, провизоров, клинических фармакологов, врачей диагностических специальностей (врачи клинической лабораторной диагностики, рентгенологи, радиологи, патологоанатомы, эндоскописты, врачи-специалисты по ультразвуковой и функциональной диагностике, судебно–медицинские эксперты), врачей санитарно–эпидемиологических служб и медико–санитарной помощи, организаторов здравоохранения.

Так, обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в зарубежных странах составляет: Франция – 37,0; Германия – 35,0; Дания – 32,0; Испания – 38,0; Нидерланды – 39,0; страны ОЭСР – 31,0.

Аналогичный указанным показатель обеспеченности врачами клинических специальностей на 10 тысяч населения в 2011 году в Российской Федерации составил 29,2.

В настоящее время численность врачей в Российской Федерации составляет 628 481 человек (врачей клинических специальностей – 412 854 человека), средних медицинских работников – 1 320 020 человек.

При этом дефицит врачей в Российской Федерации, рассчитанный на основе определения оптимальной численности врачебных кадров, необходимой для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 856, и разработанными в соответствии с ней соответствующими территориальными программами в настоящее время составляет 148 203 человека.

Дефицит средних медицинских работников в Российской Федерации, определяемый исходя из соотношения численности среднего медицинского персонала и общей численности врачей, а также с учетом установленного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 3 июля 1996 г. № 1063-р норматива обеспеченности средним медицинским персоналом (114,3), на сегодняшний день составляет 854 695 человек.

Дефицит медицинских кадров, как врачей, так и средних медицинских работников, отмечен во всех типах медицинских организаций и на всех уровнях оказания медицинской помощи, при этом в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, он отмечается практически в каждом субъекте Российской Федерации.

Отмечается наибольший дефицит ряда врачей-специалистов, преобладающий в амбулаторно-поликлинических учреждениях: терапевтов, педиатров, неврологов, оториноларингологов, психиатров-наркологов, онкологов, дерматовенерологов, офтальмологов, эндокринологов.

Высокий дефицит врачей-хирургов имеется как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях большинства субъектов Российской Федерации.

Дефицит анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров, травматологов-ортопедов, урологов, врачей-инфекционистов, психиатров, гастроэнтерологов отмечается в большинстве стационарных учреждений субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, отмечается увеличение дефицита врачей клинической лабораторной диагностики, скорой медицинской помощи, рентгенологов, судебно-медицинских экспертов.

В целом в настоящее время дефицит врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях составляет 149 555 человек, в условиях наличия их профицита в стационарах
– 1 352 человека, сформировавшегося за счет превышения численности врачей по отдельным специальностям.

Данный факт свидетельствует о выраженном дисбалансе в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи с нарастающим дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения, что является следствием недостатков планирования и оценки потребности во врачах в субъектах Российской Федерации.

Так, профицит в стационарах врачей-кардиологов наблюдается в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Пермском крае, Архангельской, Ивановской, Курской, Орловской и Тверской областях; урологов – в Пермском крае; челюстно-лицевых хирургов – в Республиках Дагестан и Карелия, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Курской, Нижегородской, Новосибирской, Омской и Оренбургской областях.

Кроме того, по данным органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, доля медицинских работников, продолжающих трудиться после назначения пенсии (независимо от ее вида), составляет 12 %, а с учетом лиц «предпенсионного» возраста доходит до 25–30 %, что свидетельствует об имеющейся тенденции старения кадрового потенциала отрасли и возможном нарастании имеющегося дефицита медицинских кадров.

Реализация мероприятий Подпрограммы, а также мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» позволят обеспечить увеличение значения обеспеченности врачами на 10 тысяч населения
до 44,4 в 2015 году и до 44,8 к 2020 году, с ростом численности врачей к 2015 году
до 639 тысяч человек к 2020 году до 675 тысяч человек.

При расчете данных прогнозных значений показателей обеспеченности врачами
на 10 тысяч населения учитывались статистические данные о численности врачей в Российской Федерации в динамике за последние 20 лет и данные по демографическому прогнозу численности населения Российской Федерации (Демографический ежегодник России, 2010).

2. Недостаточный уровень качества подготовки и квалификации медицинских и фармацевтических работников.

Российская высшая медицинская школа имеет развитую инфраструктуру, обладает высоким педагогическим и научным потенциалом, многолетними традициями подготовки врачей.

Вместе с тем, анализ программ подготовки ведущих мировых образовательных центров показал несоответствие содержания имеющихся программ обучения современным запросам общества и государства, формирующихся в условиях динамично развивающихся медико-биологических и фармацевтических наук, что предопределяет необходимость их пересмотра.

Кроме того, отмечается необходимость повышения профессионального уровня педагогических кадров, обеспечивающих подготовку медицинских и фармацевтических работников, в части овладения передовыми методами и технологиями не только преподавания, но и осуществления медицинской или фармацевтической деятельности.

Снижение уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников, консерватизм в применении современных образовательных технологий, медленное внедрение в учебный процесс знаний по ряду быстро развивающихся направлений медицины не позволяют обеспечить устойчивую динамику развития здравоохранения, включая повышение уровня обеспеченности качественными медицинской помощью и фармацевтическими услугами.

Значительное увеличение доли практической подготовки специалистов в процессе обучения, формирование новой инфраструктуры практической подготовки медицинских и фармацевтических работников, включая создание обучающих симуляционных центров, экспериментальных операционных с использованием животных, развитие существующих в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы медицинского и фармацевтического образования, клинических структурных подразделений, будет способствовать обеспечению существенного повышения качества подготовки медицинских и фармацевтических работников.

Реализация новых образовательных технологий потребует разработки качественно новой процедуры определения готовности лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование, к практической работе в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи – аккредитации специалиста, которая будет осуществляться на основе приобретаемых в ходе обучения компетенций.

Перечень допусков к медицинской и фармацевтической деятельности будет расширяться поэтапно по мере совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков специалиста, в том числе посредством обучения по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.

При этом уже после первой процедуры аккредитации по специальности, проведение которой будет осуществляться по завершении подготовки по программам среднего и высшего профессионального образования, медицинский или фармацевтический работник сможет самостоятельно приступить к практической деятельности.

Особенно важно, что внедрение системы расширения перечня персональных профессиональных допусков непосредственно позволит реализовать стратегию непрерывного профессионального образования не только в области совершенствования теоретических знаний, но и практических навыков и умений, что обеспечит подготовку творчески мыслящего и конкурентоспособного специалиста.

В рамках данной Подпрограммы планируется разработка механизма аккредитации специалистов и ее реализация с 2016 года. Полный охват аккредитацией специалистов, работающих в отрасли, планируется завершить к 2022 году.

Наряду с определением общих требований к оценке квалификаций и аккредитации медицинских и фармацевтических работников, создание профессиональных стандартов обеспечит повышение качества управления персоналом, включая возможность формирования новых систем мотивации и стимулирования персонала, а также даст возможность в дальнейшем установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности.

Разработка профессиональных стандартов для медицинских и фармацевтических работников будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по данному направлению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Реализация мероприятий Подпрограммы, а также мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» позволит существенно повысить качество профессионального образования медицинских и фармацевтических работников, включая создание системы непрерывного профессионального образования с высокой долей практической подготовки, соответствующей современным потребностям практического здравоохранения, совершенствование системы определения степени готовности медицинского или фармацевтического работника к осуществлению профессиональной деятельности.

3. Недостаточный уровень соотношения врачей и средних медицинских работников, а именно: существенная нехватка специалистов со средним профессиональным образованием.

Снижение в Российской Федерации на протяжении ряда лет численности медицинских работников со средним медицинским образованием привело к усугублению диспропорции в соотношении врачей и средних медицинских работников.

В настоящее время дефицит средних медицинских работников в медицинских организациях Российской Федерации составляет 854 695 человек (с учетом нормативов обеспеченности средними медицинскими работниками, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р).

Данный факт наряду с низким уровнем заработной платы, недостаточностью мер социальной поддержки обуславливается существенным сокращением объемов подготовки специалистов со средним медицинским образованием в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, в настоящее время не позволяющей покрывать потребность отрасли в специалистах с учетом естественных и миграционных причин их оттока.

Сокращение дефицита средних медицинских работников, в первую очередь, планируется осуществить посредством наращивания объема соответствующей подготовки в образовательных учреждениях среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации и его увеличения не менее чем на 50 % от существующих контрольных цифр приема, в 2012 году составившего 58 тысяч человек.

Обеспечение реализации данного мероприятия будет осуществляться в рамках региональных программ развития кадрового потенциала здравоохранения с учетом необходимости достижения к 2020 году уровня соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1 к 3.

4. Низкий уровень эффективности закрепления медицинских работников, прежде всего молодых специалистов, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Одним из основных факторов, оказывающих негативное воздействие на сбалансированность кадровой политики, является различный уровень материальной обеспеченности медицинских работников, в том числе с учетом территориального признака, что предопределяет необходимость обеспечения медицинских работников государственного сектора здравоохранения конкурентным уровнем заработной платы.

Так, по данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных учреждений в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-июнь 2012 г. в Российской Федерации составила 19 050 рублей, или 74,8 % заработной платы по экономике Российской Федерации за соответствующий период. При этом среднемесячная заработная плата работников в учреждениях здравоохранения муниципальной формы собственности составила за аналогичный период 17 159 рублей (67,4 % от средней заработной платы по Российской Федерации).

Требует особого внимания организация работы по формированию мотивации молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в государственной системе здравоохранения и постоянному профессиональному совершенствованию.

За период с 2000 до 2010 гг. доля работников здравоохранения в возрасте до 45 лет от общего числа занятых в здравоохранении сократилась с 65,5 % до 53,7 %; доля врачей медико-профилактических специальностей снизилась с 27,8 % до 17,8 %.

Обязательным условием эффективного функционирования системы здравоохранения на всей территории Российской Федерации является региональное закрепление подготовленных кадров на рабочих местах с учетом потребности органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в конкретных специалистах, обеспечение их высокого социального статуса и благополучия.

В настоящее время отмечается недостаточный уровень трудоустройства выпускников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд систем регионального здравоохранения на территории и по направлению субъекта Российской Федерации, являвшегося заказчиком подготовки (в среднем по Российской Федерации – до 70 %, в ряде субъектов Российской Федерации данный показатель составляет ниже 50 %).

Данный факт обуславливается отсутствием заинтересованности молодых специалистов в предлагаемом субъектами Российской Федерации трудоустройстве, в том числе, в связи с недостаточным уровнем заработной платы, объемом мер социальной поддержки, включая отсутствие в ряде регионов действенных решений жилищных проблем специалистов, и, как следствие, снижением уровня престижа медицинской профессии.

Кроме того, недостаточной является организация работы субъектов Российской Федерации по оформлению договорных отношений с направляемыми на обучение гражданами, в том числе, выраженная отсутствием в большинстве регионов договоров о целевом обучении, предусматривающих материальную ответственность выпускников за отказ от трудоустройства в соответствии с направлением субъекта Российской Федерации.

В связи с этим, в рамках реализации Подпрограммы планируется формирование субъектами Российской Федерации региональных программ по кадровому обеспечению здравоохранения, направленных на привлечение молодых специалистов в отрасль, в первую очередь, имея в виду выпускников, подготовка которых осуществлялась в рамках целевого обучения, и сохранение имеющегося кадрового потенциала за счет повышения престижа профессии и мотиваций для занятия ими профессиональной деятельностью.

Наряду с указанными мероприятиями по насыщению системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обеспечению привлечения молодых специалистов в отрасль и сохранению имеющихся кадров, острейшей проблемой остается снижение престижа медицинской профессии.

Одним из важных аспектов престижа профессии является адекватная оценка обществом, государством роли и труда медицинских работников, отражающаяся, в частности, в уровне их заработной платы.

Мероприятиями Подпрограммы предусмотрено поэтапное повышение к 2018 году заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих медицинское и иное высшее образование, до 200 % средней заработной платы в соответствующем регионе, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского (фармацевтического) персонала – до 100 % средней заработной платы в соответствующем регионе.

Кроме того, в рамках повышения структурной эффективности системы здравоохранения отмечается необходимость оптимизации численности административно-управленческого персонала государственных и муниципальных медицинских организаций, с учетом реальных потребностей отрасли путем расширения профессиональных возможностей и уровня полномочий руководителей без увеличения их штатной численности, создания условий для их эффективной профессиональной служебной деятельности, в том числе посредством проведения повышения квалификации сотрудников администраций медицинских организаций в области управления здравоохранением, включая вопросы работы с персоналом, правового регулирования деятельности медицинских организаций, а также информатизации сферы здравоохранения.

Одновременно с мероприятиями по повышению уровня материальной обеспеченности работников отрасли планируется продолжить просветительскую работу в сфере позиционирования высокого социального статуса работников здравоохранения, формирующих основу российского общества, ориентированного на непосредственное участие в обеспечении функционирования и развитии государства за счет достижения и сохранения постоянного высокого качества своей профессиональной деятельности.

Для этого необходимо в течение ближайших лет активизировать развитие существующих общественных институтов, формирующих и обобщающих основные потребности и проблемы медицинского сообщества. С участием общественно-профессиональных организаций и активным привлечением средств массовой информации планируется формирование позитивного образа современного медицинского работника.

Будет продолжена практика проведения ежегодных конкурсов среди работников здравоохранения, медицинских и фармацевтических организаций, позволяющих оценить наиболее значимые достижения и выявить перспективные проекты.

Координация действий Минздрава России, Минобрнауки России, ФМБА России, РАМН, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Санкт–Петербургского государственного университета, субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, реализующих программы подготовки медицинских и фармацевтических работников, создание саморазвивающейся системы образовательно-кадрового-производственного континуума, своевременное внедрение всех запланированных этапов развития кадровой политики, медицинского и фармацевтического образования являются необходимыми условиями и основой для инновационного поступательного совершенствования системы здравоохранения и обеспечения населения Российской Федерации доступными и качественными медицинской помощью и фармацевтическими услугами.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы отражены в:

Закон Российской Федерации 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Федеральном закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

В указах Президента Российской Федерации:

от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

В постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации:

от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...