Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

24. Государство и политические партии. Государство и церковь. Государство и средства массовой информации.




(2)

Роль и месте государства в политической системе общества тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Этот обусловлено следующими обстоятельствами:

Ø государство выступает как особое звено в структуре политического общества;

Ø роль и место государства в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иными звеньями этой системы;

Ø государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности;

Ø государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения;

Ø с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества;

Ø конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство - основной элемент политической системы общества.

Основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:

† государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

† оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти;

† обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

† обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т. п. );

† обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т. п. );

† обладает монополией на правотворчество;

† обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения.

В политической системе общества государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом.

Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

 

24. Государство и политические партии. Государство и церковь. Государство и средства массовой информации.

ПОЛИТ ПАРТИИ

Политические партии представляют собой важнейший институт и структурный элемент политической системы общества. Современное демократическое государство нередко характеризуется как партийное государство. Тем самым подчеркивается та роль, которую политические партии играют в организации и осуществлении государственной власти. Возрастающее участие партий в формировании и выражении политической воли народа, усиление их взаимодействия с государством обусловили необходимость правовой регламентации этого политического института. В современных условиях расширение сферы правового регулирования политических отношений, связанных с образованием и деятельностью политических партий, существенно повышает актуальность совершенствования законодательной базы их функционирования.

Политическая партия — это общественная организация, которая ставит главной целью получение, удержание и осуществление власти (самостоятельно либо в коалиции с другими) посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе.

Исторически же партии возникли как союзы единомышленников, разделяющих определенную идеологию.

Однако не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали американские политологи Дж. Лапаломбара и М. Вайнер в работе «Политические партии и политическое развитие». Они выделили четыре признака партии.

  • 1. Партия — это организация, т. е. достаточно долго действующее объединение людей. Долгосрочность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы[1], фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими организаторами.
  • 2. Партия имеет устойчивые местные территориальные организации, поддерживающие регулярные связи с национальным руководством.
  • 3. Цель партии — завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличать партии от групп давления. Если партии ставят цель завоевания власти на выборах, осуществления ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы.
  • 4. Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

Определение Лапаломбары и Вайнера оказалось достаточно практичным, чтобы объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы, и прежде всего партии. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях (рис. 14. 4). Демократическая партия всегда стремится обеспечить эффективное функционирование всей политической системы страны, согласование и реализацию интересов различных слоев общества, стабильность существующего строя при сохранении его динамики и способности к саморегулированию и саморазвитию.

Отношения государства с политическими партиями оформляются в процессе их институционализации. Она состоит из конституционализации, предусматривающей включение в конституцию основных принципов их правового статуса, и законодательной институционализации (легитимации), которая достаточно четко и подробно определяет их правовое положение.

Законодательная институционализация обычно включает в себя правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

  • • понятия политической партии, определения места и роли партии в политической системе и государственном механизме;
  • • условий и порядка создания и прекращения деятельности политических партий;
  • • требований к идеологии и программным положениям партий;
  • • требований к их организационному строению и порядку деятельности;
  • • финансово-экономической базы партий;

Рис. 14. 4. Функции политических партий

• взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

Конституции большинства стран мира содержат нормы, регулирующие правовые положения партий, а в ряде государств приняты законы о политических партиях (в ФРГ, Италии, Испании и др. ).

В ФРГ деятельность партий регламентируется положениями Конституции и специальным Законом о политических партиях (принятым в 1967 г., ныне действующим в редакции 1988 г. ), насчитывающим более 40 разделов. Закон регулирует конституционно-правовой статус партий, их цели и задачи, принципы внутренней организации, участие в выборах. В соответствии с Конституцией ФРГ федеральное правительство может быть образовано только из деятелей партий, представленных в Бундестаге.

Конституция содержит ряд принципиальных требований к действующим партиям. Статья 21 Конституции определяет конституционный строй ФРГ как демократию с партиями, т. е. как партийную демократию. Партии должны содействовать политическому волеобразованию народа. Существование различных взглядов предполагает обязательное признание принципа многопартийности и широты допустимых в демократическом обществе политических путей и целей. Многопартийность подразумевает признание не только политического многообразия, но и сосуществования партий. Их противоположность не должна приниматься как смертельная вражда. Свобода создания партий включает в себя свободу их организационной формы. В то же время Закон о партиях упоминает (п. 3 § 15) о защите прав меньшинств в их составе. Согласно ему положения партийных уставов о внесении проектов резолюций должны быть изложены так, чтобы меньшинство могло выразить свою позицию.

В законе сформулированы принципы финансирования партий, и в частности положения о государственной финансовой поддержке партий: часть их расходов на избирательные кампании должна возмещаться — в соответствии с издержками и достигнутыми на выборах результатами.

Учитывая негативный опыт Веймарской республики, основной закон предусматривает возможность запрещения партий, преследующих антиконституционные цели. В 1952 г. была прекращена деятельность праворадикальной Социальной имперской партии. В то же время в 1956 г. Федеральный конституционный суд запретил Коммунистическую партию Германии.

Государственный контроль за деятельностью политических партий и соблюдением основных демократических принципов в ФРГ осуществляется специальным Федеральным ведомством по охране Конституции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...