Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГОС ВО И СМИ




Общественными процессами управляют, воздействуя на сознание и деятельность людей посредством распространения идей, ценностей, стереотипов, побуждающих их к определенному поведению. Функции информирования, воспитания и политического манипулирования осуществляют электронные и печатные средства массовой информации. Гласность и открытость политической информации закрепляются в конституциях демократических государств. С одной стороны, в них свобода и ответственность, многообразие и независимость СМИ определяются как основополагающие принципы демократического общества. С другой стороны, в конституциях статус СМИ формулируется таким образом, чтобы гарантировать обществу защиту от злоупотребления столь мощным орудием воздействия на сознание людей.

Одно из направлений законодательного регулирования СМИ — это государственный контроль за их деятельностью. Существуют три модели взаимодействия государства и СМИ:

  • прямое государственное управление — в тех случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности и не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. В таком случае законным образом закреплена абсолютная подчиненность СМИ государству;
  • косвенное государственное управление — обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие от него лицензии на разрешение ведения профессиональной деятельности. Имея определенные рычаги воздействия на эти корпорации, государство, однако, не ответственно за их политические ориентации. Вместе с тем в большинстве западных стран с такой моделью управления СМИ институты государственной власти косвенно оказывают влияние на формирование общественного мнения именно через СМИ;
  • • через специально учреждаемые органы — распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами.

Экономическими средствами воздействия на СМИ со стороны государства служат регулирование публикаций рекламы частных предприятий, предоставление определенных льготных условий, которые заключаются либо в освобождении от подоходного налога поступлений от продажи политических газет или журналов, либо в установлении льгот при перевозке этих изданий.

СМИ несут ответственность за нарушения законодательства. Наиболее распространенными из них являются злоупотребления свободой печати, среди которых выделяют: диффамацию — обвинение в фактах и деяниях, порочащих честь или наносящих ущерб репутации лица или группы лиц, которым они приписываются, но они могут быть правдивы, клевету — распространение заведомо ложных порочащих сведений о человеке и др. Специфичны и формы ответственности за нарушение свободы печати. В качестве санкций могут быть использованы: тюремное заключение, штраф, арест на выпуск печатного произведения до решения суда, конфискация всего печатного имущества в случае судебного решения об установлении преступления против свободы печати. Особо карается субъективизм, проявляемый СМИ в отношении освещения деятельности государственных органов, участвующих в судебной и квазисудебной деятельности.

Правовое регулирование СМИ в США осуществляется Конституцией, Законом о коммуникации 1934 г. и Законом о свободе информации 1974 г., а также судебными прецедентами, которые являются источниками права. Согласно поправке 1 к Конституции США «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих се свободное вероисповедание, либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Таким образом, провозглашается свобода слова и печати и гарантируется свободное распространение политической информации в обществе. В США функционирует мощная система СМИ, включающая в себя 75 программ телевидения, более 11 тыс. периодических изданий и миллионы видео- и аудиозаписей.

В США используется модель управления, при которой контроль за СМИ осуществляется через специальные органы. Это объясняется тем, что в стране нет ни государственных, ни партийных телекомпаний и периодических изданий. Все телерадиоорганизации — частные. С их помощью политическая информация распространяется на всю страну, охватывая каждого человека, обеспечивая взаимодействие между людьми и их общественными объединениями, между гражданами и государством. В США правом контролировать и тем самым регулировать публикацию рекламных передач наделены Министерство энергетики, Федеральная торговая комиссия и Федеральное управление внутренних доходов.

В период избирательных кампаний устанавливаются некоторые ограничения по использованию дорогого эфирного времени в качестве рекламы партийных лидеров и их партий. Бывают случаи, когда политическим партиям и вовсе запрещают выступать, но для этого должны быть представлены неоспоримые доказательства того, что пропаганда ведется против национальной безопасности государства и демократических принципов его устройства. Иногда государство способствует развитию СМИ, предоставляя им некоторые льготы и устанавливая льготные тарифы издателям при перевозке бумаги и печатной продукции, при использовании дорогостоящей полиграфии, телеграфной и телефонной связи в США. Соединенные Штаты относятся к тем странам, которые одними из первых стали бороться с монополизмом в сфере СМИ. Вначале эта борьба основывалась на известных антитрестовских законах Шермана 1890 г., Клейтона 1914 г. и др. В 1934 г. Закон о коммуникациях наделил Федеральную комиссию правом ограничивать число передающих станций, принадлежащих одному владельцу, путем отказа в выдаче или продлении разрешений на право вещания.

Среди функций американских СМИ выделяется проведение опросов общественного мнения. В настоящее время в США больше, чем в других странах, имеется организаций, занимающихся опросом общественного мнения. Закон требует, чтобы результаты опроса в течение 72 ч были представлены в библиотеку Конгресса США. Опросы общественного мнения как политический институт исполняют двоякую роль. С одной стороны, они позволяют органам государства вырабатывать оптимальную позицию в отношениях с политическими партиями, общественными объединениями, социальными группами. Общественное мнение выступает в качестве индикатора идущих в обществе процессов. С другой — опросы общественного мнения создают обратную связь граждан с государством. Общественное мнение воздействует на конгрессменов, президента республики и другие государственные органы, вынуждая их своевременно принимать решения, находить наилучшие пути решения стоящих перед обществом задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...