Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

85. Мусульманское право





Мусульманское право представляет собой разновидность религиозного права (одну из религиозных правовых семей), которая распространяется только на лиц, исповедующих ислам. На нашей Земле проживают свыше 800 млн мусульман. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих-исламистов не следует смешивать с национальной правовой системой той или иной мусульманской страны. Во многих из них действует светское право.

Мусульманское право представляет собой одну из сторон шариата. Шариат (" путь следования" ) – религиозный закон, диктуемый верующим-исламистам, т. е. совокупность предписаний о том, что должны делать и чего не должны делать мусульмане. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Шариат складывается из теологии (принципы веры) и фикха (право). Фикх указывает, каково должно быть поведение мусульманина по отношению к себе подобным (муа-малат) и каковы обязательства по отношению к Аллаху (иба-дат). В шариате воедино слиты религиозные установления, нормы нравственности и права.

Источниками мусульманского права являются:

  • Коран – священная книга ислама и основа мусульманского права. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащая более 4 тыс. стихотворных фрагментов;
  • Сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение. Считается, что Сунна составлена из рассказов (хадисов) людей, близко знавших Магомета. Сунна состоит из шести канонических сборников;
  • Иджма – нормы мусульманского права, сформулированные на основе Корана и Сунны знатоками ислама, учеными-правоведами;
  • Кияс – нормы мусульманского права, сформулированные исламскими правоведами по аналогии.

Ислам исходит из того, что право дано Аллахом через своего пророка Мухаммеда, дано раз и навсегда, не может кем-либо изменяться, не может толковаться и судьями. Фундаментальные основы мусульманского права остаются постоянными с X в. н. э., когда эта правовая система сложилась в Аравии.

После смерти Мухаммеда (в 632 г. ) его сподвижники в VII в. дополнили содержание мусульманского права целым рядом новых положений на основе толкования Корана и Сунны. В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан Кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значение Кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и " найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.

Государственная власть, согласно исламу, не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Содержание государственных актов в современных мусульманских странах зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т. д.

Таким образом, мусульманское право – это семья религиозного права, которая сложилась на основе ислама и распространяется только на членов общины верующих-исламистов.

Преемственность и обновление в праве. Рецепция права

Преемственность и обновление в праве – это две стороны одного и того же процесса: процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:

  • • собственная логика развития права как социального феномена;
  • • социально-экономический строй общества;
  • • религиозно-этические традиции;
  • • историческая обстановка;
  • • внешнее влияние.

Различают преемственность " по вертикали" (во времени) и " по горизонтали" (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане " вертикальная" преемственность отличается от " горизонтальной" лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. " Горизонтальная" же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.

Преемственность в праве – это принятие национальной правовой системой элементов и опыта правовых систем, ушедших в прошлое, прекративших свое существование.

Слово " receptio" в лат. языке означает " принятие", а приниматься, заимствоваться могут:

  • • прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);
  • • элементы современных правовых систем.

Рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, т. е. правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через " фильтр" общечеловеческой культуры.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права, которое было воспринято в Средние века в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.

Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.

Таким образом, рецепция права – это принятие той или иной национальной правовой системой прошлого правового опыта или элементов параллельно существующих правовых систем других стран.

Обновление в праве – процесс создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, т. е. ранее не существовавшее, в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западно-европейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...