Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

86. Традиционные системы права




86. Традиционные системы права

На правовой карте мира можно обнаружить участки, где роль новых тенденций минимальна и право во многих своих чертах неизменно на протяжении столетий. До сих пор существуют общества, сохранившие мифологическое представление о мире, религиозные и ритуальные регуляторы, табуирование непринятых типов социального поведения. Основной регион использования и применения традиционной системы правового регулирования — Африка. Традиционное право Африки и в наши дни продолжает оказывать воздействие на современное африканское общество, на создание национальных правовых систем и государственных институтов.

Обычное право — неисчерпаемый источник сведений по социальной истории народов. Юридические обычаи содержат опыт прошлого, дают представление о характере политических и социальных образований.

Традиционная система права в Африке, как и любая другая, основанная на обычаях и традициях, обладает следующими основными чертами'.

  • — множественность и разнообразие правовых обычаев и традиций и других социальных норм. Каждая из общин создавала свою обычноправовую систему, основываясь на специфических традициях и нравах, отражающих быт и миропонимание данного племени;
  • — отсутствие письменных источников. Специалисты отмечают, что до последнего времени в Африке не обнаружено ни одного письменного памятника права туземного происхождения. Существующие в настоящее время своды обычно-правовых норм являются результатом инициативы органов власти африканских государств или научно- исследовательской деятельности;
  • — общинный характер применения обычаев и традиций. Решения на основе обычаев по гражданским, семейным и другим делам, как правило, выносятся коллегиальными органами — собранием членов семьи, родовой общины и т. д.

Указанные признаки не исчерпывают всех особенностей обычая, к которым следует отнести также консерватизм, юридический и религиозно-этнический характер обычно-правовых норм. Кроме того, зарубежные и отечественные специалисты отмечают еще и казуистич- ность (от лат. casus — случай), которая выражается в том, что формирование обычного права часто исходит из юридического решения отдельных конфликтных случаев.

Правовой характер обычаям придается с помощью известной юридической практики: а) включения их в нормативный правовой акт; б) прямой отсылки к санкционированному правилу; в) придания обычаю государственной санкции путем вынесения судебного решения на основе обычаев.

Источники обычаев:

  • — кодексы, постановления местных органов власти и распоряжения вождей, основанные на местных обычаях;
  • — судебные решения;
  • — законы, учитывающие или содержащие обычно-правовые положения.

Указанные источники характеризуются как нормативные, однако обычные нормы, которые в них содержатся, меняются по форме, но по содержанию остаются обычаями.

Будучи письменно зафиксированными, обычаи приобретают вид «цивилизованных» правил поведения, устойчивых и авторитетных. Нормативный правовой акт, основанный на обычае, становится более понятным и доступным аборигенам.

87. Государство и личность

В системе факторов, определяющих положение человека в обществе, исключительно важная роль принадлежит государству и праву, о чем говорилось ранее.

Рассмотрим более предметно вопрос о многообразных связях государства, права и личности в современной России.

Заметим, категория " личность" имеет для правоведения исходно-ключевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. Все отрасли права – административное право, трудовое право, семейное право и др., в значительно меньшей степени гражданское, ставят личность в центр регулируемых отношений. Речь идет о субъекте, обладающем сознанием, волей, способностью контролировать свое поведение, отвечать за свои поступки, что не всегда относится к субъектам гражданского права (малолетние и др. ).

Многообразие связи права и личности в юридической литературе характеризуется прежде всего посредством правового статуса, в котором отражены все основные стороны юридического бытия индивида. Имеется в виду собирательная и аккумулирующая категория, отражающая юридический аспект социального положения личности, ее взаимоотношения с государством.

Слово " статус" (от лат. status) означает положение, состояние кого-либо или чего-либо, т. е. статус личности, человека, гражданина.

Правовой статус – совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей, определяющих и юридически закрепляющих его правовое положение в обществе.

Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 " Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ. Здесь в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России. В ст. 2 Конституции РФ установлено: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства".

Наряду с Конституцией РФ нормы этого института закреплены системой иных законодательных актов. К таким актам относятся Федеральные законы от 31. 05. 2002 № 62-ФЗ " О гражданстве Российской Федерации", от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", " О свободе совести и о религиозных объединениях" и др.

Правовой статус устанавливает рамки, своеобразные границы возможного и должного поведения людей, их общественно значимой деятельности.

Очевидно, в основе правового статуса " находится" фактический социальный статус, т. е. реальное положение человека в определенной системе общественных отношений. С этой точки зрения правовой статус личности имеет исторически изменчивый характер и зависит от целого ряда факторов: экономического развития, вида политического режима и т. д.

Скажем, в нашей стране в условиях действия административно-командной системы было одно реальное положение человека в области экономических и политических отношений (незначительные самостоятельность и творческая активность). В настоящее время в период формирования рыночных отношений и гражданского общества изменилась обстановка, реальное фактическое положение людей и соответственно изменилось их правовое положение. Современное право России закрепляет эти изменения и соответственно правовое положение членов общества. Иными словами, право лишь " фиксирует" это фактическое положение, оформляет его.

Сказанное означает, что правовой статус личности – это положение человека в обществе, которое имеет свое юридическое оформление.

В научной литературе иногда утверждается, что правовое положение личности является более широким понятием, чем правовой статус. С этим выводом можно согласиться, в частности, потому, что в силу изменений в трудовой и общественной жизни, семейном положении персональные права и обязанности меняются на протяжении жизненного пути, соответственно изменяется и правовое положение личности.

Какова структура правового статуса, из каких элементов он строится?

Сердцевину, основу правового статуса (правового положения) личности составляют ее права, свободы и обязанности. Иными словами, правовой статус – это основанная на законе система прав, свобод и юридических обязанностей гражданина.

Поскольку элементом правового статуса являются не только права, но и свободы граждан, обратим внимание на их смысловые особенности. Есть ли разница между этими понятиями?

Конституция РФ применительно к различным возможностям человека и гражданина содержит два термина - " права" и " свободы". Какого-либо принципиального различия между ними нет.

Вместе с тем это близкие, но не совпадающие понятия. Под свободой можно понимать возможность личности обладать чем-то, например свободой мысли, свободой совести. Права личности – что может и вправе делать человек таким образом, чтобы его поведение не противоречило интересам других граждан, общества в целом, т. е. возможность человека и гражданина совершать конкретные действия, направленные на реализацию права, например, право на объединение, право избирать и быть избранным.

Наряду с этим отметим следующее: лишь некоторые из прав, а именно требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмотрения, самодеятельности и нередко ответственности по отношению к другим лицам, целесообразно называть свободами. В юридической литературе признается, что понятие " свобода" гражданина предполагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в связи с этим свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Как известно, юридическая обязанность – это установленные законом вид и мера должного, необходимого поведения лица. Она представляет собой властную форму социальной регуляции. Сочетание прав и обязанностей образует оптимальный баланс интересов личности и государства. Юридические обязанности направляют поведение людей в необходимом для коллектива, общества, государства направлении. Без юридических обязанностей не может обойтись ни одно государство и общество.

В юридической литературе наряду с названными компонентами правового статуса называют и другие. В их числе:

  • – нормы права;
  • – законные интересы;
  • – правосубъектность;
  • – гражданство;
  • – юридическая ответственность;
  • – юридические гарантии и т. п.

Здесь надо высказать некоторые уточнения. Представляется, что предлагаемые дополнительные компоненты правового статуса (нормы права, правосубъектность, гражданство) выполняют по отношению к правовому статусу роль юридических предпосылок. Несомненно то, что права и обязанности граждан, порядок их приобретения и реализации закреплены в нормах права.

Выходит, нормы права – это предпосылки правового статуса, а не его элемент. Без юридических норм нет и правового статуса. Аналогичное суждение можно высказать и относительно гражданства, от которого зависит объем прав и свобод граждан. Законный интерес – это тоже предпосылка, момент на пути формирования новых прав и свобод граждан. Скажем, интересы населения в благоприятной окружающей среде нашли " преломление" в ст. 42 Конституции РФ, природоохранительном законодательстве.

Можно сказать, что в содержание правового статуса такие интересы нс входят, пока нс будут опосредованы правом, т. е. не станут правовыми нормами. Подобные суждения применимы и к юридическим гарантиям. Такие гарантии, безусловно, характеризуют положение личности в обществе, направлены на фактическую реализацию прав, свобод и юридических обязанностей.

Однако если быть точным, – то надо заметить: юридические гарантии по отношению к правовому статусу являются внешним элементом, как бы остаются за его пределами. Как видно, есть гарантируемое – правовой статус и есть гарантии правового статуса.

Правовой статус – сложная, комплексная категория, отражающая многообразие связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В связи с этим в теории права принято различать три следующих вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как " общее", " особенное" и " отдельное".

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией РФ и выражает то значение, которое личность имеет в обществе. Следовательно, общий правовой статус адекватен, тождествен понятию конституционно-правовой статус.

Поскольку общий правовой статус определяется Конституцией РФ, он не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, должности, выполняемых профессиональных функций, семейного положения).

Общий (конституционный) правовой статус характеризуется определенной статичностью, обобщенностью. Изменение содержания общего правового статуса зависит от воли законодателя, но не от воли отдельного лица.

В правовой статус, как общее понятие, не входят многочисленные субъективные нрава и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают. Сказанное объясняет и то, что общий правовой статус является базовым, исходным для остальных разновидностей статуса. Именно по базовому (общему) правовому статусу можно судить о характере, степени демократичности общества, государства.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения специальных функций (студенты, бизнесмены, адвокаты, участники войны, пенсионеры и др. ). Названные социальные группы и другие с учетом общего статуса граждан Российской Федерации могут иметь дополнительные обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Отметим также, что общий и специальный статусы соотносятся как общее и особенное. В специальных статусах детализируются положения общего правового статуса, а также устанавливаются специальные права и обязанности определенных социальных групп.

Индивидуальный правовой статус определяется особенностями конкретного человека (пол, возраст, семейное положение, профессия, должность, стаж и т. д. ), представлен совокупностью персонифицированных прав и обязанностей граждан. Этот (индивидуальный) статус отличается подвижностью, динамичностью, поскольку он изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Как видим, общий правовой статус у всех граждан один, специальных статусов, как у различных социальных групп, много, индивидуальных статусов столько, сколько существует индивидов. Заметим, специальные и индивидуальные статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Примечательно то, что специальный, а также индивидуальный правовой статус конкретного лица шире, объем нее общего правового статуса. Индивидуальный правовой статус охватывает помимо общих для всех граждан прав и обязанностей также и дополнительные права и обязанности, которые конкретный индивид приобретает, вступая в различные правоотношения.

В целом отметим следующее: в общей шкале правовых ценностей правовой статус личности (гражданина) занимает исключительно важное значение, что подтверждается ст. 64 Конституции РФ. По-видимому, этим объясняется то, что вопросы правового статуса гражданина (личности) составляют важное научное направление в общей теории государства и права.

88. Нарушение прав человека

Под нарушением прав и свобод человека понимается любое нарушение, независимо от того, нарушены ли кем-либо права, закрепленные в законах страны, либо наоборот, изданы законы и на их основе попираются права человека.

В первом случае речь идет о совершении правонарушений, и государство обязано создать такой режим власти, чтобы любой потерпевший мог обратиться в государственные органы за защитой своих нарушенных прав, В Российской Федерации создана целая система правоохранительных органов, защищающая права и законные интересы граждан, от посягательств на них от кого бы то ни было.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Любой гражданин вправе обратиться в суд на любое посягательство в отношении своих прав и свобод.

Самым тяжким нарушением прав и свобод человека является преступление, ответственность за него предусматривается Уголовным кодексом РФ. Для борьбы с преступностью и охраны правопорядка в государстве созданы органы внутренних дел, прокуратура. Юридическую помощь населению оказывает адвокатура.

Однако, если с конкретными нарушениями прав и свобод можно бороться (государство берет на себя такую обязанность), то со второй группой нарушений дела обстоят иначе. Что делать, если в государстве античеловечные законы, если сами законы попирают естественные права человека, если в государстве сложился антидемократический тоталитарный режим? В этом случае права человека не только не защищены, но их нарушение становится нормой жизни. Такие нарушения прав человека называются международными преступлениями. К ним относятся: фашизм, расизм, агрессия одного государства против другого и т. п. В качестве примера можно вновь обратиться к периоду «культа личности» в нашей стране, когда приговоры выносились различными «двойками» и «тройками» без всякого суда и следствия, а к высшей мере наказания приговаривали списками. Такие нарушения, прав человека еще страшнее, так как личность лишена даже возможности каким-либо способом отстоять свои права.

89. Правовое государство: понятие, признаки, основные принципы.

Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для оптимального ограничения с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противовес произволу, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

· 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности уверенности в стабильности своего правового статуса (социальная, содержательная сторона);

· 2) последовательное «сдерживание» с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантированность каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

взаимной ответственности государства и личности и т. д.

Признаки правового государства в целом предопределены свойственными ему принципами. В юридической литературе к признакам правового государства относят:

· 1. Верховенство закона, означающее, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Приэтом верховенство закона понимается как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Имеется в виду реальное господство закона во всех сферах жизни общества. Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подзаконных правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц выносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.

· 2. Связанность государства с правом. Законы издаются государством, но последнее не вправе считать их своей «собственностью», поскольку в основе закона лежит воля народа. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека.

· 3. Взаимная ответственность государства и гражданина. Гражданин, совершивший правонарушение, привлекается государством к тому или иному виду юридической ответственности и может быть осужден. В этом проявляется ответственность гражданина перед государством. Но в этой связи есть и другая сторона. Государство, нарушившее право гражданина, принесшее ему вред (например, при незаконном аресте, осуждении), должно также нести ответственность. В правовом государстве нет, и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы ограждено от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск.

· 4. Обеспеченность прав и свобод человека и гражданина. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина - основа правопорядка. Одним из признаков правового государства является наличие в нем системы органов, обеспечивающих реализацию законности, охрану прав и законных интересов граждан, их юридическую защищенность от произвола государства и отдельных должностных лиц.

· 5. Разделение властей - важный признак правового государства. Это дает возможность создать и поддерживать в обществе режим демократии, законности, предотвращать попытки узурпации власти, сосредоточения в одних руках.

Кроме названных, есть и другие признаки, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...