Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия – демократическое государство. Формы представительной и непосредственной демократии. Идеологический и политический плюрализм.




Демократический характер РФ находит свое выражение в таких структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

Референдум РФ — всенародное голосование ее граждан по наиболее важным вопросам государственного значения — проводится на всей территории федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии. ФЗ от 1997 года, с изменениями и дополнениями от 1999 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определяет основные гарантии реализации гражданами РФ их конституционного права участвовать в референдуме, избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в действиях по подготовке референдума. Референдумы проводятся в порядке и сроки, установленные ФКЗ 1995 г. «О референдуме РФ» (в ред. 2002 г.). На референдум субъекта РФ не могут выноситься вопросы, находящиеся в ведении РФ либо в совместном ведении федерации и ее субъектов, а на местный референдум — вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Выборы в Российской Федерации — это выборы Президента РФ, депутатов ГД РФ; выборы в органы государственной власти субъектов РФ — депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, глав субъектов РФ; в органы местного самоуправления (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления). Правовую основу выборов составляют ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Конституционное закрепление принципа разделения властей — важная предпосылка эффективного функционирования государственной власти, которая в соответствии с Конституцией РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других. Поэтому последовательная реализация данного принципа есть необходимое условие надежного функционирования всего государственного механизма. Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.

Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации. Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима. Политическое многообразие означает, во-первых, многопартийность, во-вторых, равенство общественных объединений перед законом, в-третьих, свободу деятельности общественных объединений, в-четвертых, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Согласно ФЗ «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей. Учредителями общественных объединений являются физические (не менее трех) и юридические лица. В ФЗ устанавливаются следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политических партий) и общественное движение (для политических движений) (ст. 7); даются особенности каждой из этих форм (ст. 8—12). По территориальной сфере деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные, местные (ст. 14). Закрепляются основные принципы взаимоотношений государства и общественных объединений, главным из которых является их невмешательство в деятельность друг друга. Среди общественных объединений важное место занимают политические партии. Именно партии органически связаны с осуществлением государственной власти, они участвуют в формировании ее органов, выдвигают кандидатов в депутаты, ведут предвыборную агитацию, действуют в качестве фракций в ГД РФ, в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. В других государственных органах, в ВС РФ создание и деятельность организационных партийных ячеек не допускаются.

Важный элемент демократизма Российского государства — функционирование местного самоуправления, которое выступает одной из форм осуществления народовластия.

О значимости местного самоуправления для развития российского общества свидетельствуют:

- закрепление местного самоуправления в гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя»;

- признание и гарантированность местного самоуправления Конституцией;

- самостоятельность при осуществлении своих полномочий; отделение местного самоуправления от государственной власти (ст. 12).

Местное самоуправление в Российской Федерации — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, учитывающая интересы населения, его исторические и иные местные традиции. Основные направления реформы местного самоуправления предусматривают решение задач по созданию финансово-экономической основы местного самоуправления, формирование муниципальной собственности, организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...