Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1 Идейно-тематический анализ




· Предлагаемые обстоятельства и фабула пьесы.

Это пьеса-малютка об одиноких озлобленных людях. Основное действие происходит зимним вечером в театре перед спектаклем. Главной героине - Наде, не в чем ходить, в тот момент, как её мать тратит деньги на своих возлюбленных. Доведенная до отчаяния равнодушием матери, она решает пойти работать - устраивается в театр уборщицей, чтобы заработать на сапоги. Там ей приходится мыть лишнее и выбегать в одном халатике выливать воду зимой на задний двор. С ней пытается подружиться работающая в этом театре уборщица Лейла. Эта девушка приехала в Москву после смерти матери, спасаясь от жестокости родного отца. Семья распалась, дети разбежались кто куда, Лейла, закончившая на родине университет, выбирает культурную столицу.

Появляется местный юродивый, который работает в этом театре - дядя Лёва. Он с первых же минут раздражает Надю своим присутствием. Лейла пытается примирить свою «новую подругу» с существованием этого неприятного «злодея». Она сама терпит его вид и пытается вообще не замечать его. Лейла работает в театре давно и поэтому все о нем знает. Она посвящает Надю в тайну проклятия театра местной актрисой за то, что они (люди театра) погубили искусство и талант. История проклятия порождает в душе новоиспеченной уборщицы страх и возмущение. Все это Надя выливает на Лейлу, указывая на ее физическое уродство. Лейла терпеливо сносит обиду.

Дядя Лёва выносит на просушку старый бутафорский крест. С этого момента юродивый и крест становятся объектом пристального внимания Нади. Фигурка Христа вызывает у нее жалость и возмущение: кто допустил, что Христос вот-вот сползет с креста. А, вообще, она в Бога не верит, таинственная церковь ее притягивает и пугает, так же, как и Лева. Движимая нездоровым любопытством, она начинает к нему «докапываться» - обзывается и машет руками. Лейле становится страшно, она убегает. Дядя Лева ревет и мчится на Надю, кидает ей в голову камнем. Она убегает, а Лева еще долго мотается в адском пространстве снега и пара.

Девушки возвращаются, пытаются не обращать на мычащего Леву внимание и заняться делом. Лейла делится с Надей своей мечтой – иметь большой дом, детей, мужа, семью. Ее мечта близка и главной героине. Девушки увлекаются игрой в Дом. «Портит» все юродивый: «О, дебил, куда влез? Все испортил, дурак! » [7, с. 154]. И дядя Лева опять мечется. Совершается Надина месть, она выгоняет из воображаемого дома, того, кто не такой, как она.

Приступ ненависти обрушивается на юродивого, комендантшу, которая крадет их деньги и телогрейки, на свою же подругу-уборщицу, коллегу по работе и несчастиям.

Театральный крест все больше притягивает к себе внимание замерзающей Нади. Ей уже кажется, что на нем проявился божий лик. Чтобы убедиться в этом, она пробирается к кресту в шлепанцах по воде и снегу, стирает пальцами снег из впадин, и лица больше нет.

Лейла смеется, оказывается, это просто снег набился в трещины. Надя в замешательстве бредет обратно. За свой обман она набрасывается на театральных придурков и на несчастного дебила Леву: «Что пялишься? Урод. Не бойся, тебе морду не вытру. Даже перчаткой» [7, с. 158].

И совершается то, чего уже, видимо, нельзя было избежать, совершается наказание. Из уст не говорящего юродивого звучит словесная угроза: «Я скажу, тебя с работы уволят» [7, с. 158]. Это тот случай, когда немой заговорил. Надя в потрясении оцепенела. А ничего не слышащая Лейла все уговаривает ее не бояться и не трогать злого дядю Леву. Крик Нади завершает театральную историю уборщицы.

Меняется место действия, мы снова переносимся в дом главной героини. Утро. Яркое небо в окне. Надя заболела, у неё жар, ей мерещатся повсюду «жаромолнии», ей страшно, она бежит к маме с криками о помощи.

Мама холодно советует ей выпить таблетку, и уходит на свидание.

· Главная тема пьесы.

История о «Замёрзших душах», о людях, которые «замерзают» от неприкаянности, жестокости и равнодушия к ближнему.

· Идея автора.

Отсутствие любви, участия, тепла и сострадания выжигают душу изнутри, замораживают чувства, ожесточают и вселяют в сердца злобу и равнодушие. «Замерзшие» начинают мстить окружающему миру, за что и получают наказание.

· Основной конфликт.

Заключается в нежелании и неумении понять, принять участие в жизни другого человека, сострадать ему, проявить любовь и подарить хотя бы немного тепла.

· Жанр пьесы.

Жанр своих драматических произведений Нина Садур определяет как «русскую народную галлюцинацию», так как граница между бытовым и сверхъестественным, реальным и потусторонним в ее произведениях всегда открыта. Называя себя реалистом, писательница поясняет: «Ибо, что есть реализм в первоначальном значении: зримое чувственное восприятие мира. В перспективе своей русская литература выберет себе путь сочетания реализма (как его понимаю) с мистицизмом. Можно назвать его реализмом призрачного» [21]. Таким образом, Нина Садур сама подсказывает ключ к осмыслению своего, не поддающегося однозначному определению творчества, характеризуя его как «тайну и мистику». Действительно, все произведения драматурга пронизаны мистическим ощущением таинственной непостижимости и объемности, многогранности мира, в котором «не человек властвует над обстоятельствами — они могут вызвать катастрофические трансформации его жизни, например, в безумие» [21].

Нина Садур не определяет жанр пьесы-малютки «Замёрзли», оставляя для режиссёра право выбора, как ставить данное произведение.

· Система художественных образов.

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла. В драматическом произведении система образов складывается так: главный герой пьесы – герои-антиподы главному герою – второстепенные персонажи – внесценические персонажи. Внесценический персонаж упоминается в речах персонажей, находящихся на сцене, но сам на сцене не появляется. Внесценические персонажи особенно важны для характеристики общества, лиц, их упоминающих [24].

В пьесе «Замерзли» всего четыре действующих лица. Главная героиня – молодая девушка, москвичка Надя. Герои-антиподы главной героине – уборщица Лейла, девушка из Дагестана и дядя Лева, юродивый, прикормившийся в театре. Второстепенный персонаж пьесы – Мама Нади. Внесценические персонажи – Комендантша, Отец Лейлы. Действующие лица пьес Садур - странненькие, блаженные, больные нелюбовью и страхом. Персонажи подчеркнуто просты и неблагополучны. Но именно они становятся тем центром, что притягивают лучи, идущие как из тьмы, так и из света. И пьеса «Замерзли» в этом случае не исключение.

Несмотря на то, что Надя живет в Москве с матерью в собственной квартире, благополучной ее жизнь не назовешь. Отсутствие отца и вечный поиск мамы «своей второй половинки» лишают главную героиню морального и материального благополучия. Дело доходит до того, что на начало пьесы у нее нет зимних сапог, а родительница денег не дает и ей приходится идти самой работать. По возрасту, мы предполагаем, что Надя еще учится. Лейла приехала в Москву из Дагестана, сбежала от избивающего своих детей отца. Несмотря на то, что она окончила университет, работает уборщицей в театре, боится, что выгонят, ведь у нее нет прописки, живет в общежитии. При всей своей молодости она боится не выйти замуж, ведь отец отбил ей слух и челюсть. В столице она никому не нужна, а любимая родина ничего хорошего ей не сулит.

Дядя Лева – местный юродивый, «недоразвитый человек», «урод», «страхолюд», «дурак». Он не разговаривает, только мычит и выгибается. Комендантша пристроила его на работу, дала халат и возможность жить и питаться при театре. Рабочие его жалеют: кормят, поят чаем, отдают пустые бутылки. Родных и близких у него нет, дома тоже. У Садур к юродивым особое отношение. Для нее юродивый - святой, и через нездоровые души, и больные тела персонажей истекает на сцену и добро, и зло. Они не в силах остановить то, что течет сквозь них, не в силах забыть, не вспоминать, и сквозь «дыры в сердцах» темнота продолжает стекать в пространство их жизни.

Жить с таким грузом очень тяжело, почти невозможно. Это состояние периодического умирания и пытается описать Садур, представляя это умирание в столкновении с рафинированным злом или злом в чистом виде. И эти люди с больным воображением живут в таком же больном мире. Сдвинутый со своего привычного места, мир также существует со сдвинутым сознанием и приобретает черты и признаки помешательства. Поэтому мир и действующие в нем персонажи не удивляются поступкам друг друга - ведь возможно все.

Мистические реалии, разбросанные по пьесам, сгущают и без того достаточно мрачное пространство пребывания персонажей. «Мир в изображении Садур - не что иное, как театральный задник, плоская декорация, на фоне которой любое живое существо приобретает тенденцию к сплющиванию и схематизации. Пьесы Садур - это кошмары, посещающие людей наяву, бредовое настоящее, в котором мы все живем. Театрализация это только усиливает, взгляд читателя из зрительного зала, из темноты на освещенный кусок безумной игры в жизнь заставляет предположить, что и сам смотрящий является актером, играющим роль зрителя, - и так до бесконечности - выходя из одного сна в очередной сон - сможешь ли проснуться раньше собственной смерти? » [23].

· Композиция пьесы.

Современная пьеса тяготеет к «сворачиванию» сюжетно-фабульной канвы в один акт, такова пьеса Нины Садур «Замерзли». В пьесах Садур драматическое действие как сюжетно-композиционная доминанта выражает авторское мировосприятие: событием становится само движение авторской мысли, рассуждения.

Композиция – это определенное расположение элементов художественного произведения, подчиненное авторскому замыслу в раскрытии идейного содержания, она никогда не бывает случайной и выражает художественный смысл произведения. Одним из наиболее распространенных композиционных приемов является повтор, на основе которого создается кольцевая композиция. В пьесе «Замерзли» автор использует этот непростой прием для воплощения особого художественного смысла, используя необычный порядок и сочетание частей произведения, образов, средств выразительности. В основе композиции пьесы-малютки лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения элементов его начала. По своей структуре драматический текст пьесы делится на три части. Первая часть начинается с единственной скупой ремарки «Дома у Нади. Светло и тихо» [7, с. 142]. Автором обозначается место действия и его атмосфера. Объем реплик катастрофически мал: «Надя. Мне все это надоело. Ты все деньги на своих любовников тратишь, а я голая хожу. Я пошла работать. Мама (наряжаясь). Иди, кто тебе не дает» [7, с. 142]. Но, невзирая на это, драматургу удается раскрыть эмоциональный накал и всю историю взаимоотношений в семье. Уникальность авторского приема заключается еще в том, что этот малый текстовой объем дает нам экспозицию и завязку действия.

Следующая часть является основной в пьесе и самой большой по объему текста и насыщенности событий. Место действия и атмосфера категорически противоположны: «Работа. Темно. Метель» [7, с. 142]. Основное действие развивается в объеме семи кусков. Ремарки скупы, но точно задают атмосферу, физическое и эмоциональное состояние героев.

Третья и первая части во многом идентичны. Та же скупая и атмосферная ремарка вначале: «Дома. Утро. Яркое небо в окне» [7, с. 158]. Она снова переносит нас в дом главной героини, правда первая реплика Нади расширяется до монолога, который является наивысшей точкой эмоционального напряжения. И опять пара скупых реплик дает нам точное осознание происходящего и заключает в себе развязку всей пьесы. «Надя. Мама, мамочка, что это было такое! Мамочка! Я же сгореть могла! Мама (пудрит носик). Прими аспирин и не бери в голову» [7, с. 159].

· Актуальность пьесы.

В своём творчестве писательница затрагивает многие темы, и одна из основных это - нежелание понять другого человека. Вот и в пьесе «Замерзли» Нина Садур поднимает эту проблему. Она пишет о том, что порой даже самые близкие люди, которые находятся рядом, на самом деле могут быть абсолютно далеки от нас, не слышать и не понимать того, что мы пытаемся до них донести. Также в этой пьесе заложена глобальная идея «замёрзших душ», и замёрзли они как внешне, так и внутренне, от одиночества, нищеты, отсутствия любви и сострадания. В наше время равнодушие считается нормой. Мы можем спокойно пройти мимо страдающего человека, и даже не задуматься о том, что ему нужна наша помощь. Слово «сочувствие» для нас стало чуждым. Мы привыкли к тому, что нам мало кто помогает в трудные моменты жизни. В свою очередь, мы точно также поступаем с другими людьми, порой даже с самыми близкими. Мы скупы в проявлении чувств, в отдаче тепла и заботы ближнему своему, и поэтому окружающие нас люди также поступают по отношению к нам. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что пьеса-малютка Нины Садур «Замёрзли», как никакая другая актуальна в наше время.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...