Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Режиссерский замысел.




· Сверхзадача спектакля.

Направить взгляд зрителей вглубь своей души, и задаться вопросом: а не замерз ли я? Что я несу в мир: добро или зло, любовь или ненависть, сострадание или безразличие? И честно ответить самому себе.

· Сквозное действие, контрдействие.

Сквозное действие пьесы – желание спасти себя от одиночества, неприкаянности, «замерзания души».

Контрсквозное действие – собственная ненависть, злоба и равнодушие не дают им «спастись».

· Событийный ряд.

Ведущее предлагаемое обстоятельство – у Нади расклеились зимние сапоги, ей не в чем ходить, она замерзает.

Исходное событие – мама собирается уйти на свидание, равнодушно игнорируя упреки и просьбы дочери, о том, что ей не в чем ходить.

Начальное событие – бунт Нади против маминого безучастия и равнодушия к ней. Начинается месть окружающему миру.

Центральное событие – Надя разрушает иллюзорный Дом мечты, в котором есть гармония и любовь. В душе Нади воцаряется злоба и ненависть.

Финальное событие – бунт и месть миру закончилась наказанием. Надя замерзла и заболела.

Главное событие - мама снова уходит на свидание, оставляя больную Надю одну. Ее душа замерзает.

· Жанр спектакля.

Жанр спектакля мы определили как «притча в одном действии». Притча с давних времен привлекала внимание людей. Небольшие истории, хранившие мудрость, передавались от поколения к поколению. Сохраняя доходчивость изложения, притчи предлагали человеку задуматься об истинном смысле жизни, то есть это - небольшой поучительный рассказ, несущий в себе моральную или религиозную мудрость.

Притча по своим основным признакам очень похожа на басню, только более высокого «уровня». Кроме того, басни имели законченный сюжет, чего притча была часто лишена. 3Этот жанр имеет иносказательный характер и морально-религиозное направление. В русской литературе термин «притча» наиболее употребим к библейским сюжетам. У нее есть одна особенность, которая притягивает внимание читателя и очень точно ее характеризует. Истина в ней никогда «не лежит на поверхности». Она открывается каждому в нужном ракурсе, так как люди все разные и находятся на разных этапах своего развития. Смысл притчи понимается не только разумом, но и чувствами, всем существом.

Вот и пьеса «Замёрзли» соответствует всему вышеперечисленному. Она, безусловно, носит поучительный характер, имеет морально-нравственное и религиозное направление, и лишена законченного сюжета.

· Характеристика действующих лиц. Сквозное действие роли и сверхзадача персонажей.

Надя – москвичка, учится предположительно в десятом классе. Единственный ребенок у матери, росла без отца. Особенных интересов и жизненных стремлений нет. Надя озлоблена на жизнь из-за отсутствия внимания, заботы и поддержки со стороны матери, которая занимается устройством личной жизни. У Нади нет теплых зимних вещей, и она устроилась работать уборщицей в театр. Постоянно грубит, огрызается и дерзит окружающим. Сквозное действие и сверхзадача – стремление спастись от равнодушия, отсутствия веры в людей и бога, от замерзания в прямом и переносном смысле ради жизни.

Лейла – дагестанка, сбежала после смерти матери из родного дома от жестокого отца в Москву. Устроилась работать уборщицей в театре, живет в общежитии, прописки не имеет, поэтому остро ощущает свою бесправность. Плохо слышит, отец отбил челюсть и слух. Имеет большую семью, с которой не поддерживает связи. Окончила университет у себя на родине, но особыми интеллектуальными познаниями не отличается. В столице чувствует себя одинокой, никому не нужной. Спокойная, хитроватая, общительная. Сквозное действие и сверхзадача – стремление спастись от одиночества, жестокости людей, от душевного замерзания ради жизни.

Лёва – мужчина средних лет, странный в поведении и общении (только мычит), в народе таких людей называют юродивыми. По каким-то причинам живет в театре, можно даже сказать «работает», комендантша его держит здесь из милости. Он помогает рабочим, выполняет мелкие поручения. Театральный народ называет его дядя Лева, одни его побаиваются, другие жалеют, а кто-то относится совершенно безразлично. Одинокий человек, никому не нужный и никем не любимый. Сквозное действие и сверхзадача – стремление спасти девушек от равнодушия, отсутствия веры в людей и бога, от замерзания их душ ради жизни и любви.

Мама - мать Нади, молодая еще женщина, одинокая, одна воспитывала дочь. Родственного окружения автор не дает. Живет вдвоем с дочкой в Москве, в собственной квартире. Работает, имеет определенный достаток, но тратит финансы исключительно на себя и своих «любовников». В погоне за уходящей молодостью, изо всех сил пытается хорошо выглядеть, чтобы нравиться молодым парням. О дочери заботиться перестала, считает ее придирки капризами, равнодушно относится к ее проблемам. Сквозное действие и сверхзадача – стремление спастись от женского одиночества, страха потери молодости и возможности найти своего мужчину ради жизни.

· Атмосфера спектакля.

Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. В произведении театрального искусства атмосфера возникает через выявление взаимодействия человека с окружающими людьми и с обстановкой. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, психофизическое самочувствие времени, в котором он живет. Атмосфера не только порождается основными событиями - она является одновременно и причиной, и следствием этих событий. Атмосфера спектакля выстраивается с помощью декораций, освещения, музыкального оформления, костюмов. Очень многое для создания атмосферы спектакля дает сам автор пьесы. Можно сказать, что Нина Садур атмосферный драматург, в ее скупых ремарках дается не только место действия, но и эмоциональное состояние персонажей и природы, атмосферы, всего окружения: «Светло и тихо». «Темно. Метель». «Дядя Лева мычи и мотается. Снизу валит пар от горячей воды, сверху снег. Дядя Лева мычит и мотается во всем этом». «Надя бредет по луже обратно». «Утро. Яркое небо в окне». Мы видим, что конфликтность и драматизм истории заложен уже в ремарках. Атмосфера спектакля «Замерзли» будет напряженной и «холодной», потому что на улице метель, потому что в душах героев пьесы холодно от злобы и равнодушия. Помогут создать нужную визуальную картину и сценическую атмосферу сценография, световое и музыкальное оформление, дополнительные технические средства (дымовая машина и снеговая машина), костюмы и грим. Но, конечно, главным создателем атмосферы спектакля будут являться актеры – носители авторской идеи.

· Принципы мизансценирования.

Мизансцена - расположение на сцене. Это выразительное средство реализации замысла спектакля, наиболее точный способ выявления действий и поведения актёра в воплощении замысла режиссера.

Действие спектакля будет разворачиваться на основной сценической площадке театрального зала и захватит пространство перед сценой, так что зрители увидят крупный и удаленный планы актеров. Квартира Нади и мамы будет выстраиваться как раз перед сценой. Это, скорее всего, будет не интерьерная история, а условное обозначение места действия. Пандус, расположенный в центре и покрытый домашним покрывалом создаст иллюзию кровати. Справа от кровати будет находиться трюмо советских времен, перед которым мама примерит свои платья, собираясь на очередное свидание. Слева от пандуса поставим деревянную вешалку, на ней пальто, шарф мамы, внизу сапоги. Все работает на авторскую мысль: есть иллюзия семейной квартиры, а теплого настоящего дома близких друг другу людей нет.

На сцене будет проходить основное действие спектакля. Скупыми декорационными средствами создадим пространство заднего двора театра: сохранившаяся стена от разрушенной церкви, помойка, скамейка с фонарем, театральный подвал. Рабочим станет все сценическое пространство. Активно будет использоваться первый план и авансцена. Уборщицы Надя и Лейла обживут и помойку, и скамейку, и подвал-пандус. Дяде Леве будет принадлежать третий план, ведь он все время мотается у церковной стены. Там будет протекать его сценическое житье, расположится вынесенный и для просушки бутафорский крест, у стены Лева хранит свои бутылки и там же он пишет послания богу.

Основными мизансценическими точками станут расположенная слева, на втором плане, скамейка, в центре третьего плана церковная стена, подвал, спускающийся со сцены вниз, к зрителям. Пространство театрально-концертного зала достаточно большое, что необходимо для нашего замысла.

В спектакле будут использоваться различные ракурсы: фас, профиль, троакар, спина, полу-спина. А также фронтальные, диагональные, глубинные и авансценные, горизонтальные, плоскостные мизансцены. Ключевыми станут мизансцены - треугольники, объединяющие трех персонажей истории, раскрывающие отношения героев друг к другу, внутренний накал и конфликтность истории. Монолог главной героини будет строиться на наклонном пандусе, в клубах дыма и огненных языков адского пламени. Дымовая машина и прожектора с красными фильтрами дадут такой эффект. Крупный план Нади даст больший эмоциональный заряд для зрителя.

· Темпо-ритм спектакля.

Темпо-ритм - это содержание действия, его внутренний настрой, накал, напряжение. Он тесно связан с понятием «темперамент»- возбудимость, восприимчивость человека к впечатлениям от явлений внешнего мира.

Определив «темп», как количество и скорость действий, а «ритм», как равномерную активность, и объединяя их, мы и приходим к пониманию «темпо-ритма», как единого элемента сценического действия, вбирающего в себя и количество действий в единицу времени и их накал, напряжение, интенсивность в равномерном протекании.

Темпо-ритм данного спектакля можно сравнить с диаграммой биения сердца. Если отследить поведение главной героини, то легко заметить «взлёты» и «падения» её поведения. Вот она, казалось бы, спокойна, но в долю секунды настроение её меняется, и она агрессирует в отношении внешнего мира, затем снова успокаивается, и так происходит на протяжении всего спектакля, и даже в финальном монологе - то «жаромолнии» успокаивают её и приятно согревают, то уже вытесняют её и сжигают.

Что же касается остальных персонажей, то темпо-ритм мамы предельно спокоен и размерен. Сложно представить, что же способно вывести её из этого состояния равнодушия. Также и у Лейлы, которая ко всему старается относиться терпимо и с долей напускной веселости, поддерживающей ее в одинокой жизни. У дяди Лёвы сложный и самый активный темпо-ритмический рисунок роли: он постоянно мечется, мотается, мычит и особенно ярко отображает тему «неприкаянности» в данном произведении.

Внешние предлагаемые обстоятельства диктуют быстрый темпо-ритм, так как скоро в театре спектакль, а работа уборщиц ещё не завершена. Но при этом не создаётся впечатления, что уборщицы куда-то торопятся. Скорее наоборот, что-то держит их в этом месте, и это явно не мысли о работе. Создаётся впечатление, что в этом месте время остановилось и никакие физические, внешние действия не интересуют никого, только внутренние мысли, которые тревожат каждого из них.

· Внешний образ спектакля.

Художественный образ спектакля создается из множества компонентов. Кроме видения его режиссером и художником, в решении сценографического образа участвуют обязательно и актеры, принимающие участие в постановке. Это необходимо для того, чтобы артисты чувствовали себя комфортно в обстоятельствах не только предложенных драматургом, но и в реально созданных декорациях, костюмах, предметах интерьера.

Таким образом, художественный образ спектакля строится на основе правды безусловного поведения актеров в определенном условном, нафантазированном игровом пространстве со своими условными игровыми правилами, обусловленными идейным замыслом, отбором и монтажом.

Подлинно художественный образ спектакля не терпит «излишеств». В сценическом оформлении, как мы уже говорили, задействованы артисты - герои спектакля. И те уголки, что окажутся для их действия ненужными, те предметы, к которым они не прикоснутся, те живописные панно, к которым они не будут иметь отношения, — «мертвый капитал», чужеродное тело, бессильная иллюстрация. Только то, что способно излучать образную энергию в самом процессе сценического действия, - подлинно театрально. Все остальное не имеет ничего общего со зрительным образом спектакля.

Основным местом действия является задний дворик Московского театра имени Пушкина. Так как спектакль предполагается на большой сцене, то ничего «маленького» не должно возникать. Из основных декораций, как мы уже писали выше, - стена от разрушенной церкви, подвалы, помойка и скамейка. Хотелось бы избежать всего лишнего и оставить самое необходимое для ощущения пустоты и заброшенности. Художественный образ спектакля «Замерзли» - это пространство одиночества и заснеженности заднего дворика нашей жизни под названием театр, где, как сказал Шекспир, все люди актеры, играющие свои роли, увы, не всегда положительные. И эти люди в этом пространстве между адом и небом мечутся, страдают и замерзают.

Основной декорационный принцип – соединение условности и натурализма: настоящая вода в ведрах уборщиц и бутафорский снег из белых тряпок, покрытых клеенкой, стеклянные бутылки, по-настоящему разбивающиеся в ключевой момент спектакля и церковная стена из пенопласта. Все это должно работать на идею обнаженной жизни на театральных подмостках.

Снеговая машина поможет создать нужную атмосферу февральской метели, холода и слякоти. С другой стороны она поможет создать авторскую трехуровневость: небо, как проявление божественного, земля с мечущимися людьми и подвальный ад с дымом.

Для придания мистичности подвалам будут использоваться красные лучи прожектора и дымовая машина. Вообще, с помощью световых и звуковых эффектов, а также актёрской игры хочется придать спектаклю тот градус существования, который возникает при прочтении драматургии Нины Садур.

· Музыкальное и звукошумовое оформление спектакля. Основные принципы.

Звуки и шумы в спектакле - это режиссерские акценты, подчеркивающие и выделяющие событийность. Звукошумовое оформление должно создавать эффекты, соединяющиеся со всеми компонентами спектакля: с творчеством актёров, декорацией, светом, музыкой и так далее. Все они должны быть взаимосвязаны и направлены на единую цель - раскрытие идеи пьесы и сверхзадачи спектакля.

Основные принципы: любой шумовой эффект должен быть включен в ход действия так, чтобы актёр действительно услышал его, а не изображал, что слышит. Актёр обязан найти собственное отношение к каждому шуму. Существуют шумы и звуки, которые являются как бы «прямыми участниками» развития действия. Есть шумы, идущие от постановщика и создающие нужную спектаклю атмосферу действия.

В нашей постановке мы будем использовать следующие шумы: звук метели и гудение подвалов. В качестве музыкального оформления мы выбрали композицию «Скерцо» из третьей симфонии Сергея Прокофьева и композицию Александра Кнайфеля «Постлюдия». Эти композиции очень точно передают настроение всего спектакля и отдельных ключевых сцен, эмоциональный накал действия и мистичность происходящего.

Сергей Сергеевич Прокофьев - один из самых значительных композиторов XX века, причем не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров. Его музыка, словно природная стихия, вызывает в душе страх и жуть, он достигал такого эффекта за счет сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии.

Александр Кнайфель - автор свыше ста композиций во всех областях музыкального творчества. Среди его сочинений почти не встречаются традиционно устоявшиеся жанры. Считается композитором авангардного направления. Нам кажется, что выбор этих великих композиторов для нашей постановки является точным и удачным.

· Световое оформление спектакля. Основные принципы.

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.

Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, оформленные объемными декорациями, требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

Думая о световом оформлении спектакля, режиссёр не просто решает вопрос: как осветить актёров и декорации, а определяет смысловое значение света, ищет «световое решение» спектакля. Думает о том, как свет будет способствовать достижению режиссёрской сверхзадачи.

В спектакле «Замёрзли» мы будем использовать в основном холодные цвета (синий, голубой, белый) для придания атмосферы замерзания. Тёплый свет будет использоваться в сцене, где Надя и Лейла мечтают о доме. Особую атмосферу «вечернего заднего дворика» придаст уличный фонарь. Чтобы воссоздать атмосферу дома Нади будет использоваться лампа зрительного зала около входной двери, ее поддержит дополнительным светом луч прожектора, направленный на зеркало и «кровать». Мистическую ноту в данное световое решение, внесет красный луч, который подсветит обрушенную стену церкви на третьем плане.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...