Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственное развитие и нравственное воспитание школьников




План

1. Психология о нравственном развитии и творческом характере усвоения морального опыта общества школьниками.

2. Структура моральных качеств личности, обусловливающих готовность к нравственному поступку.

3. Нравственное воспитание как формирование готовности к моральному выбору.

4. Противоречия, возникающие и разрешаемые в процессе нрав­ственного развития и воспитания школьников.

Психология нравственного развития личности разрабатывалась гораздо в большей мере за рубежом, чем в нашей стране. Значитель­ное влияние на разработку проблем нравственного развития личности, в частности личности ребенка, оказали труды Жана Пиаже, посвящен­ные формированию морального мышления у детей. Под влиянием взглядов Жана Пиаже в 60-е гг. складывалась так называемая "когни­тивная теория морального развития", создателем которой был амери­канский психолог Лоуренс Кольберг. Эта теория получила широкое признание. Во время бесед с детьми Л.Кольберг предлагал им решить моральные задачи, которые он называл моральными проблемами, и изучал рассуждения детей при анализе и оценке жизненных кон­фликтных ситуаций, представленных в содержании задач. Кольберг пришел к выводу, что моральное развитие неразрывно связано с раз­витием морального мышления, морального понимания, а усвоение общественной морали детьми становится по мере накопления ими опыта нравственных отношений творческим процессом. Творческое усвоение морального опыта общества детьми завершается в юноше­ском и более старшем возрасте формированием у человека своей, "ав­тономной" морали, т.е. субъективных нравственных взглядов, убеж­дений, мотивов, оценок и т.п.

Л.Кольберг разработал также уровни нравственного развития личности:

а) "доморальный уровень" (с периода раннего детства до 9-10 лет), для которого характерно послушание ребенка не из-за созна­тельного подчинения нормам морали и требованиям взрослых, а из-за страха бить наказанным;

б) "уровень конвенциональной морали" (с 9-10 лет и приблизи­тельно до 16), для которого характерна ориентация на мнения и оцен­ки взрослых людей и происходит адаптация к общественной морали;

в) "уровень автономной морали" (с периода ранней юности и старше), который характеризуется выработкой собственных нравст­венных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного пове­дения1.

Отечественный психолог А.В.Зосимовский2 также разработал периодизацию нравственного развития детей, выделив три этапа раз­вития:

I этап - охватывает младенчество и раннее детство. Это период доморального развития, период импульсивных неосознаваемых по­ступков ребенка.

II этап - охватывает дошкольный и младший школьный возрас­ты. Этот этап характеризуется, по мнению А.В.Зосимовского, формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований совер­шать нравственные поступки, подчинять нравственным нормам свое поведение. У младших школьников быстро формируются нравствен­ное сознание, нравственные чувства (чувства долга, ответственности), однако у них еще не хватает самостоятельности в выработке собст­венных нравственных взглядов и убеждений.

Ш этап - охватывает подростковый и юношеский возрасты. Этот этап

характеризуется творческим формированием собственных нравствен­ных взглядов, убеждений, оценок и мотивов поступков - формирова­нием автономной морали личности.

Если сравнить изложенные выше кратко взгляды Л.Кольберга и А.В.Зосимовского на нравственное развитие детей, на уровни и этапы этого развития, то мы не увидим принципиального различия между данными взглядами и можем вполне ими руководствоваться.

Существует также два различных понимания нравственного воспитания и нравственной воспитанности:

1. Нравственное воспитание как формирование готовности лич­ности к нравственному поступку, к активному утверждению в жизни своих нравственных принципов.

2. Нравственное воспитание как предупреждение безнравствен­ных поступков, антиобщественного поведения с помощью предъявле­ния требований, правил, запретов и т.п.

В первом случае нравственное воспитание основывается на нравственной активности, более того - на нравственном творчестве, поиске собственных нравственных ценностей. Формируется так назы­ваемая автономная мораль. Готовность к нравственному поступку -это итог сложного внутреннего нравственного саморазвития личности. Такая готовность - основной критерий нравственной воспитанно­сти.

Во втором случае нравственное воспитание основывается на полном подчинении поведения личности требованиям общества и об­щественной морали, отражающим правила общественного поведения. В этом случае, т.е. когда все построено на необходимости подчинять­ся общественным требованиям, все стороны, все "этажи" обществен­ной морали (категории, принципы, нормы, идеалы, чувства и т.д.) ока­зываются сведенными в одну плоскость - плоскость безоговорочных требований и подчинения этим требованиям. Такая мораль, основан­ная на неосознанном, субъективно не принятом подчинении нормам общественного поведения, называется конвенциональной моралью. Подобная нравственная "дисциплина торможения" (по терминологии А.С.Макаренко) приводит к противоречию между общественной мо­ралью и нравственностью личности, т.е. индивидуальной моралью. Данное противоречие должно быть своевременно разрешено путем умелого воздействия на личность, иначе оно разрешается личностью стихийно, притом по крайней мере одним из двух путей:

1. Личность внешне подчиняется общественной морали, но со­вершает поступки, руководствуясь своей нравственностью. Это нрав­ственное раздвоение, характерное для конвенциональной морали, присуще многим. Оно приводит к разрыву между нравственным соз­нанием и поведением, между словами и поступками людей. Еще древнегреческий философ Демокрит обращал внимание на этот нрав­ственный порок людей: "Многие из совершающих постыдные поступ­ки произносят прекраснейшие речи".

2. Личность не принимает общественную мораль, открыто про­тивопоставляет себя этой морали. Причины такого противопоставле­ния могут быть разные. Противопоставляют себя общественной морали представители преступных группировок, ибо у них своя "мораль" -это жестокие законы преступного мира.

Мораль современного общества далека от совершенства, в ней много противоречий, которые начинают видеть уже школьники-подростки. В результате возникает субъективное непринятие подро­стками норм общественной морали, отчуждение от нравственных ценностей старшего поколения, которое и само нередко изменяет этим ценностям.

Таким образом, из двух различных пониманий нравственно­го воспитания, о которых сказано выше, надо придерживаться понимания нравственного воспитания как творческого процесса усвоения индивидом общественной морали и формирования у не­го индивидуальной морали - нравственности личности. В форми­ровании нравственности личности главная роль принадлежит не сло­весным убеждениям, не требованиям и наказаниям. Главное - пробу­дить у человека, начиная уже с детского возраста, внутренние си­лы нравственного самоусовершенствования: стимулы, потребно­сти, мотивы, цели и т.д. Для того чтобы пробудить и привести в дей­ствие внутренние силы нравственного самоусовершенствования, надо иметь представление о том, что из себя представляет структура нрав­ственных качеств личности.

Совокупность нравственных качеств личности входит в струк­туру качеств личности. Ядром структуры качеств личности является направленность личности1. Направленность личности, как известно, -это система доминирующих устойчивых мотивов; определяющих по­ведение и деятельность личности. В направленность личности входят потребности, интересы, стремления, взгляды, убеждения, установки, цели, идеалы и т.д. Несомненно, направленность личности оказывает сильное воздействие на формирование системы нравственных ка­честв. В первую очередь на формирование нравственных качеств, осо­бенно моральных взглядов, убеждений, потребностей, идеалов, мо­ральной активности, оказывают сильное влияние идейно-мировоззренческие позиции личности, социальные ориентации, обще­ственные цели и идеалы. Если личность, например юноши, устремле­на к каким-либо общественно и личностно значимым идеям и целям, увлечена какой-либо идеей или идеалом, то такая личность способна к выработке в себе моральных и волевых качеств, необходимых для достижения поставленной цели или осуществления идеи. Примеров тому, взятых из жизни людей, посвятивших себя служению большим идеалам и целям, немало. Так, академик С.П.Королев, в 13 лет увлек­шийся идеями аэронавтики и космонавтики, будучи еще подростком, стал воспитывать в себе морально-волевые качества, необходимые для осуществления этих идей: целеустремленность, настойчивость, готовность к преодолению трудностей, решительность и т.д.

Непреклонные нравственные требования предъявлял к себе вели­кий немецкий гуманист Альберт Швейцер, который в школьные годы увлекся идеей гуманистического долга каждого человека перед другими людьми и посвятивший всю свою жизнь служению этой идее. Окончив медицинский факультет университета в Германии, он уехал в Африку, где до конца жизни лечил больных и оказывал милосердие1.

Второй элемент структуры личности - социальный опыт, накап­ливаемый человеком в процессе его деятельности: учебной, трудовой, игровой, творческой и т.д. Социальный опыт личности включает знания и умения, приобретаемые в различных видах деятельности, опыт творческой деятельности, опыт общения. Социальный опыт включает и моральный опыт: знания о морали, нравственные отношения к ок­ружающему миру и нравственные умения и навыки. Знания о морали - это моральные принципы, этические категории и понятия, а также моральные нормы и правила.

На основе знаний о морали, иначе говоря, этических знаний, у человека формируется собственное индивидуальное моральное созна­ние: нравственные представления, понятия, взгляды, убеждения, кри­тические оценки и идеи. Чтобы у человека с детских лет формирова­лись собственные нравственные представления, понятия, взгляды и убеждения, знания о морали общества, т.е. этические знания, они должны усваиваться с ранних дет творческим путем. Для этого надо ставить перед учащимися несложные моральные проблемы, предла­гать им высказывать моральные суждения, давать моральную оценку поступкам людей, объяснять явления морали. Выполняя подобные по­знавательные задания; учащиеся постепенно научатся самостоятельно применять этические категории и понятия для объяснения и оценки поступков и взаимоотношений людей в различных жизненных ситуа­циях. Одновременно у них будут вырабатываться свои моральные представления, понятия и взгляды. Будут формироваться и эмоцио­нально-нравственные отношения к поступкам и взаимоотношениям людей. Так, после прочтения учащимися-подростками рассказа В.Г.Короленко "Дети подземелья" можно перед учащимися класса по­ставить моральную проблему: "Ребята, как вы оцениваете поступок Васи - сына судьи, который, не сказав никому, унес из дома куклу своей сестры и отдал ее больной девочке Марусе, чтобы обрадовать ее?" В этом проблемном вопросе отражено моральное противоречие, которое должны суметь разрешить учащиеся: между добрым поступком и нечестным поступком. Обсуждение данного противоречия по­может вызвать у учащихся активное эмоционально-нравственное от­ношение к моральной стороне поступков Васи и чувство сопричаст­ности к судьбе бездомных детей - Владика и Маруси.

Нравственный опыт, являвшийся частью социального опыта личности, включает и нравственные чувства. Основой формирования нравственных чувств являются эмоциональные переживания, возни­кающие у человека при столкновении с жизненными драматическими ситуациями, моральными конфликтами и при различных других сложных случаях жизни, сильно воздействующих на воображение, эмоции и сознание. Из-за чрезвычайной пластичности нервной систе­мы детей, их эмоциональности и силы воображения воздействие на их психику различных драматических ситуаций и моральных конфлик­тов оказывается более сильным, чем на психику взрослых. Поэтому в детском возрасте быстрее развиваются и нравственные чувства, осо­бенно такие, как чувство жалости, чувство сострадания, доброта, со­весть, стыдливость, справедливость. Выдающиеся педагоги и психо­логи обращали внимание на то, что детский возраст является наиболее благоприятным для воспитания основных нравственных чувств: доб­роты, жалости, сострадания, совести и т.д. "Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, - писал В.А. Сухомлинский. - Ес­ли добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспита­ешь... В детстве человек должен пройти эмоциональную школу -школу воспитания добрых чувств"1.

Нравственные чувства включают так называемые высшие нрав­ственные чувства, к которым относятся, в частности, чувство долга и ответственности, чувство гуманизма. Высшие чувства формируются под сильным влиянием качеств, относящихся к направленности личности, и под влиянием нравственного сознания. Например, чувство долга и ответственности формируется под влиянием моральных по­требностей, принципов и убеждений личности. Нравственные потреб­ности, принципы и убеждения личности являются основным наиболее сильным фактором мотивации нравственной активности и нравственных поступков и взрослого человека и школьника. Эти факторы мотивации приводят к осознанию человеком необходимости совершить нравствен­ный поступок в ситуации морального выбора и вместе с чувством долга и ответственности определяют психологическую готовность человека к нравственному поступку. Внутреннюю сильную мотивацию необходимо­сти выполнения человеком своего нравственного долга в ситуации мо­рального выбора немецкий философ И.Кант назвал внутренним нравст­венным законом -"категорическим императивом".

Третий элемент структуры личности - познавательные психоло­гические механизмы и их индивидуально-личностные особенности. В этой подструктуре личности основным качеством, относящимся к мо­ральным качествам, является морально-этическое мышление. Мо­рально-этическое мышление выражается в способности и умении че­ловека решать возникающие в его жизни практические моральные проблемы, опираясь на этические знания и собственный нравствен­ный опыт. Необходимость морально-этического мышления особенно чувствуется тогда, когда надо разобраться в сложных нравственных взаимоотношениях людей, в моральных конфликтах или разобраться в себе, в своем поведении и отношении к другим людям, например к членам семьи, друзьям и коллегам.

Морально-этическое мышление обладает рядом существенных особенностей, которые будут рассмотрены далее.

Четвертый элемент структуры личности - биологические пред­посылки формирования личности, куда относятся биологические потребности, инстинкты, задатки к развитию определенных способно­стей, темперамент. Эти биологические предпосылки как внутренние условия психического развития весьма влияют на формирование лич­ности и характера. Например, в зависимости от степени проявления биологических потребностей и инстинктов, а также от задатков и осо­бенностей типа темперамента у каждого индивида будет по-своему развиваться способность к саморегуляции, а именно к морально-волевой саморегуляции. Способность к морально-волевой саморе­гуляции - это важнейшее нравственное качество, без которого чело­век не может осуществить ни одно моральное намерение, связанное с преодолением объективных препятствий или собственного эгоизма и § страха Морально-волевая саморегуляция является психологическим механизмом, участвующим и в принятии морального решения и в его исполнении.

Таким образом, принятие морального решения и волевую готов­ность к его исполнению надо считать завершающим звеном в после­довательности охарактеризованных выше качеств, входящих в нрав­ственную структуру личности.

Морально-волевая саморегуляция у детей начинает развиваться одновременно с развитием способности к саморегуляции вообще. Особенно она проявляет себя в сложных жизненных ситуациях, со­пряженных с преодолением трудностей, опасности, страха. Ярким и убедительным примером способности ребенка к морально-волевой саморегуляции является эпизод из повести писателя Н.Г.Гарина-Михайловского "Детство Темы" (М., 1981). Мальчик Тема решил спа­сти своего четвероногого друга Жучку, которую кто-то бросил на дно глубокого колодца. Тема спускается в колодец, берет Жучку и начи­нает подниматься вверх, однако скоро силы покидают его.

Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, 170

не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу...

- Не надо бояться, не надо бояться1. - говорит он дро­жащим от ужаса голосом. - Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю: я Жучку вытаскиваю, меня и папа и мама за это похвалят. Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно. Вот отдохну и полезу дальше, потом опять отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу. Жучка рада будет, все будут удивляться, как я ее вытащил.

Тема говорит громко, у него голос крепнет, звучит энер­гичнее, тверже, и, наконец успокоенный, он продолжает взби­раться дальше.

Когда он снова чувствует, что начинает уставать, он опять громко говорит себе:

- Теперь опять отдохну и потом опять полезу. А когда я вылезу и расскажу, как я смешно кричал сам на себя, все будут смеяться, и я тоже.

Тема улыбается и снова спокойно ждет прилива сил. Таким образом, незаметно его голова высовывается нако­нец над верхним срубом колодца. Он делает последнее усилие, вылезает сам и вытаскивает Жучку.

Как видно из приведенного отрывка, Тема совершил смелый нравственный поступок, руководствуясь внутренним нравственным побуждением - спасти четвероногого друга - и оказавшись способ­ным преодолеть недостаток сил и страх благодаря волевой саморегу­ляции. Значит, три условия необходимы для того, чтобы ребенок, подросток или взрослый совершил нравственный поступок в сложной жизненной ситуации:

1. Возникновение перед человеком сложной жизненной ситуа­ции, требующей морального выбора (между добром и злом, альтруиз­мом и эгоизмом, правдой и обманом и т.д.) и решения.

2. Возникшая ситуация - будем ее называть ситуацией мораль­ного выбора - должна быть личностно значимой для данного челове­ка, соответствовать его потребностям, интересам, убеждениям и от­ношениям.

3. Человек, например школьник, оказавшийся в ситуации мо­рального выбора и принятия решения, должен быть способен к мо­рально-волевой саморегуляции, необходимой для совершения нравст­венного поступка.

Однако далеко не все школьники склонны проявлять нравствен­ную активность и способны принимать самостоятельные правильные решения в ситуациях морального выбора. Как пишет психолог А.Г.Асмолов, современная школьная педагогика "вовсе исключает та­кие условия, в которых ученик может проявить гражданское мужест­во, сделать свой нравственный выбор"1. Поэтому в воспитательной работе в школах надо особое внимание уделить разработке и при­менению системы воспитывающих ситуаций, которые формиро­вали бы у учащихся готовность к моральному выбору и способ­ность к принятию и осуществлению морально-волевого решения. По мнению немецких педагогов Х.Штольца, и Р.Рудольфа, каждый воспитатель должен "суметь увидеть особую воспитательную значи­мость таких ситуаций, умело использовать момент интенсивного про­явления нравственных побуждений учащихся, дать им возможность самостоятельно решить конфликт"1.

Данные ситуации психологи называют ситуациями морального выбора потому, что человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или амо­ральным фактам и о своем поведении ("Как мне поступить?"). При­нять альтернативное решение - это значит выбрать между добром или злом, сочувствием и безразличием, смелостью и трусостью, честно­стью и обманом, верностью и предательством, альтруизмом и эгоиз­мом и т.д.

Готовность личности подростка, юноши или взрослого человека осуществить подлинно нравственный выбор, преодолев эгоизм, рав­нодушие, трусость и страх, зависит не только от сформированности морально-волевых качеств, но и от гармонизации интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сторон личности. Подобная гармонизация личности понимается в том смысле, что нет раздвоения самой личности из-за возникающих сложных противоречий внутри личности между ее нравственными взглядами, убеждениями, идеала­ми и общественной моралью, между нравственным сознанием и эгои­стическими желаниями, влечениями и биологическими потребностя­ми. Преодоление личностью этих противоречий внутри себя предо­пределяет целостность личности, от чего зависят нравственная актив­ность человека, готовность к совершению нравственных поступков.

В психолого-педагогической литературе противоречия как дви­жущие силы развития и воспитания рассматривались неоднократно (Г.С.Костюк, Г.С.Батищев, Л.И.Божович, Б.ТЛихачев и др.), однако целостная система противоречий пока не определена. В данной сис­теме есть противоречия, без регулирования и "снятия" которых не может быть внутренней гармонии, целостности, а значит, и высокого уровня социальной активности. Это, например, противоречия между биологической и социальной природой человека, между индивиду­альным сознанием и общественным сознанием, между сознанием и поведением, между непомерно возросшими потребностями и притяза­ниями личности, с рдной стороны, и уровнем ее реальных возможно­стей - с другой. На необходимость учета в воспитательной работе противоречий между требованиями общественной морали и автоном­ной моралью личности, между сознанием и поведением (словами и делами), гипертрофированными потребностями и реальными возмож­ностями личности, которые могут стать источником антиобществен­ной активности или нравственной пассивности, указывают и психо­логи, и педагоги (Л.И.Божович, В.М.Никитин, Л.И.Рувинский и др.). В воспитательной работе в школе и в вузе надо ставить и решать за­дачу своевременного предупреждения развития и обострения указан­ных выше противоречий в сознании и поведении школьников и студентов.

Другая группа противоречий - не приводящая к острым кон­фликтным состояниям между личностью и обществом и не заторма­живающая формирование нравственной активности. Это противоре­чие между положительным нравственным примером, идеалом, пер­спективой, творческой идеей или общественно полезной целью, при­обретшей смысл для личности, с одной стороны, и уровнем ее воз­можностей - с другой; противоречие между необходимостью овладеть каким-либо новым знанием, способом учения, образцом поведения и отсутствием умения это сделать, преодолев при этом трудность. По­добные противоречия успешно разрешаются при хорошо организо­ванном воспитании и самовоспитании и становятся движущей силой развития и социальной активности личности. Для этого необходимо, чтобы эти противоречия осознавались личностью школьника и таким образом возникал мотив самоусовершенствования, перестройки, пре­одоления трудности.

Говоря о внутренней гармонии личности, надо понимать ее не просто как пропорциональное соотношение частей целого, то есть компонентов структуры личности. Это была бы абстрактная личность, не способная к саморазвитию. Внутреннюю гармонию личности надо понимать как приведение в динамическое равновесие духовных сил личности и подчинение их определенной идее, идеалу или цели (об­щественной, нравственной и т.д.). При этом происходит в той или иной мере перестройка личности в сфере ценностных ориентации, взглядов, отношений, стремлений и поведения.

Для того чтобы личность увлеклась идеей или идеалом, необхо­димо формировать в ней интерес к научным, общественным, эти­ческим и другим идеям и потребность в идеале, учитывая ее духовные потребности и коллизии в данный момент развития. Для реального процесса воспитания это означает следующее:

1. Под воспитанием гармонической личности нельзя понимать лишь пропорциональность в развитии ее духовной и физической сто­рон и снятие всех противоречий психического развития. Наоборот, надо заострять такие противоречия, осознание которых и стремление выхода из них стимулировало бы возникновение в сознании молодо­го человека мировоззренческих, этических, научных проблем, по­требность в их решении и поиск идей решения.

2. "Открытие" для себя учеником или студентом общественной или нравственной идеи, отвечающей его духовным потребностям и поискам, и является тем ответственным моментом нравственного прозрения личности молодого человека, который писатель Г.Медынский назвал "критической точкой воспитания". Доминирую­щий фактор - сильно проявляющаяся направленность личности на идею - приводит к согласованию интеллектуальную, нравственную, эмоционально-волевую и деятельностную стороны личности и к сня­тию ряда противоречий в структуре личности. Эта согласованность всех сторон духовной и практической деятельности, всех уровней структуры личности, обусловленная стремлением личности к осуще­ствлению идеи, достижению цели, и есть внутренняя гармония. По­добная внутренняя гармония в свою очередь является непременной предпосылкой целостности личности как единства ее сознания, ду­ховных ориентации и позиций, с одной стороны, и практической дея­тельности - с другой.

Воспитание целостной личности в таком понимании является одной из главных задач в их комплексе, ибо только целостность лич­ности обеспечивает ее активную жизненную позицию, общественную и нравственную активность.

Какие же основные выводы вытекают из содержания данной лекции?

Во-первых, нравственное развитие личности происходит как процесс творческого и критического освоения общественной морали и формирования индивидуальной морали - нравственности личности. Главной движущей силой нравственного развития личности является внутренняя потребность в самоусовершенствовании и формировании нравственного самосознания.

Во-вторых, нравственное развитие личности связано с формиро­ванием сложной целостной структуры нравственных качеств, вклю­чающих мотивационно-целевой, когнитивный, аксиологический, эмо­циональный, морально-волевой и исполнительский компоненты данной структуры. Все эти компоненты предопределяют способность человека к моральному выбору и готовность к нравственному поступку.

В-третьих, применение в процессе нравственного воспитания 176

ситуаций морального выбора, требующих от учащихся разрешения моральных конфликтов и принятия альтернативных морально-волевых решений, является эффективным средством формирования у учащихся готовности к нравственному поступку.

В-четвертых, умение школьников правильно разрешать мораль­ные конфликты и осуществлять моральный выбор зависит от сформи­рованное™ у них морально-этического мышления путем включения их в деятельность по решению морально-этических проблем.

 

 

ГЛАВА

СРЕДСТВА САМОВОСПИТАНИЯ

О СИСТЕМЕ СРЕДСТВ САМОВОСПИТАНИЯ

В качестве средств самовоспитания в психологиче­ской и педагогической литературе указывается довольно значительное число названий: самопринуждение, само-преодолевание, самоподчинение, самоприказ, самоугова­ривание, самовнушение, самонаказание, самопоощрение, самоубеждение, самоутешение, самоинструктирование, самонапоминание и др.

Уже сам перечень показывает, что средства самовос­питания создаются путем переделки средств воспитания. При этом авторы исходят из мысли, что если воспитание эволюционирует в процесс самовоспитания, то такое же явление должно наблюдаться и относительно средств этих процессов. «Любое средство воспитания, — утверж­дает А. Я. Арет,— становится средством самовоспита­ния, если человек его применяет по отношению к себе»'. На первый взгляд такая логика кажется убедитель­ной: применяя средства воспитания по отношению к себе, человек делает себя объектом собственного воздействия, а поэтому эти средства становятся сред­ствами самовоспитания.

Однако необходимо учесть, что человек может воздействовать на себя, руководствуясь целями, ничего и бщего не имеющими со стремлением изменить свою личность, воспитать себя. Поэтому средства воспитания, переносясь личностью во внутренний план, становятся средствами самовоздействия, но далеко не всегда — са­мовоспитания.

Отождествление средств самовоздействия и самовос­питания приводит не только к неправильной трактовке этих средств, но и к ошибочным педагогическим вы­водам.

Проанализируем это положение на примере отожде­ствления средства самовоздействия — самовнушения — с аналогичным средством самовоспитания. Такое отожде­ствление имеет место в работах А. Я. Арета, который рекомендует самовнушение как средство самовоспитания, не раскрывая важного вопроса: всегда ли, и если не всег­да, то при каком условии оно является средством само­воспитания.

Прежде всего ответим именно на этот вопрос. Приве­дем из книги К. И. Платонова «Слово как физиологиче­ский и лечебный фактор» лишь один из многочисленных примеров, характеризующих самовнушение. «Больной К.., 37 лет, обратился с жалобой на навязчивый страх умереть от паралича сердца, возникший у него 5 месяцев назад при следующих обстоятельствах. Однажды он прочел сообщение о внезапной смерти от паралича серд­ца артиста Щукина. Он лично знал Щукина, и это изве­стие произвело па него очень сильное впечатление. Однако оп заснул и спал, как всегда, спокойно. Но ут­ром... возникла острая мысль: «И я умру так же внезапно, r.iiK 'Щукин!» С тех пор эта мысль приняла навязчивый характер, причем навязчивость была настолько сильна, что лишала его покоя и стала мешать работать. Боясь:ia свое сердце, о котором раньше никогда не думал, так как был совершенно здоров, К. пошел в больницу. При рентгенологическом исследовании никаких изменений не было найдено. Но диагноз «невроз сердца» его еще больше встревожил. Другой врач диагностировал «мио­кардит». Прочитав статью о миокардите в Большой советской энциклопедии, К. решил, что у него «быстро протекающий миокардит». На наше успокоительное разъяснение ответил: «Понимаю абсурдность навязчи­вости, но не могу я себя побороть» 1.

Ясно, что самовнушение у этого человека никак не определялось стремлением изменить свою личность, воспитать себя. Поэтому нет оснований отождествлять его со средством самовоспитания.

При анализе самовнушения важно опереться на ис­следование И. П. Павловым физиологических механиз­мов этого явления. И. П. Павлов отмечал, что в основе самовнушения лежит «концентрированное раздражение определенного пункта или района больших полушарий... получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение. Оно существует и действует, т. е. переходит в движение, в тот или другой двигательный акт, не пото­му, что оно поддерживается всяческими ассоциациями, т. е. связями со многими настоящими и давними раздра­жениями, ощущениями и представлениями, — тогда это твердый и разумный акт, как полагается в нормальной и сильной коре, — а потому, что при слабой коре, при слабом, низком тонусе оно, как концентрированное, сопровождается сильной отрицательной индукцией, оторвавшей его, изолировавшей его от всех посторонних необходимых влияний» 1.

Как видим, самовнушение характерно для людей со слабой или ослабленной нервной системой и имеет место при нарушении нормальной мыслительной деятельности. Об этом же свидетельствуют исследования К. И. Плато­нова, который на основе анализа обширного фактическо­го материала пришел к выводу, что самовнушение свя­зано с патологическими процессами. Все это говорит 0 том, что некритическое отношение к самовнушению, отождествление его со средством самовоспитания могут привести к отрицательным результатам в развитии лич­ности.

Сказанное выше не означает, что самовнушение не может быть использовано людьми с расшатанной нерв­ной системой, для которых характерно «стихийное» са­мовнушение. Для них, видимо, самовнушение как сред­ство самовоспитания с преднамеренной целью совершен­ствования своей личности может заменить стихийное самовнушение, ведущее часто к патологическим измене­ниям. Учитывая целенаправленный характер работы над собой и проведенный анализ самовнушения, необходимо разделять в определенной мере средства самовоспитания и самовоздействия, понимая под первыми средства са­мовоздействия, используемые с целью воспитания своей личности.

Кроме того, следует учитывать, что попытка путем переделки терминов в области воспитания и по прямой аналогии с последними образовать понятия в области самовоспитания и охарактеризовать соответствующие средства приводит к формальному словотворчеству и необоснованным утверждениям, ибо при этом не учиты­вается специфика воздействия на самого себя.

Эта специфика определяется двойственностью пози­ции личности в процессе самовоспитания, которая одно­временно сознает себя как объект и как субъект само­управления, т. е. оказывается как бы в двух лицах по отношению к себе — 8 лице воспитуемого и в лице воспи­тателя.

Так, например, по аналогии с поощрением А. Я. Арет, а за ним А. И. Высоцкий трактуют возможности «само­поощрения», не учитывая, что почва для последнего во внутреннем мире личности значительно уже. Если важ­ная задача поощрения — способствовать принятию деть­ми педагогической программы деятельности, испытать радость от выполнения этой программы, то в самовос­питании сам школьник устанавливает программу дея­тельности, и уже само сознание, что он осуществил эту программу или продвинулся в ее осуществлении, служит для него значительной наградой. Поэтому необходи­мость в специальных поощрениях в процессе самовоспи­тания значительно меньше, чем в процессе воспитания. Они обычно требуются лишь в тех случаях, когда моти­вы самовоспитания оказываются недостаточно актуаль­ными для стимулирования работы личности. Тогда посе­щение театра, интересная игровая деятельность и другие виды самопоощрения могут использоваться с целью стимулирования самовоспитания, активизации усилий по совершенствованию качеств личности.

Другое предлагаемое А. Я- Аретом средство само­воспитания—«самоуговаривание» не имеет адекватной основы, собственной специфики в процессе самоуправ­ления. Под самоуговариванием обычно понимается или самовнушение, т. е. некритическое принятие тех или иных мыслей, или же самоубеждение, приведение новых доводов в пользу Желаемой деятельности, или то и дру­гое, вместе взятое.

Помимо этих двух процессов, нет ничего иного, что бы характеризовало «самоуговаривание» как специфи­ческое явление, имеющее собственную природу.

Отсутствие общей логики, системы в разработке средств самовоспитания отрицательно сказывается на их экспери­ментальном изучении. Так, А. И. Высоцкий, исследуя возможности самоубеждения и самоприказа и не учиты­вая, что они звенья общей цепи — самоуправления, что самоприказ наиболее эффективен, когда он дается на основе убежденности, а самоубеждение в волевых актах должно завершаться самоприказом, пришел к недооцен­ке возможностей самоприказа и самоубеждения.

Как видим, формальное образование средств само­воспитания, излишнее их дробление не способствуют разработке теории и практики самовоспитания.

Только обосновывая общую научную систему средств самовоспитания, можно раскрыть сущность каждого из них.

Нельзя не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...