Психологическое воздействие в массовой коммуникации.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Понятие «внушение» и «заражение». Механизм внушения, описанный В.М.Бехтеревым. Основные методы и приемы суггестии, используемые в МК. Понятие «убеждение» и «подражание». Методы и приемы убеждения; средства убеждения. Общепсихологические базовые модели массовых коммуникаций; модели информирования и влияния в массовых коммуникациях; модели убеждающего воздействия. Воздействие – влияние на большую группу, среднестатистического реципиента с целью изменения его эмоционального состояния, поведения или отношения к чему-либо. Субъект воздействия – сознательно действующее лицо, осуществляющее воздействие. Объект воздействия – психика человека или же группы лиц, на которых направленно воздействие. Методы психологического воздействия: -убеждение; -внушение. Механизмы психологического воздействия: -подражание; -заражение; Методы: I. Внушение (лат. suggestio — суггестия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции. Внушение – подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно - психических воздействий. Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого. Виды внушения: 1. -прямое – воздействие словами. Команды, приказы, наставления, совет, предложение; -косвенное – скрытое, замаскированное. Намек, одобрение, осуждение, «обманутое ожидание»;
2. -намеренное – когда внушающий человек старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей; -ненамеренное – когда внушающий человек не ставит перед собой цель внушить что-либо внушенному человеку и не прилагает никаких усилий. 3. -положительное – прививает положительные психологические свойства, качества, состояния (уверенность в себе, вера в излечение); -отрицательное – прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния (леность, неуверенность в себе, нечестность). Воздействие на бессознательную часть психики человека путем сужения сознания через эмоции (некритическое мышление). Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что – либо внушить на незнакомом ему языке. Бехтерев: -внушение входит в сознание человека, минуя критику; -внушение можно использовать в воспитании; -впервые обратил на термин конформности (конформность – бессознательная подстройка поведения человека под поведение других людей, находящихся рядом с ним). Обращал внимание на бессознательное подражание одних людей другим; - в понятии внушения, прежде всего, содержится элемент непосредственности воздействия; - связывал гипнотическое состояние с эмоцией описания, которая и обуславливает усиление действия внушения; -внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку; -известны состояния под названием самовнушение, которые не требуют посторонних воздействий; -любую идею, мысль можно привить любому человеку, связав ее с базовым страхом, который основан на инстинктах (исчезновение, смерть человека, потомства, популяции в целом). Суггестия – это внушение – возможность навязывать другому человеку любые действия, в том числе, противоречащие его установкам.
Приемы суггестии: -гипносуггестия (гипноз); -НЛП (эриксоновский гипноз); - н аркопсихотерапия (наркосуггестия); -эмоционально-стрессовая терапия; -м атериально-опосредованная суггестия («вооруженное», «чрезпредметное» внушение, плацеботерапия); -аутосуггестия (самовнушение). Зеленский: Внушение – суггестия — процесс, посредством которого при неадекватных условиях эффект достигается истребованием или вызыванием у пациентов идеи, что такой эффект неизбежно будет получен. Юнг усиленно предостерегал психотерапевтов от использования внушения, указывая на его очевидный результат в терапевтических взаимоотношениях: пациент удерживается в положении слабого и подчиненного. В анализе важно оставаться как можно более сознательным относительно происходящего как для пациента, так и для аналитика, хотя полностью избежать бессознательного внушения невозможно. В любой форме терапии можно встретить либо бесхитростно употребляемые диагностические термины, которые в свою очередь оставляют нераскрытыми бессознательные причины, либо попытку активно вмешиваться в бессознательные процессы. Последние Юнг считал более воспитательными, нежели психологическими. Суггестивные методы идут вразрез с раскрытием индивидуальности, поскольку их использование предполагает, что окончательный продукт не спонтанен и уникален, но предсказуем и достижим. II. Убеждение – способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Убеждение – способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения. Убедить кого-либо в чем-либо – добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет действовать в соответствии с ней. Результатом убеждения является осознанное действие. Убеждающее воздействие обычно включает:
· воздействие источника информации; · воздействие содержания информации; · воздействие ситуации информирования. Виды убеждения: -прямое – убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает все внимание на благоприятных аргументах; -косвенное – убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, и когда не нужно апеллировать к разуму. Использование намеков. Цель убеждающего воздействия – это превратить свое желание в его желание. Убеждение воздействует на сознательную часть психики человека. Убеждение и внушение – параллельные процессы, действующие, использующиеся вместе.
Общепсихологические модели массовой коммуникации: Модель массовой коммуникации является упрощением, схематически воспроизводящим лишь наиболее существенные черты и внутренние связи реально действующего механизма. 1. Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая «модель Лассуела»
2. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. 3. В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Главной задачей было снижение «шума» и максимальное облегчение обмена информацией. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения. Кроме того, существует дисфункциональный элемент – шум. Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. 4. Модель ДеФлюера. Он отмечает, что в коммуникативном процессе «значение» трансформируется в «сообщение» и описывает, каким образом отправитель переводит «сообщение» в «информацию», которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в «значение». Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем. В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера – отсутствие фактора обратной связи.
5. Циркулярная модель Осгуда-Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы - медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|