Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное правонарушение.




Административное правонарушение.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физичес­кого или юридического лица, за которое Кодексом РФ об админи­стративных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Юридически значимые и необходимые признаки админист­ративного правонарушения образуют его состав. В качестве эле­ментов данного состава выделяют:

• субъект;

• объект;

• объективную сторону;

• субъективную сторону.

Рассмотрим наиболее важные особенности элементов со­става административного правонарушения.

 

Субъекты административного правонарушения.

Субъектами административных правонарушений могут быть как физические, так юридические лица.

Физические лица подлежат административной ответственности при условии, что к моменту совершения ад­министративного правонарушения они достигли возраста 16 лет.

В ряде случаев субъектом административной ответственно­сти может быть не любое физическое лицо, а только то, которое обладает специальными, указанными в законе признаками (так называемые специальные субъекты). Например, административ­ное правонарушение, предусмотренное ст. 18. 1 КоАП РФ (наруше­ние режима Государственной границы РФ, в том числе правил ее пересечения), может быть совершено только иностранным граж­данином или лицом без гражданства. Как специальных субъектов ряда административных правонарушений КоАП РФ рассматривает лиц, занимающих определенное служебное положение (напри­мер, военнослужащих, должностных лиц).

Юридические лица могут быть субъектами административ­ной ответственности, в частности, в области землепользования, строительства, охраны окружающей среды, налоговых и тамо­женных отношений и т. д., хотя, разумеется, далеко не все виды административных наказаний к ним применимы (например, в от­ношении юридического лица не может быть применено такое на­казание, как административный арест).

 

Объекты административного правонарушения.

Вообще, юридическая ответственность наступает лишь в том случае, если деяние посягает на какие-либо охраняемые общественные отношения. Данные отношения и являются объектом правонарушения. Объектами ад­министративных правонарушений могут быть самые разнообраз­ные общественные отношения, складывающиеся в сфере госу­дарственного управления: общественный порядок, здоровье насе­ления и общественная нравственность, порядок управления, до­рожное движение, воинская служба и т. д. Вместе с тем объектом административного правонарушения (равно как и всякого другого) является лишь такое общественное отношение, которое урегулиро­вано правом и охраняется санкциями правовых норм. При отсутствии объекта нет и правонарушения. Например, уничтожение ничейного имущества не нарушает чьих-либо прав, а потому не образует состава правонарушения, даже если лицо не знало, что это имущество никому не принадлежит.

 

Объективная сторона административного правонарушения.

Чтобы быть наказуемым, деяние должно иметь внешнее, объективное выражение, которое принято называть объективной стороной. Объективная сторона административного правонарушения охватывает три элемента.

1. Противоправное деяние (действие или бездействие). Противоправность как признак административного правонарушения означает его запрещенность правовой нормой под угрозой применения к субъекту мер административной ответственности. Каждая нор­ма КоАП РФ четко формулирует, за какое конкретное действие или бездействие может наступить административная ответственность. Например, ст. 8. 37 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил охоты, т. е. за охоту в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенным оружием или способами. Если то или иное действие или бездействие не предусмотрено административно-правовыми нормами в каче­стве административного правонарушения и основания административной ответственности, то это безусловно исключает его наказуемость.

Говоря о противоправности как элементе объективной стороны состава административного правонарушения, необходимо обратить внимание на особенности совершения административных правонарушений должностными лицами, предопределенные спецификой их правового статуса. В качестве правонарушений должностных лиц рассматриваются: а) их собственные противо­правные действия, непосредственно нарушающие предписании правовых норм; б) действия, противоправность которых состоит ев даче подчиненным противоправных указаний; в) непринятие мер ж своевременному исполнению установленных правил другими лицами, когда в порядке осуществления своих служебных обязан­ностей должностные лица обязаны были данные меры принимать. Важно отметить, что в этом случае речь не идет об ответственности за чужую вину: административная ответственность должностного лица наступает здесь за его собственное противоправное одеяние, совершенное в форме бездействия.

2. Вредные последствия. В подавляющем большинстве случаев административная ответственность предусматривается за само противоправное деяние, независимо от того, повлекло ли оно какие-либо отрицательные последствия или нет. Иными словами, ад­министративная ответственность может наступать и без причинения вреда: достаточно лишь самого факта нарушения закона. Такие со­ставы правонарушений в теории права принято называть формальны­ми. Лишь иногда для возложения административной ответственности необходимо, чтобы правонарушение повлекло и некоторые отрица­тельные последствия. В этих случаях говорят о материальных соста­вах. Например, такие составы, как умышленное уничтожение или по­вреждение чужого имущества (ст. 7. 17 Ко АЛ РФ), мелкое хищение (ст. 7. 27 КоАП РФ) предполагают не просто совершение действий, на­правленных на уничтожение или кражу чужого имущества, но имен­но уничтожение последнего или противоправное завладение им.

3. Причинно-следственная связь между противоправным де­янием и вредными последствиями. Причинно-следственная связь -это объективная связь между явлениями, в которой одно из них высту­пает причиной другого, а последнее - следствием первого (см. также § 3 гл. 3 учебника). Рассматриваемый признак означает, что вредные последствия должны явиться результатом именно данного противо­правного деяния. Например, гражданин получил легкую производст­венную травму и был направлен директором завода в поликлинику для получения медицинской помощи. По дороге этого гражданина сбила машина и он попал в больницу. Кто должен понести ответствен­ность: работодатель (ведь именно он направил гражданина в поликли­нику) или владелец автомобиля? Можно ли привлечь к ответственно­сти обоих? Очевидно, что в данном случае повреждение здоровья гражданина причинно связано с действиями водителя, а не работода­теля, а значит, при наличии иных условий административной ответст­венности на него будет наложен штраф или он будет лишен права уп­равления автомобилем в соответствии со ст. 12. 24 КоАП РФ («Наруше­ние Правил дорожного движения или правил эксплуатации транс­портного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего»).

Как и вред, причинно-следственная связь является элемен­том объективной стороны только материальных составов правона­рушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...