Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лица, уполномоченные назначать административные наказания.




Лица, уполномоченные назначать административные наказания.

Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы негосударственного управления и должностные лица, круг которых четко определен
КоАЛ РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, органы налоговой полиции, таможенные орга­ны, органы экспортного контроля, органы и войска пограничной службы, военные комиссары, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государ­ственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного кон­троля и многие другие (всего около 60 видов органов и должност­ных лиц). Применение административной ответственности со­ставляет особую, исключительную компетенцию этих органов, яв­ляется их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке выполнения судьей единолично административной юрисдикции, т. е. в порядке реализации им административно-юрисдикционной компетенции.

 

Процедура рассмотрения дел об административных нарушениях.

Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях урегулирована КоАП РФ. От судопроизводства она отличается гораздо большей оперативностью. Это объясняется тем, что административные правонарушения сравнительно легко уста­навливаются. Поэтому зачастую меры административной ответст­венности применяются непосредственно при выявлении правона­рушения. Рассмотрим в общих чертах ход производства по делам об административных правонарушениях.

По общему правилу, о совершении административного право­нарушения сразу при его выявлении составляется протокол. При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении админист­ративного правонарушения, а также иным участникам производст­ва по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается за­пись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и заме­чания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоко­лу. Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об ад­министративном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном пра­вонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

По целому ряду административных правонарушений необ­ходимо проведение экспертизы или иных процессуальных дейст­вий, требующих значительных временных затрат. В этих случаях после выявления правонарушения проводится административное расследование, по окончании которого составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановле­ние о прекращении дела.

Дело об административном правонарушении рассматрива­ется с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рас­смотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежа­щем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, вле­кущем административный арест или административное выдворе­ние за пределы России, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным во всех слу­чаях.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знако­миться со всеми материалами дела, давать объяснения, представ­лять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также имеет иные процессуаль­ные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть).

Рассмотрение дела по существу происходит в следующем порядке: оглашается протокол об административном правонару­шении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушивают­ся объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, поясне­ния специалиста и заключение эксперта, исследуются иные дока­зательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается кол­легиальным органом, составляется протокол.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление - либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу. Если дело об административном правонарушении рас­сматривается коллегиальным органом, то постановление прини­мается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Административное наказание назначается в пределах, установ­ленных нормой КоАП РФ или иного закона, предусматривающей от­ветственность за конкретное административное правонарушение. При назначении административного наказания принимается во вни­мание ряд факторов: характер совершенного правонарушения, лич­ность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Не всегда деяние, содержащее признаки состава админист­ративного правонарушения, влечет возложение административ­ной ответственности. Согласно закону при малозначительности административного правонарушения органы и должностные лица, налагающие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться устным замечанием.

Закон устанавливает довольно короткие сроки давности привлечения к административной ответственности. Как правило, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение антимонопольного, валютного, та­моженного законодательства, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и в ряде иных случаев - по истечении года с указанного момента.

Административным правонарушением может быть причи­нен имущественный, а также неимущественный (моральный) вред. Однако возмещение имущественного ущерба и компенсация морального вреда есть не что иное, как меры восстановительной (гражданско-правовой) ответственности, а следовательно, могут применяться только в порядке гражданского (арбитражного) су­допроизводства. Поэтому потерпевшему, чтобы добиться возме­щения причиненного ему вреда, необходимо обратиться с иском в суд в общем порядке. Лишь в том случае, если дело об админист­ративном правонарушении рассматривается судьей и правонару­шитель не оспаривает ни размер причиненного им имущественно­го вреда, ни своей обязанности этот вред возместить, судья впра­ве одновременно с назначением административного наказания в административном же порядке решить вопрос и о возмещении имущественного вреда. Вопрос о компенсации морального вреда во всех случаях решается в рамках искового судопроизводства.

Постановление по делу об административном правонаруше­нии объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление может быть обжаловано в районный суд (по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, - в арбитражный суд), а если оно вынесено судьей - в вышестоящий суд. Если постановление выне­сено должностным лицом, оно может быть, кроме того, обжалова­но в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного го­да со дня окончания исполнения постановления о его назначении.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте предмет и метод административного пра­ва, дайте его определение.

2. Что такое административная юрисдикция, администра­тивное принуждение, административная ответственность? Каково соотношение этих понятий?

3. Назовите особенности (признаки) административной от­ветственности. В чем ее отличие от ответственности граж­данско-правовой и дисциплинарной?

4. Сформулируйте понятие административного правонару­шения и его состава. Расскажите о субъекте и объекте ад­министративного правонарушения.

5. Охарактеризуйте объективную сторону административ­ного правонарушения.

6. Дайте общую характеристику субъективной стороны административного правонарушения.

7. Перечислите виды административных наказаний и рас­скажите о них. Какие виды наказаний относятся к основ­ным, а какие могут быть как основными, так и дополнитель­ными? В чем юридическое значение такого различия?

8. Кто уполномочен применять административные наказания?

 

9. Опишите процедуру привлечения к административной ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

10. Как назначаются административные наказания? Каковы сроки давности привлечения к административной ответст­венности? Как возмещается имущественный и моральный вред, причиненный административным правонарушением?

11. В каком порядке обжалуются постановления, вынесен­ные по делам об административных правонарушениях? В течение какого срока лицо считается подвергнутым адми­нистративному наказанию?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...