Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности использования педагогических методов в педагогической психологии




Педагогическая психология

Предмет задачи и методы педагог психологии

Возникновение педпсихологии как науки

Структура педагогической психологии ее связь с другими науками

Особенности использования педагогических методов в педагогической психологии

 

 

Возникновение педпсихологии как науки

Эффективное решение вопросов обучения и воспитания подрастающего поколения невозможно без учета психологических механизмов и закономерностей этих процессов, поэтому неслучайно на стыке 2ух наук в педагогике и психологии возникает особая отрасль знаний - педагогическая психология

Педагогическая психология - отрасль психологии изучающая закономерности, механизмы, усвоения человеком социокультурного опыта в рамках специально организованных процессов.

В становлении педпсихологии можно выделить 3 этапа:

1) общедидактический (середина 17 - конец 19 веков). На этом этапе психолого-педагогическое знание развивалось благодаря таким педагогам как Ян Амос Коменский, Песталоцци, Дистервег. Каменский в своей дидактике отмечал о связи психологических знаний и процесса обучения. Песталоцци утверждал что если мы хотим развивать чела во всех отношениях то и должны изучать во всех отношениях

2) общепсихологический (конец 19 - начало 50х годов 20 века). Характеризуется из-за того что наука развилась и психология оформилась в самостоятельную науку.

В психологии также были проведены ряд экспериментов (лаборатория Вильгельма Вундта) которые позволили показать связь между «чистой наукой» и вопросами практики в частности обучения. Этот этап связан с исследованиями таких ученых как - П.Ф. Каптерев, Э.Трондайк, Л.С. Выгодский, Жан Пиаже.

3) этап психологических теорий обучения (с 50х годов 20 века - по настоящее время).

Базис любой науки связан с возникновением и развитием своих теорий. С середины прошлого века в психологии начали интенсивно вазвиваться теории содержание которых отразилось на основных направлениях педагогической психологии. Наиболее известными.

теория программированного обучения Б.Ф. Скинер

теория Дьюи

теория поэтапного формирования умственных действий Гальперин,

теория развивающего обучения Давыдов, Занков, Эльхонин идр.

Часто при организации обучения встречаются такие понятия как образование, преподавание и учебная деятельность.

Образование - общественно организованное содействие развитию личности ее самосовершенствованию и самореализации.

Преподавание - процесс передачи знаний, умений и навыков, активная позиция в котором принадлежит учителю.

Учение - деятельность ученика направленная на усвоение им знаний умений и навыков.

 

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения челом социокультурного опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития чела.

 

 

Задачи педпсихологии:

1) комплексное изучение психики обучающего с целью организации процессов обучения и воспитания на основе этих закономерностей

2) психологическое обоснование и отбор учебного материала

3) изучение психики деятельности и личности педагога

4) заключается в разработке теоритических и практических вопросов связанных с осознанием и формулировкой целей обучения и воспитания

 

Структура педагогической психологии ее связь с другими науками

 

Традиционно в отечественной педагогической психологии выделяется три раздела науки:

1) психология обучения - раздел педагогической психологии в котором изучаются закономерности обучения и психологические основы формирования учебной деятельности.

В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения направленных на формирование знаний умений и навыков и обеспечивающих становление психологически здоровой личности. Здесь же рассматриваются закономерности усвоения зун на различных этапах онтогенеза и при различных формах организации обучения

2) психология воспитания - раздел пед псих которая изучает закономерности формирования личности входе общеобразовательного процесса.

Данный раздел посвящен изучению закономерностей формирования личности на различных возрастных этапах. Здесь рассматриваются вопросы влияния ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка. Здесь особое внимание уделяется пониманию закономерностей развития характера, формированию этических ценностей, мотивацией поведения, гуманистическому мировоззрению, пониманию психологических причин девиантного поведения.

3) психология деятельности учителя - раздел в котором изучаются психологические характеристики педагогической деятельности и ее требования к личности педагога, в данном разделе рассматриваются вопросы о психологических закономерностях профессиональной деятельности учителя. Здесь подчеркивается значимость профессиональной направленности, ценностных ориентаций учителя, психологических основ формирования индивидуального вида деятельности. Исследования процесса самореализации педагога.

 

В настоящее время в педагогической психологии возникает необходимость выделения еще 1ого раздела - психология педагогического взаимодействия - это раздел в котором изучается психологические основы общения межличностных отношений и совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Здесь рассматриваются особенности организации педагогического общения гармонизации межличностных отношений между субъектами педагогического процесса. Психологические причины и способы разрешения педагогических конфликтов и создание оптимальных условий взаимодействия внутри самого педагогического коллектива.

 

особенности использования педагогических методов в педагогической психологии

см. классификацию методов педагогической психологии по ананьеву. (курс общей психологии).

 

 


 

……………….

В вторической психологии существуют различные точки зрения на соотношение обучения и развития.

Выгоцкий проанализировав все имеющиеся подходы к этой проблеме разделил их на 3 группы:

1) признание того что обучения и развитие независимые процессы т.е. развитие ребенка подчинено природным законам, возможности которые возникают в процессе развития и используются обучением, подобная точка зрения означает что развитие идет своим чередом и достигает своего оптимального уровня без обучения. Основные представители данной точки зрения: Жан Пиаже, Вильгельм Штерм.

2) обучение и развитие сливаются воедино, различия между этими процессами нет, т.е. по утверждению представителей данной точки зрения ребенок развит настолько на сколько он обучен.

Представителями данной точки зрения были: Вильям Джемс, Вотсон, Карл Кофка.

3) ее придерживался Лев Семенович Выгоцкий, заключается в том что обучение опережает развитие. Оно должно ориентироваться «на завтрашний день развития ребенка» при этом Выгоцкий не отрицал влияния естественного развития на процессы обучения.

Значимой для практики организации образовательного процесса является идея Выгоцкого о 2ух уровнях развития детей:

1) зоны актуального развития (которые характеризуются наличием особенностей психических функций ребенка на сегодняшний день)

2) зона ближайшего развития представляет собой потэнциальный уровень развития ребенка, который может быть достигнут при создании оптимальных внешних условий и при содействии со стороны взрослого

 

 

Часто в педагогической психологии обучение, научение, учение рассматриваются как единтичные процессы однако их следует различать.

Учение - это сознательная целенаправленная деятельность ученика предполагающая усвоение им знаний, умений, навыков.

Научение - является самым широким понятием и представляет собой процесс и результат приобретение индивидуального опыта. Научение - процесс и результат приобретения индивидом жизненного опыта в ходе организованного и стихийного влияния. Впервые понятие научение было введено бихиористами которые утверждали, что путем научения человек может приобретать любой опыт, который может быть связан как со знаниями, умениями и навыками, так и сформами поведения.

Научение может быть следующих видов:

1) реактивное

2) оперантное

3) когнитивное

 

Психологическая характеристика учебной деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...