Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание как влияние педагога на воспитанника. Способы влияния на человека.




Любое межличностное взаимодействие предпологает взаимовлияние субъекта друг на друга. В случае когда мы рассматриваем процесс воспитания часто выходим на категорию влияние.

Влияние в воспитании -это деятельность воспитателя приводящая к изменению каких либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания формоосуществления функции педагога. К наиболее часто встречающимся способам влияния относят:

убеждение - это психологическое воздействие, основанное на передаче педагогом логически выстроенной информации, которая становится целью добровольного принятия ее воспитанником;

Соответственно убеждение предполагает в качестве способов влияния систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые предложения, рекомендации, пожелания.

Эффективность убеждения повышается пир соблюдении следующих условий:

умение устанавливать контакт, вызывать доверие

выдержка, терпение и такт

умение доказывать, разъяснять опровергать

личная убежденность и искренность

учет индивидуальных особенностей воспитанника

внушение -вид психологического воздействия приемущественно эмооционально-волевого характера основанный на некритичном восприятии индивидом информации, которая не нуждается в доказательстве и содержит готовые выводы; суть внушения - воздействие на чувства человека, внушение зависит от значимости информации, чувствительности человека и его эмоциональности

заражение -психологическое воздейтсвие основанное на передаче эмоционального состояния или отношения одним человеком и их восприятие другими людьми; группа в большей степени под… именно заражению. Заражение наблюдается в группе людей которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.

подражание -психологическое влияние при котором наблюдается следование в поведении и общении определенному образцу, что выражается в повторении одним человеком поступков жестов, интонации, качеств другого человека. Подражание как способ воздействия осуществляется по следующим законам:

идет от внутреннего к внешнему

низжие по социальное лестнице подражают высшим

чем старше и образованнее человек тем меньше он подражает

подражание основано на авторитете

 

3.

Воспитание школьников будет неэффективным если оно не побуждает детей к самовоспитанию.

Самовоспитание – иницированное и организованное самим человеком деятельность направленная на изменение своей личности в соответствии с осознанным желаемым образом своей жизни.

Самовоспитание указывает на то, что сам школьник выступает активным субъектом своего воспитания, это возможно при высоком уровне самосознания, именно самосознание позволяет человеку делать представление о своем реальном «Я» и выстраивать образ себя тоесть идеальное «Я». Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитанности.

Высокий уровень самовоспитанности характеризуется:

собственной инициативностью, отсутствием стимулов из вне

самостоятельная постоновка целей саморазвития

построение программы и вариативность ее стратегии

самопрогнозирование и перспективное целеполагание

внутренняя устойчивость и целостность

владение приемами мобилизации и расслабления

 

Низкий уровень самовоспитанности характеризуется:

отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития

отсутствие внутреннего смысла и ценностей личности

отсутствие интереса к самоанализу, т.к. без него невозможно самопознание и самопринятие

напряженность и неудачи в учебной работе

 

Самовоспитание предполагает использование таких приемов как:

самообязательство

самоотчет – взгляд на проделанную работу

самоконтроль

осмысление собственной деятельности и поведения

 

К основным методам самовоспитания относят:

самопознание (самонаблюдение + самоанализ + самооценка)

самообладание которое опирается на самоубеждении, самоконтрле,самовнушении, самоподкреплении и т.д.

стимулирование себя, которое предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение

 

В самовоспитании часто встречаются следующие ошибки:

обстрактность цели, когда не выделяются конкретные и ясные критерии ее достижения

несоизмеримость цели и реальных возрастных и индивидуальных возможностей

одновременный выбор множества целей, особенно когда они противоречивы

неправильное сочетание и соотношение ближних и отдаленных целей

отсутствие критерия успешности (при самовоспитании желательно определить реальнодостежимые показатели, добившись которых можно говорить о движении к цели

 

Одним из важнейших показателей воспитания и самовоспитания школьников является уровень нравственность.

Нравственность – характеристика личности отражающая осознанное и добровольное соблюдение сушествующих моральных норм, правил и принципов поведения в взаимодействии с другими людьми.

Нравственность обнаруживается в отношении человека к окружающему миру, к другим людям, к себе, к деятельности, к обществу в котором он живет.

Люди отличаются различным уровнем нравственности и в психологии Кольберга были выделены следующие уровни нравственности:

1) преднравственный – характерен для детей 4 – 10 лет, сдесь поведение определяется внешними обстаятельствами, точка зрения других людей в рассчет не принимается. Стадии:

покорность и наказание – характеризуется тем что суждения выносятся в зависимости от последствий поступков

стадия личного интереса – характеризуется тем что суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка

2) конвенциональный – 10 – 13 лет, на этом уровне человек оценивая свои собственные поступки и поступки других придерживается социальных норм и учитывает то, как оценят этот поступок другие люди

Стадии:

одобрение другими людьми, суждение основывается на том получит ли поступок одобрение со стороны других людей или нет

закон и порядок – суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку

 

3) постконвенциональный – с 13 лет, уровень истинной морали, когда человек судит о поведении исходя из собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно

Стадии:

общественный договор и демократия, характеризуется тем, что поступок может быть оправдан с точки зрения прав человека, т.е. когда некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены

универсальные принципы и характеризуется тем что поступок расценивается как правильный, если продектован совестью человека и осуществляется во имя ценности жизни

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...