Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схоластика 13-15 веков - период расцвета и кризиса. Схоластическая философия XI—XIV вв.




 

Схоластическому периоду средневековой философии предшествовал переходный период VI—X вв.

Иоанн Скот Эриугена (810—877), переводчик «Ареопагитик» на латинский язык и автора «О разделении природы». Поднимается вопрос о соотношении разума и авторитета. Авторитет святых вторичен по отношению к разуму. Бог не имеет ипостасей: «Персон в Боге нет». Это единая неделимая природа, он «не может ни быть, ни существовать». Когда говорят, что Бог создал все, имеется в виду, что он есть во всем как сущность всех вещей.

Схоластика (schola—школа) начинается в XI веке. Появление связано с развитием городов и школ от монастырских до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических (Шартрская школа). Появились интеллектуалы. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога. Читался текст Священного писания, чтение сопровождалось толкованием и буквальным, и смысловым. Схоластики были убеждены, что можно достичь рационального знания о Боге и доказать его существование с помощью логических приемов.

Первым преуспел Ансельм Кентерберийский (1033—1109). Теологическое сочинение «Почему Бог вочеловечился?», "Монолог" (о бытии Бога. Мы судим о степени красоты вещей и моральном превосходстве людей на основании идеи об абсолютном совершенстве, которая свободно принимается нами на основе логики.). Называли в Англии «вторым Августином». Стремится размышлять не для того, чтобы помочь своей вере, а верит для того, чтобы понимать.

«Прибавление к рассуждению». Каждый понимает значение слова «Бог». Кто внушил это, как не сам Творец, источник этой идеи. Наличие этой идеи в человеческом сознании — доказательство объективного бытия Бога. В 18 в. Кант опроверг онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского.

Петр (Пьер) Абеляр (1079— 1142), владение логикой (диалектикой) для возможности что-либо доказывать. Труды: «Диалектика», «Схоластическая теология», «Да и Нет», «Этика или познай самого себя», «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином». У Абеляра было много идейных противников, он решил вызвать их на диспут на Сансском соборе (1140), где и был осужден даже его покровителями. После собора написал «Апологию» и «Символ веры», в которых отверг выдвинутые обвинения.

В его лице философия обретала самостоятельность по отношению к теологии, свобода от теологических авторитетов, благодаря логико-диалектическим процедурам.

Человек по природе находится на пути к Богу как высшему благу,природа человека должна рассматриваться в моральном аспекте. Если предмет науки - высшее благо, то наука будет называться этикой или моральной философией. Так возникла проблема статуса философии и теологии как отдельных дисциплин. Абеляр успешно начал этот процесс, который объективно стал причиной его гонений и преждевременной смерти.

«Познаю то, во что верю». Веру надо защищать при помощи диалектики, рационально, его логика при описании лиц Троицы названа теологикой.

Единство и троичность Бога. Свойства Бога через три понятия: всемогущество (Бог-Отец), мудрость (Бог-Сын) и благо (Святой Дух). Могущество, мудрость и благо как свойства Бога не отделимы друг от друга. Могущественный, но не мудрый, может пагубно влиять на людей; мудрый, но не могущественный, не сможет воздействовать на мир вообще. Могучий и мудрый, но не благодатный — это тиран. Свойства Бога душа постигает лицом к лицу с Богом без посредников. Эта идея делала церковь необязательной.

Роберт Гроссетест (Большеголовый), епископ Линкольнский, первый канцлер Оксфордского университета (1175—1253). "О свете". В начале появляется материальная световая точка. Свет, тонкая телесная субстанция, близкая к Богу.

Работы: «О линиях, углах и фигурах», «О цвете», «О сфере», «О движении небесных тел», «О кометах». «О свете», «О тепле Солнца», «О радуге» требуют математических расчетов, но их так же мало, как и у Платона. В этом специфика математического знания в средние века, которое было частью философии. Гроссетест распространяет теорию света не только на неорганический мир и на жизнь, но и на теорию познания. Бог воздействует на мир посредством света, и душа человека, воздействует на чувства и на все тело посредством света.

Гносеология Гроссетеста: 1) знание возможно без помощи чувственного восприятия; 2) отдельные люди обладают интеллигенциями, способными видеть в божественном свете и единичные вещи, и универсалии, минуя чувственный опыт и даже логические процедуры; 3) абстрактно-теоретическое знание является результатом преодоления влияния чувственных впечатлений от внешнего «мира»; 4) сравнительный анализ знания, полученного интеллигибельным путем и чувственным (через резолюцию и композицию), требует «экспериментального универсального метода».

Бог фигурирует у Гроссетеста как форма, не имеющая материи, а свет — как материализованная форма, достойная всяческого изучения. Свет выступает на первый план, а теологическая проблематика является фоном, на котором развиваются натуралистические изыскания. Он высказывал взгляды будущего деизма: свет как материальная субстанция пронизывает все бытие, а Бог как чистая нематериализованная форма участвует лишь в создании световой точки, а построение универсума осуществляется естественным путем.

Считал Творца геометром, «сконструировавшим» универсум на основе простых математических средств, что дало ему возможность не вмешиваться в «мировую машину».

Роджер Бэкон (ок. 1214—1294, Натуралистическая традиция Гроссетеста). Ему приписывают фразу «Знание — сила». «Метафизика света». Пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Идея подводной лодки, летательного аппарата, автомобиля. «Большой Труд», «Компендий теологии». Независимость суждений и неортодоксальность взглядов привели его к заточению в тюрьму. Работы были сожжены.

Фома Аквинскнй (1225/26—1274). Работы: «Сумма против язычников» («Сумма философии»), «Единство разума против аверроистов», комментарии к аристотелевским трудам, «Сумма теологии». Взаимоотношения теологии и философии. Для того, чтобы убедить сомневающихся в вере, нужно прибегнуть к философии, которая может помочь доказать существование Бога, которое неочевидно. Методы естественного постижения истины. Первый путь — определить причину, второй — познать причину через следствие. Второй метод Фома Аквинский демонстрирует, выдвинув пять доказательств бытия Бога.

Первое доказательство - движение. Одно сообщает движение другому, другое третьему и т.д. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности. Необходимо помыслить некий перводвигатель, который сам не движим ничем. Это и есть Бог.

Второе доказательство, также основанный на чувственных данных, обращается к производящим причинам. Цепь причин и следствий не может уходить в бесконечность, поэтому «есть первая производящая причина, каковую все именуют Богом».

Третье доказательство исходит из понятий возможности и необходимости. Человеческий разум находит среди вещей такие, которые могут быть, а могут не быть. Для всех вещей такого рода невозможно вечное бытие, но также невозможно, чтобы все вещи были случайны. Должно быть нечто необходимое. И это необходимое должно иметь свои причины, которые не могут уходить в бесконечность. Поэтому надо предположить необходимую сущность, которая не имеет внешней причины своей необходимости, но сама составляет причину необходимости для всех иных. Это есть Бог.

Четвертое доказательство касается степеней совершенства, истинности и благородства разных вещей. Необходимо иметь некую сущность, которая будет степенью всех благ и совершенств. И это Бог.

Пятое доказательство исходит из «распорядка природы». Все вещи в природе, лишенные разума, тем не менее устроены целесообразно. Отсюда следует, что их деятельность направляет «некто одаренный разумом и пониманием». Следовательно, есть разумное существо, которое предусматривает цели для всего, что происходит в природе. Это разумное существо — Бог.

Фома в теодицее (оправдании Бога) снимает с него ответственность за зло и возлагает эту ношу на плечи несовершенного человека. Все, что соответствует разуму, — добро, что противоречит ему — зло.

Человек — общественное существо, и государство как целое логически предшествует всем частным интересам: благо общего выше блага его частей. Общественный порядок — отражение небесного порядка. Большинство занимается физическим трудом, меньшинство, люди умственного труда, должны управлять государством. И здесь первое место занимают священники. Их цель, как и высшая задача государства, — подготовить переход людей в потусторонний мир. Таким образом, государство носит теократический характер. Среди ряда форм государственного правления выделяет монархию. Если монарх посягает на интересы церкви, он должен быть свергнут. Философия Аквинского (томизм) стала официальной доктриной католицизма.

Иоанн Дунс Скот (1265/66— 1308). Томизм в ряде положений критиковал. Формирование теории двойственной истины, предполагая, что теология должна распространяться на мораль, т.е. теология практична, а философия теоретична, поэтому истины одной могут не совпадать с истинами другой. Бесконечное бытие — Абсолют, которое охватывает всю сферу действительности, в том числе Бога и его волю. Бог творит мир, но знание не причина его творящей воли (как у Аквинского), а условие. Ум дает возможность выбора, а выбирает воля, поэтому выбор случаен.

Уильям Оккам (1300—1349). Поставил точку в обсуждении концепции «двойственной истины». Как и Скоту, Оккаму близки эмпирические тенденции в философии (Гроссетест.ю Аристотель). Универсалии не существуют как самостоятельные сущности даже в Боге. Идеи — это вещи, созданные Богом: «Нет необходимости в идеях, заставляющих его действовать. Требуется только знание самих идей, и это знание в любом случае идентично Богу, ибо Бог есть Бог, он знает все и ему не нужен разумный помощник, он сам знает то, что творит».

«Бритва Оккама» проникнута аристотелевским духом. «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» и «Без необходимости не следует утверждать многое». «Можно ли одну и ту же по виду и числу теологическую истину доказать в теологии и естественном знании?». Два противоположных, противоречащих друг другу ответа. «Нет: ибо одна и та же истина не может быть получена в разных родах знания». Другой ответ: «Напротив: если одна и та же истина не может быть доказана в естественном знании и теологии, философия бесполезна для теологии».

 

Иммануил Кант.

(22 апреля 1724— 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

Как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться? (религия); 4) что такое человек?

Работы: «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология); «Критика практического разума» (1788) — этика; «Критика способности суждения» (1790) — эстетика.

Кант прошёл в философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790)

I этап (1747—1755 годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью

- разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755)

- выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;

- выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

- изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Условная схема теории познания Канта. Отвергал догматический способ познания и считал, что нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

«Критика чистого разума». Исходной проблемой является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение).

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой. Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом.

В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:

- субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, опыт чувства становится необходимым, всеобщим - чувственный синтез.

- категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания - рассудочный синтез.

Основой всякого синтеза является самосознание — единство апперцепции. В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Категории рассудка: Категории количества, Единство, Множество, Цельность, Категории качества, Реальность, Отрицание, Ограничение, Категории отношения, Субстанция и принадлежность, Причина и следствие, Взаимодействия, Категории модальности, Возможность и невозможность, Существование и несуществование,Предопределённость и случайность.

Кант показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

Описав эмпирическое применение рассудка, задается вопросом возможности чистого применения рассудка, которое он называет разумом. В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения (основывать на самом себе чистое знание), поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но имеет регулятивное значение — как систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.

О человеке. Воззрения о человеке в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). Состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

«Что такое человек?» Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Высшая ценность, личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений. От сексуального чувства (страсти) мутится разум. На чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма. Талант, проявленный в изобретении и открытии, — высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и открытии нового.

Нравственное учение и проблема религии. Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным.Ннравственное соединено с идеей божественного. Церковь есть необходимое нравственное соединение всех людей, представляет собою царство Божие на земле. Стремление к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах. О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу — требованиям совести.

Этика Канта. «Критика практического разума». Этика основана на принципе - Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Две формулировки категорического императива: «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом»;«Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда — как к средству».

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

- Человек как явление;

- Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему моральному принципу. Поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели.

Эстетика Канта. Два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное - шторм) или в пространстве (математически возвышенное - горы). Гений — человек, способный к воплощению эстетических идей.

Долг. Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, —о законе правильности. Человек проявляет отношение к закону через степень уважения. Уважение целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону - есть долг.

Об абсолютной морали и доброй воле. «Основоположение к метафизике нравов» (1785): если моральный закон обязателен, то он содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет указания «по которым все должно происходить». Каждый должен знать законы морали. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот основывается на доброй воле.

Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как не содержит в себе ничего эмпирического. Для того, чтобы породить волю, нужен разум.

Категорический императив. Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. Приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (требование честности).

Идея права и государства. Необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы выводил из нравственных.Развивал идеи Руссо: идею народного суверенитета.Рассматривал идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». Государство — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

Все государства имеют три власти: законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа; исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.Республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.Против господства в международных отношениях права сильного. За создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. Такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...