Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философии антиклассики последней трети 19 века - Ницше, Бергсон, Гуссер, Шпенглер




 

«Философия жизни». Основная категория – «жизнь» как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта. Аспекты понимания «жизни» связаны с биологизацией действительности, с борьбой за существование, другие - с подчеркиванием первичности жизни как формы практического опыта по отношению к научному разуму. Практическая активность выступает как основа бытия. Относят философов В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, А. Бергсона.

Ф. Ницше (1844-1900) философия непоследовательна и противоречива, но едина по духу и цели. Работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886). Находился под влиянием Шопенгауэра, но вопросам бытия и познания уделял меньше внимания. Критика европейской культуры и проблемы морали. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления. Биологизирует мир, в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая порождает устойчивый порядок действительности. Плюрализм воль, их борьба формирует действительность. «Воля»– воля к власти. Необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за стремление успокоить волю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни –принцип философии Ф. Ницше. Критически относится к идее развития: есть становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

«Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру сверхчеловека. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была извращена. Превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок.Это мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль- новая интерпретация мира. Философию Ницше пытались использовать идеологи фашизма, видели идеологию империалистической буржуазии.

Традиция иррационалистической критики научного разума была продолжена французским философом А. Бергсоном в работе «Творческая эволюция». В центре– мир сознания. Психологизирует действительность. Отмечает ограниченность естественнонаучных методов познания. Реальность– единый поток переживаний – «образов». Материя – тоже последовательность образов, взятых в отношении к действию «одного определенного образа –моего тела». Два ряда «образов» (два вида опыта): материю и жизнь. Различия - в направленности процессов. Материя – это процесс падения вниз; жизнь устремлена вверх, как жизненный порыв, процесс творческой эволюции, единый поток психических энергий. Жизненный порыв - пучок действий, порождающих вещи. Материальные вещи – это угасшие остатки, искры энергетического «снопа» действий. Жизнь не зависит от материи. Только применительно к жизни можно говорить о времени.

Интеллект и инстинкт. Первый познает материю, жизнь в ее целостности ему не доступна, интеллект механистичен, складывает картину мира из отдельных фрагментов. Интеллект связан с человеческой практикой, на нем основана наука. Отдает предпочтение инстинкту как высшей форме познания, высшая форма инстинкта – интуиция. Интуиция противопоставлена интеллекту. Философия Бергсона по форме и содержанию противостоит научному мировоззрению, ее характеризуют как эволюционный спиритуализм. Иррационалистическая традиция в философии XIX – начала XX в.в. способствовала формированию теоретических основ современного антисциентизма.

Гуссерль. Философия сосредоточена на гносеологической проблематике. Основой познания является очевидность (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании называет «принципом всех принципов». Гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям) как основополагающему элементу, лежащему в основе остальных переживаний сознания (ценностных, волевых). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания — его модификации. Очевидностью является созерцание сущностей (идеация). Постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов — сущностей, значений. Философия трактуется как феноменология — строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на переживаниях сознания; трансцендентальная редукция осуществляет переход к чистому сознанию (то есть очищенному от реальности переживаний).Фундаментальным свойством сознания является интенциональность, то есть свойство быть «сознанием о», сознанием чего-то — а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным — вещью в пространстве и времени, но и идеальным — сущностью, значением). Различение реального и интенционального содержания сознания (ноэзиса и ноэмы). Ноэзис —переживание сознания, взятое независимо от стоящего за ним бытия; ноэма — смысл переживания, указывающий на трансцендентное бытие (предмет, реальный или идеальный). Говорить же о бытии (о трансцендентном) помимо его явленности в сознании (ноэме) абсурдно.

В составе ноэмы выделяются: 1) материя (ядро, предметный смысл); 2) качество (характеристика); 3)подразумеваемый (интендированный) предмет. Общая структура чистого сознания: Чистое «Я» / Ноэзис / Ноэма.

Шпенглер. Основные труды:«Закат Европы»,«Человек и техника»,«Годы решений».

Предметом философско-культурологических исследований была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые формы, понимаемые с помощью аналогий. Отвергая условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

Единство идеи всемирно-исторического процесса предлагает заменить картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность культуры обеспечивается своеобразием «души»: в основе античной культуры - «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская».

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).

Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответств. в других.

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» «Закат Европы»).

Морфология культуры Шпенглера сообщила западному миру, что он неудержимо клонится к закату: по убеждению Шпенглера, рационалистическая цивилизация означает деградацию высших духовных ценностей культуры, обреченной на гибель. Великие культуры прошлогодемонстрируют Западу его собственную судьбу, его ближайшее историческое будущее. Шпенглер негативно относился как к социалистическим идеям так и к правым идеям — открыто отказался от сотрудничества с нацистами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...