Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица № 7. Похв. тщательности и актуальности. . _Н_о__п_о__п_о_в_о_ду__Ф__ом__ы__К_р_о_ч_е __п_и_ш_е_т_: ___________________________________________




Таблица № 7

Кроче, Бенедетто

Croce, Benedetto                            Teop ОБЩ (красн. )

Рецензия на книгу Нельсона Селлы «Эстетика музыки у св. Ф. А. » (см. библ. ) Критика. I93I, С. 71

Похв. тщательности и актуальности.

_Н_о__п_о__п_о_в_о_ду__Ф__ом__ы__К_р_о_ч_е __п_и_ш_е_т_: ___________________________________________

«... в сущности, его представления о красоте и об искусстве не то чтобы превратны, но чрезвычайно общи, и потому могут быть восприняты и переняты всеми. Такова теория, согласно которой pulchritudine или красоте свойственны целостность или совершенство или согласованность, а также ясность, то есть чистота цветов. Такова и теория о том, что прекрасное затрагивает сферу познавательной возможности; и даже теория, что красота творения есть подобие божественной красоты, рассредоточенной в вещах. Необходимо иметь в виду, что вопросы эстетики не составляли собой предмет настоящего интереса ни для средневековья вообще, ни в частности для святого Фомы, размышления которого сводились к иному: откуда вообще берется чувство удовлетворенности. Поэтому работы по эстетике Фомы и других средневековых философов мало плодотворны и вызывают неприятие, за исключением редких случаев (крайне, крайне редких! ), когда тема разбирается с такой осторожностью и такой тщательностью, какие мы находим в работе господина Селлы».

[Полемика с этим положением годится для зачина. Последняя фраза — вызов. ]

Таблица № 8

Бьондолилло, Франческо

Biondolillo, Francesco                  СФА. ОБЩ (красн. )

«Эстетика и вкус в средневековье», глава II книги Краткая история вкуса и эстетической мысли. Мессина, П__р_и_н_ч_и_п_а_т_о_, __1_9_2_4_, __С_. __2_9 ________________________________________________________

Бьондолилло или близорукое джентилианство. Неинтересное предисловие — пересказ для школьников общих мест Джентиле.

Глава о средневековье. Со СФА автор разделывается за 18 строчек. «В эпоху средних веков, в условиях засилья представлений о философии как о служанке богословия... проблематика искусства утрачивала ту значительность, которой она достигла прежде всего благодаря Аристотелю и Плотину». [Бескультурье или нарочно? Вина его или его школы? ] Несколько дальше: «Этим были сформированы взгляды зрелого Данте, который в Пире (1, 2) присваивал искусству целых четыре смысла [Это насчет теории четырех чувств. Se знает, что она повторялась уже у Беды. Ну и невежество]. Четырехуровневая значимость, как верилось Данте и иным, присуща Божественной комедии, в то время как ее художественная ценность проявляется исключительно постольку, поскольку она дает чистое, бескорыстное отображение внутреннего мира и поскольку Данте самозабвенно отдается своему видению». [Бедная Италия, несчастный Данте! Положить всю жизнь на поиски высшего смысла, чтоб теперь этот господин писал «Данте верилось... ». Привести как пример историографической монструозности. ]

Таблица № 9

Глунц, Х. Х

Glunz, H. H.    Teop. ОБЩ. лит (краcн., кор. )

Эстетика в текстах европейского средневековья Die Iiiterarдsthetik des europдischen Mittelalters B_o_c_h_u_m_-_L_a_n_g_e_n_d_r_e_e_r_, _ _P_o_p_p_i_n_g_h_a_u_s_, __1_93_7_, _ _C_C_. __6_0_8 ___________

Эстетический подход в средневековье существовал, и в этом свете рассмотрена средневековая поэзия. В центре исследования — представления поэтов того времени о собственном творчестве. Прослежена эволюция средневекового вкуса: VII—VIII вв. — опустелые формы классики наполняются христианским содержанием;

IX—X вв. — античные басни приспосабливаются под христианскую этику;

с XI в. — зарождение христианской этической литературы в собственном смысле: литургические тексты, житийная словесность, пересказы Библии, преобладание потусторонних тем;

XII в. — гуманизация мировоззрения, связанная с неоплатонизмом: всякая вещь отображает Господа на свой лад (любовь, профессиональная деятельность, природа). Развитие аллегорического подхода (Алкуин, Сен-Викторская школа и далее); XIV в. — по-прежнему направленная на угождение Господу, поэзия из моральной преобразуется в этическую. Как Бог выражает себя через творение, так поэт выражает себя: мысли и чувства (Англия, Данте и проч. ).

Книга рецензировалась Де Брюном (Be Bruyne) в Re. neosc. de phil. , 1938: по его мнению, делить эволюцию на периоды неправомерно, потому что во все эпохи сосуществуют все течения [отсутствие исторического чутья — он слишком верует в Philosophia Perennis! ] В его представлении средневековая художественная цивилизация полифонична.

Глунц — 2                     Теор. ОБЩ. лит (краcн., кор. )

Э__с_т_е_т_и_к_а__в__т_е_к_с_т_а_х_ е_в__р_о_п_е_й_с_к_о_г_о__с_р_е_д_н_е_в_е__к_о_в_ь_я _________

Де Брюн критикует Глунца за то, что он не учитывает наслаждения формами поэзии, в то время как людьми средневековья этот аспект ощущался довольно живо, о чем свидетельствуют поэтики. К тому же литературная эстетика являлась частью эстетики общей, которую Глунц недооценил: речь идет об эстетике, которая вмещала в себя пифагорейскую теорию пропорций, качественную эстетику Августина (modus, species, ordo) и эстетику Дионисия (claritas, lux). Все скреплялось психологией Сен-Викторской школы и христианским мировоззрением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...