Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица № 10. Подчеркивая перспективность монографического исследования данной темы (от срдвк до наших дней), предлагается уделить особое внимание:




Таблица № 10

Маритен, Жак

Maritain, Jacques   Теор. СИМВ (зел. )

«Знак и символ» «Signe et symbole» R_e_v_u_e___T_h_o_m_i_s_te_, ___а_п_р_е_л_ь___1_93_8_, __С_. ___2_9_9 ____________________________

Подчеркивая перспективность монографического исследования данной темы (от срдвк до наших дней), предлагается уделить особое внимание:

Философской теории знака и размышлениям о магическом знаке.

[Как всегда, невыносим. Антиисторичен, нефилологи— чен: в данном случае, к примеру, разбирает не СФА, а

_И_о_а_н_н_а_ _С_в_. _ _Ф_о_м_ы_]_. _____________________________________________________________

Развивает теорию Иоанна (см. мою карточку): «Signum est id quod repraesentat alma a se potentiae cogno-scenti» (Log. II, P, 2 I, I ).

«(Signum) essentialiter consistit in ordine ad signatum».

Но знак не всегда образ и образ не всегда знак (Сын — образ, а не знак Отца, вопль — знак, а не образ боли). Иоанн прибавляет:

«Ratio ergo imaginis consistit in hoc quod procйdвt аb alio ut a principio, et in similitudinem ejus, ut docet S. Thomas, I, 35, e XCXIII» (??? ) Маритен добавляет, что символ — это знак-образ; «quelque chose de sensible signifiant un objet en raison d une relation prйsupposйe d analogie» (303).

Надо проверить СФА, De ver., VIII, 5 и C. G.. III, 49 Маритен потом развивает идеи о знаке формальном, творительном, практическом и т. д. и о знаке как магическом действии (великолепно документировано). Лишь в малой степени занимается искусством [но уже здесь находятся намеки на неосознанные и глубинные корни искусства, которые потом мы найдем в Creative Intuition].

Маритен 2          Теор. СИМВ (зел. ) «_З_н__а_к__и__с_и_м_в_о_л_» ________________________________________________________

В свете томистской интерпретации вот что любопытно: «... dans l'oeuvre d'art se rencontrent le signe spйculatif (l'oeuvre manifeste autre chose qu'elle) et le signe poйtique (elle communique un ordre, un appel); non qu'elle soit formellement signe pratique, mais c'est un signe spйculatif qui par suraboundance est virtuellement pratique: et elle-mкme, sans le vouloir, et а condition de ne pas le vouloir, est aussi une sorte de signe magique (elle sйduit, elle ensorcelle)» ( 3 2 9 ).

Таблица № 11

Шену, M. Д.

Chenu, M. D. Teop. Imag. Фантаз. (роз. )

«Imaginatio — заметка о философской лексикографии» «Imaginatio — note de lexicographie philosophique» M_i_s_c_e_l_l_a_n_e_a__M_e_r_c_a_t_i_. __В_а_т_и_к_а_н_, __1_9_4_6, ___С. ___59_3 _____________________

Разные значения термина. Прежде всего по Августину: «Im. est vis animae, quae per figuram corporearum rerum absente corpore sine exteriori sensu dignoscit» (глава 38 произведения Be spiritu et anima, которое приписывалось то Исааку из Пуатье, то Гуго Сен-Викторскому и др. ).

В произведении Be unione corporis et Spiritus Гуго (EL, 227, 285) говорится о сублимации ощущаемого в постигаемое, которая осуществляется воображением. В этой мистической перспективе озарение духа и динамичное сцепление сил называется formatio. Воображение в процессе мистич. formatiо встречается и у Бонавентуры (Itinerarium); sensus, im. (= sensualitas), ratio, intellectus, intelligentia, apex mentis. Воображение участвует в формировании intellegibile. предмета intellectus. в то время как полностью очищенная от чувственных связей intelligentia схватывает intellectibile. Ту же дистинкцию перенял и Боэций. Intellegibile — это чувственный мир, a intellectibile — это Бог, идеи, первопринципы.

См. Comm. in Isag. Porph., I, 3. Гуго Сен—Викторский в Didasc. обобщает эту позиции. Жильбер Порретанский вспоминает, что imaginatio и intellectus y многих называются opinio; среди них Вильгельм де Конш. Imago есть форма, однако внедренная в материю, не чистая форма.

Шену — 2 Теор. Imag. Фантаз. (роз. )

«Imaginatio — заметка о философской лексикографии»

_И _в_о_т__н_а_к_о_н_е_ц__Ф_о_м_а_! _________________________________________________________

Он согласен с арабами (De ver., 14, I) что imago есть apprehensio quidditis simplicis, quae alio etiam nomine formatio dicuntur (I Sent — 19, 5, I и 7). [Но значит, это simplex apprehensio! ] Imaginatio — перевод арабского tasawor, производного от curвt (образ), это означает форма, от глагола savara (формировать, чеканить, а также рисовать и зачинать). [Очень важно — разобраться! ]

Таблица № 12

Курциус, Эрнст Роберт

Curtius, Ernst Robert     Teop. Общ.

Европейская литература и латинское средневековье Europдische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, Franke, 1948. _(в___ч_а_с_т_н_о__с_т_и___ч_. __1_2_, __а_б_з_а_ц___3_) ________________________________

Большая серьезная книга. Мне нужна только с. 228. Стремится продемонстрировать, что идея поэзии как средоточия достоинства, озаряющей силы, углубления истины была неведома схоластикам, но живо присутствовала у Данте и поэтов четырнадцатого века [тут

_о_н__п_р_а_в__]_. ____________________________________________________________________

У Альберта Великого, к примеру, научный метод (modus definitionis, divisivus, collectivus) противопоставляется поэтическому методу Библии (повествования, притчи, метафоры). Modus poeticus как самый слабый из философских методов [что—то подобное было у Фомы, сверить! ! ! ].

Действительно, вот и Курциус ссылается на Фому (I, I, 9 и 10) и на его определение поэзии как infima doctrina! (см. конспект).

В общем, схоластики никогда не проявляли интереса к поэзии и не породили ни одной поэтики [верно о схоластике, неверно о средневековье] и ни одной теории искусства [неверно]. Таким образом, тщиться вывести из учения схоластиков эстетику литературы и пластических искусств — бессмысленно и бесцельно. Приговор провозглашается в п. I на с. 229: «Современный человек безмерно переоценивает искусство, поскольку утратил чувство интеллигибельной красоты, которое неоплатоникам и срдвк было весьма присуще. Sero te amavi, Pulchritudo tam antiqua et tam nova, — говорит Августин Богу (Conf., X, 27, 38). Здесь идет речь о красоте, о которой эстетика ничего не знает [положим, так; но что тогда делать

Курциус — 2                  Теop. Общ.

Е__в_р_о_п_е_й_с_к_а_я__л_и_т_е_р_а_т_у_р_а__и__л_а_т_и_н_с_к_о_е__с_р_е_д_н_е_в_е_к__о_в_ь_е___

с п р о б л е м о к божественной Красоты, рассредоточенной в существах? ]. Когда схоластика говорит о Красоте, Красота мыслится как принадлежность Бога. Метафизика Прекрасного (Плотин) и теория искусства никак не соотносятся друг с другом» [верно, но они сталкиваются на н и ч ь е й т е р р и т о р и и — теории формы]. [Осторожно! Это нам не Бьондолилло. Курциусом упущено несколько философских текстов—увязок, но он настоящий знаток. Критиковать почтительно].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...