Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 рабочая программа. 1. 1 цели и задачи изучения дисциплины. 1. 2 требования к уровню освоения дисциплины. Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО




1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. 1 Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цель дисциплины: ознакомить студентов со структурой современной клинической психологии, ее теоретико-методологическими основаниями, основными разделами, содержанием исследовательской и практической деятельности клинических психологов.

Задачи дисциплины:

· раскрыть структуру современной клинической психологии;

· изложить базисные теоретические исследования клинических психологов как основу, фундамент практической деятельности;

· показать плодотворность взаимосвязи развития теории и практики отечественной клинической психологии;

· особое внимание уделить ознакомлению студентов с прикладными аспектами деятельности клинических психологов: диагностика, экспертиза, психологическая коррекция, психотерапия, реабилитация больных людей.

1. 2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО

Общенаучные компетенции (ОК):

- способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, овладение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

- готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).

Перечень дополнительных компетенций

Иметь представление: о структуре современно клинической психологии, содержании исследовательской и практической деятельности практических клинических психологов.

Знать: содержание основных категорий клинической психологии, основы патопсихологии, нейропсихологии, психологии соматического больного, аномального онтогенеза.

Уметь: проводить диагностику психических процессов, свойств и состояний психики пациента с помощью клинического интервью и экспериментально-психологических методов исследования в клинике, а также экспертизу, психологическую коррекцию и реабилитацию.

Овладеть компетенциями:

Методические: умение диагностировать нарушения психической деятельности, умение соотносить особенности нарушений с соответствующим патопсихологическим регистр-синдромом. Умение относить отдельные симптомы нарушений к определенному нейропсихологическому синдрому и фактору.

Социальные: умение самопрезентации и профессиональной презентации.

Организационные: умение организовать процесс комплексной экспертной, диагностической, психокоррекционной работы.

1. 3 Аудиторная работа

1. 3. 1 Лекции

№ п/п Тема лекции Краткое содержание

Кол. часов

З/С

Введение в клиническую психологию 1. Предмет, структура и методы клинической психологии. 2. Ведущие области клинической психологии, предмет и задачи этих областей: патопсихология, нейропсихология, психология соматических больных, возрастная клиническая психология. 3. Связь различных областей клинической психологии с разными видами клиник. 4. Клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей. 5. История зарождения и становления клинической психологии. 6. Идея связи телесных (соматических) процессов с «душевными», связи мозга и психики, ее проявления и реализации на разных этапах развития человеческого общества и медицины. 7. Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов. 8. Необходимость научно обоснованных принципов и методов практической  
Психология здоровья Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельности клинических психологов. Разнообразие задач: · профилактические · лечебные · реабилитационные · консультативные Психология здоровья как психологическая культура человека. Основные критерии общего и психического здоровья (по материалам ВОЗ). Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ – 10).  
Характеристика основных разделов клинической психологии: патопсихология 1. Основные категории теоретического аппарата клинической психологии: · категория «фактора» в нейро- и патопсихологии, типы факторов · категория психологического синдрома ·  психическая активность, психические процессы, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, конфликт, кризис, психогенез, психологическая защита, алекситимия 2. Качественный, системно-структурный подход к квалификации нарушений психической деятельности. 3. Направленность клинико-психологических исследований на раскрытие «внутренней» структуры психических процессов и их изменений. 4. Предмет, задачи, методы патопсихологии. 5. Патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов: ощущения, восприятие, внимание, память. 6. Патопсихологическая характеристика познавательных психических процессов: мышление, интеллект, эмоции, воля, сознание.    
Психология индивидуальных различий: патопсихология.   Проявление отклонений от нормы на различных уровнях индивидуальности. Индивидуальные особенности и патологические проявления характера. Индивидуальные особенности и патологические нарушения личность Психология девиантного поведения. Классификация девиантного поведения. 2. Агрессивное, аутоагрессивное поведение. 3. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности. 4. Сексуальные девиации и перверсии 5. Характерологические и патохарактерологические реакции       0, 5 0, 5
Нейропсихология: предмет, задачи, методы.   1. Определение предмета нейропсихологии. 2. Теоретические и практические задачи нейропсихологии. 3. Основные категории нейропсихологии. 4. Теория мозговой системно-динамической локализации ВПФ. Основные положения о системном строении ВПФ. 2. Три структурно-функциональных блока, обеспечивающих интегративную деятельность головного мозга, выделенные А. Р. Лурия. 3. Особенности работы энергетического блока. 4. Особенности работы блока приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. 5. Особенности работы блока программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности     1, 5 1, 5
Основные нейропсихологические синдромы по локализации поражения коры больших полушарий головного мозга.   1. Синдромы поражения зрительных долей. 2. Синдромы поражения височных долей. 3. Синдромы поражения теменных долей. 4. Синдромы поражения зоны ТРО. 5. Синдромы поражения премоторной зоны. 6. Синдромы поражения префронтальной зоны.    
                                                   ИТОГО:  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...