Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Этнос как особый вид социальной группировки людей.




10. Этнос как особый вид социальной группировки людей.

Этнос - как специфическая форма человеческой общности

Этнос - это особый, исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования, которая складывается естественным историческим путем и не зависит от воли входящих в нее людей. Она способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Обладает определенным внутренним устройством и особыми специфическими чертами, отличающими его от всех других подобных образований. Обязательным условием для формирования любого этноса являются общность территории и общность языка. Таким образом, признаками этноса принято считать следующие явления:

• Этническая территории - это территория, на которой складывается этнос, но она не есть то же, что территория проживания этноса.

• Язык - границы распространения языка и границы этнической территории обычно совпадают.

• Национальный характер - особые этнические и психологические черты.

• Национальное самосознание - осознание членами этноса своей принадлежности к нему.

Этногенез - это процесс формирования этноса, его происхождение.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания – этнонима.

Основные условия возникновения этнической общности - это общность территории и языка - выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко этническая общность складывается и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки). Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этнической общности в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.

У членов этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание - этноним. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Этническая общность подвержена изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п., поэтому для более устойчивого существования этническая общность стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе - государства).

 

11. Разновидности этнических общностей.

Этнические общности

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином. Эта иерархия такова:

• элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы). К этому уровню, главным образом, относится семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора), как непосредственного носителя этнических свойств.

• субэтнические подразделения и этнографические группы. Субэтносы занимают промежуточное положение между консорциями и конвиксиями с одной стороны и этносами с другой.

• основное этническое подразделение. Это и есть собственно «этнос».

• макроэтнические общности или метаэтнические общности — образования, охватывающие несколько этносов, но обладающее этническими свойствами меньшей интенсивности, чем включаемые в неё этносы. Выделяются следующие макроэтнические общности: метаэтнополитические, метаэтнолингвистические, метаэтноконфессиональные, метаэтнохозяйственные и т. д.

Этнографические общности

В отличие от этнических общностей принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся и следовательно такие общности не имеют самоназваний, а выделяется в результате научных исследований.

• этнографическая группа

• историко-этнографическая область

Иерархическая классификация этносов

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

• Род — группа людей, которая основана на кровных связях.

• Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.

• Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.

• Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

 

 

Племя, народность, нация как формы этнических общностей

В историческом плане этнос развивался следующим образом, это: род, племя, народность, нация. Исторически первой формой этнических общностей был род, совокупность которых впоследствии составляло племя. Племя представляло собой союз кровных родов, объединенных общностью происхождения. Общины того времени сохраняли родовую основу, т. е. включали большие семьи, происходящие из одного рода, но также встречались общины, объединявшие семьи различного происхождения. В таких объединениях отсутствовали какие-либо формы централизованной власти, единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. Функционально племя было призвано регулировать отношения между родами, определять формы и содержание этих отношений, обеспечивать защиту общей территории.

Появление общественной власти в рамках родоплеменных общностей привело к тому, что разнообразные объединения людей стали создаваться на базе общности хозяйственных интересов, прежде всего общности владения землей. А это, в свою очередь, повлекло смену племенной организации на новую форму этнической общности – народность.

Возникновение народности было вызвано усилением роли таких факторов, как единство территории, общность языка, традиций, обычаев. Эти факторы создавали более благоприятные условия для этнической консолидации, укрепления этнического единства и этнического самосознания.

Появление народностей произошло путем смешения и консолидации племенных групп. Первые народности возникли в районах древнейших цивилизаций (Египет, Двуречье). В Европе формирование народностей началось в эпоху Великого переселения народов (IV — VII вв. ). На территории России начало формирования народностей приходится на конец IX — Х в. Повсюду народности складывались из разноязычных и разнокультурных компонентов, часть которых подвергалась ассимиляции и входила в зарождающийся этнос в качестве субстрата. Так, например, при образовании древнерусской народности в нее кроме славянских племен вошли угро-финские и балтийские этнические племена. По мере возникновения народности, усиления связей между ее отдельными частями формировались общий язык, территориальная, культурная и хозяйственная общность. Интегрирующим показателем этих процессов было появление нового единого этнонима, под которым народность становилась известной своим соседям.

В зарубежной этнологии понятия «народность» не существует. В нашей стране оно широко используется с середины 1920-х гг. для обозначения этносов, находящихся на уровне развития между племенами и нациями. К народностям обычно относили этносы численностью до 100 тыс. человек, не имевших государственности в форме союзных или автономных республик. В последние годы термином «народность» чаще всего обозначаются этнические меньшинства.

В возникновении наций важную роль сыграли следующие причины:

• формирование индустриальных обществ с преимущественно рыночными, государственными и социальными регуляторами;

• государственное обособление народов, приведшее к возникновению самостоятельных этнических общностей, говорящих на одном языке.

Понятие «нация» образовано от лат. слова natio, которое в древнеримской культуре употреблялось в том же значении, что и древнегреческое слово «этнос», — «род», «племя», «народ». В западной науке преобладает точка зрения, согласно которой нация — это совокупность граждан одного государства, т. е. территориально-политическая общность. В Центральной и Восточной Европе между понятиями «нация», «народ» и «этнос» не делается различий, и они употребляются как синонимы. В России принято считать нацию высшей формой этноca, пришедшей на смену народности.

Что же такое нация? Нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает " на родство по крови", а нации могут складываться в процессе совместной жизни и " перемешивания" представителей разных рас.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. В качестве других ее признаков называют общность языка, территории, экономической жизни.

Одним из признаков нации также называют общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей.

Большинство современных наций сложилось из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого государства, которое в конечном итоге и стало важнейшим фактором образования нации. П. Фулькье определяет нацию как «сообщество индивидов, родившихся в одной стране». Словарь Лаланда трактует нацию как «совокупность индивидов, образующих государство». То есть нация – это прежде всего политическое объединение.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация – это особая социально-культурная, политическая, историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...