Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Этнические процессы и отношения в социально-территориальных образованиях.




Этнические явления имеют теснейшую связь с социально-экономическими,

которыми они в конечном счете и обусловлены. В этом смысле каждая из

конкретных форм существования этноса представляет собой определенную

социально-экономическую целостность. От того, каков уровень социально-

экономического развития страны, зависят характер и состояние межэтнических,

межнациональных отношений. В полиэтнических странах на межнациональные

отношения оказывают влияние этнотерриториальные различия социально-

экономического характера, различия в условиях и уровнях жизни людей разных

национальностей. Такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто

распределяются в зависимости от этнической принадлежности. Например, в США

негры, латиноамериканцы по сравнению с представителями белого населения за один

и тот же труд получают значительно меньшую заработную плату, занимают менее

престижные должности и т. п.

В бывшем СССР социально-экономическое положение национальностей было

неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в

уровне развития регионов и территорий, где компактно проживают те или иные

народы. Различия в условиях жизни городского и сельского населения также влияют

на сферу межнациональных отношений, так как этнический состав города и села

различается даже в пределах республики, края, области. В городах Российской Федерации, как правило, проживает русское население, в

сельской местности — преимущественно представители титульной (т. е. давшей

название данному национально-государственному образованию) нации

(национальности). В то же время в столичных и других крупных городах российских

республик за последние десятилетия сформировалась национальная интеллигенция

(управленческие кадры, научные и творческие работники и др. ), растет численность

национальной студенческой молодежи. В среде промышленных рабочих и служащих,

инженерно-технической интеллигенции продолжает преобладать нетитульное

население.

Этнические параметры социально-профессиональной стратификации общества

в какой-то мере неизбежны, хотя они достаточно подвижны и поддаются

воздействию. В целях оптимизации межнациональных отношений вряд ли

допустимы строгая канонизация этничности по социальным нишам, диспропорции в

социальных условиях жизни непосредственно контактирующих групп. Здесь

необходим комплекс мер, чтобы обеспечивать равные условия для социального

продвижения граждан независимо от их национальности.

В последние годы в России значительно усложнились межнациональные

отношения, особенно в связи с осуществлением рыночных реформ и приватизации

государственной собственности. При этом неодинаковые стартовые условия,

разноскоростное проведение радикальных реформ, отдаленность от центра,

значительные различия по уровню жизни населения регионов и по условиям их

развития обостряют межэтнические отношения. К тому же федеральный центр

предоставляет отдельным республикам (например, Татарстану, Башкортостану,

Якутии) особые привилегии, что не способствует достижению межнационального

согласия.

Деление государственной собственности и ресурсов в ходе приватизации

вызывает обострение конкурентных отношений между группами, ведет к

консолидации клановых и узкоэтнических группировок, использующих кровную

солидарность в сугубо прагматических целях.

Характер распределения политической власти в республиках, ограниченность в

ряде регионов земельных ресурсов и приватизационных фондов подталкивает к

использованию экономических преобразований в интересах отдельных

национальных групп в ущерб правам остального населения. Особенно это касается

региона Северного Кавказа. В ряде республик и автономных округов уже

наблюдается «узурпация» экономических ресурсов и средств хозяйственной

деятельности в пользу нетитульного населения, что ограничивает возможности для

развития этноса, исконно проживающего на данной территории. Это особенно

касается Сибири, Севера и Дальнего Востока. Такая практика порождает

напряженность в межэтнических отношениях, которая усугубляется тем, что ряд

регионов компактного проживания национальностей имеет крайне негативные

экологические, демографические и социально-культурные характеристики.

Итак, в полиэтническом, многонациональном обществе существует

фактическое неравенство национальностей, а этническая солидарность используется

для достижения социальных и политических преимуществ.

История возникновения наций связана с образованием национальных

государств. Сегодня для всего цивилизованного мира типичным является

национальное государство. Поэтому при решении вопроса о том, является ли этнос

нацией, нередко особое значение придается наличию у него «своего» государства.

Однако «свое» государство является далеко не обязательным признаком нации.

Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства

нескольких наций. Нации могут существовать даже тогда, когда они лишенысобственной государственности, как, например, Польша в период разделов.

Россия — многонациональное государство. По форме государственного

устройства она является федеративным государством, в ее состав входят: 21

республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-

Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Всего 89 субъектов.

В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были

заложены два принципа национально-территориальный и административно-

территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия

и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего права национально-

государственных образований (республик) и административно-территориальных

(краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих

республиках население делится на представителей «коренных» и «некоренных»

национальностей. «Коренные» чувствуют себя хозяевами в «своей» республике и

пользуются преимуществами и привилегиями.

Между тем в 15 из 21 республиках «коренное» население составляет менее

половины жителей. В республиках РФ, вместе взятых, «коренное население»

составляет 32%, а автономных округах и того меньше — 10, 5%. Все же «коренное»

население российских республик, автономной области и автономных округов в

совокупности составляет 7, 6% от населения страны.

Термины «коренное» и «некоренное» население являются весьма условными,

нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарстане и

Якутии, к примеру, татары и якуты являются «коренными», а русские

«некоренными», хотя живут там уже четыреста лет. Более того, по логике доктрины

национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное

население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в

некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную

этническую группу (например, Башкортостан, Бурятия, Карелия). Конечно, такая

терминологическая путаница не способствует объективному пониманию

этнополитической ситуации в республиках.

Административные границы национальных республик в России лишь условно

соотносятся с этническими ареалами народов. В свое время эти границы

устанавливались с приоритетом интересов национальных меньшинств и задач

экономического развития создаваемых республик. В современных условиях

межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов

национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться

предусмотренное Конституцией РФ равенство прав и свобод всех граждан вне

зависимости от их национальности. Источником и носителем власти в республике

является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа

не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами

власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделение жителей

на представителей «коренных» и «некоренных» национальностей и наделение в

зависимости от этого разными правами.

Весьма актуальными являются вопросы справедливого этнического

представительства в органах власти и управления республик (национальных

образований) Узурпация власти представителями одной из этнических групп, а тем

более какое-либо законодательное оформление преимуществ или дискриминации по

этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений

и служат одним из основных факторов этнических конфликтов. Так, за последние

годы недовольство своим политическим представительством в республиканских

органах власти имело место со стороны балкар в Кабардино-Балкарии, кумыков в

Дагестане, казачьих атаманов в Карачаево-Черкессии и Адыгее. В Татарстане произошло радикальное перераспределение власти и престижных

должностей в пользу татар. Хотя татары в республике составляют менее половины

населения, в то же время они занимают 80% должностей глав администраций

городов и районов, руководящих работников МВД, прокуратуры, других

административных органов. Примерно такая же доля татар в республиканских

органах власти и управления.

Межнациональные отношения сопряжены с демографическими и

миграционными процессами. Резкие различия в этнодемографических процессах

могут существенно изменить этнический баланс административной территории и

национально-государственного образования. Во многих случаях население

болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этнических групп. Так

произошло в странах Балтии, когда в результате этнографических и миграционных

факторов соотношение «коренного» и «некоренного» населения изменилось за

десятилетия в пользу последнего.

По этим же причинам снижается прирост «коренных» народов Севера. Так, по

сравнению с 1989 г. доля  «коренного» населения снизилась: в Эвенкийском

автономном округе с 21, 6% до 14%; в Таймырском — с 17, 3% до 13%; в Ненецком

— с 12, 8% до 11, 9%; в Ямало-Ненецком — с 16, 2% до 4, 2%; в Чукотском - с 10, 0%

до 7, 3%; в Ханты-Мансийском с 3, 8% до 1, 3%. Если эта тенденция сохранится, то в

обозримом будущем многие из малочисленных народов могут просто раствориться

среди других этносов. Следует, однако, заметить, что с начала 90-х годов резко

уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив,

усилился.

Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым

перемещением граждан, огромными потоками беженцев и переселенцев в

многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую

конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополнительные

культурно-психологические барьеры, резко меняя общественно-политическую

ситуацию и провоцируя межнациональную напряженность и конфликты. Фактов

подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и

вынужденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают

в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других

регионах и городах.

Этносоциологи делят этнические структуры многонациональных государств на

две системы: дисперсную и централизованную. К дисперсной этнической системе

относится государство, население которого состоит из нескольких малочисленных

этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп,

составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения

постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни. Россия относится

к централизованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу)

русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в

решающей мере зависит от национального самочувствия русских.

Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонациональная обстановка.

Русские, составляя 82% всего населения страны, сталкиваются со многими

проблемами, не свойственными большим по численности народам. В России

демографическая ситуация для русских складывается явно неблагоприятная. В

последние десятилетия традиционные центры русской культуры (Нечерноземье,

Европейский север) стали зоной депопуляции, деградации природной и социальной

среды обитания. Прирост русского населения шел почти исключительно за счет юга

России и региона Сибири. Но и этот прирост по своим темпам заметно отставал от

темпов роста нерусского населения России. Снижение абсолютной численности(превышение смертности над рождаемостью) русского населения имело место в

1979—1989 гг. на 19 территориях России. В 1991 г. оно наблюдалось на 27

территориях, а в 1992 г. — уже на 46 территориях Российской Федерации.

Русское население РФ в 1989 г. насчитывало 120 млн. человек, его прирост в

1979—1989 гг. равнялся 5, 6%. Относительная доля русских в населении России в

1989 г. была равна 81, 5%, за период 1979—1989 гг. этот показатель понизился на

1, 1% и в 1990—1993 гг. имел тенденцию к дальнейшему снижению. Однако в

1992—1993 гг. удельный вес русских стал возрастать и достиг в 1994 г. 83% за

счет миграции в Россию русских беженцев и вынужденных переселенцев из

ближнего зарубежья.

В результате распада СССР и возникновения 15 суверенных государств за

рубежами РФ образовалась значительная российская диаспора. Она складывается из

этнических русских, татар, башкир, чувашей, мордвы и других, насчитывая примерно

37—38 млн. человек.

Особенно неблагополучно чувствуют себя русские в республиках РФ и в

регионах, граничащих с зонами межнациональных конфликтов. В республиках

русские, оказавшись в положении «некоренного» населения, «национальных

меньшинств», подвергаются дискриминации, унижениям и оскорблениям, считаются

людьми «второго сорта». Из-за этого тысячи русских вынуждены уезжать из

республик, в частности, Северного Кавказа. Так, только из Чечни выехало более 150

тыс. русских и представителей русскоязычного населения.

Для стабилизации этнополитической ситуации необходимо соблюдение

принципов демократической национальной политики. По отношению к русским это

означает: а) национальный паритет с другими народами на территории всех

субъектов Федерации, в частности равенство в использовании родного языка в

официальных отношениях, общественной и культурной жизни; б) право на

этнокультурную самоорганизацию, например путем создания регионально-

культурных ассоциаций на территории, где русские находятся в меньшинстве; в)

государственную поддержку программы возрождения регионального многообразия

национальной культуры и русских переселенцев.

В последние годы ряд общественных движений и политических партий активно

ратует за создание Русской республики. Мотивируют это тем, что русские не имеют

государственности, являясь самым многочисленным этносом. Россия

характеризуется как Федерация без русских, которые оказались расчлененными по

субъектам Федерации настолько, что нет смысла говорить об их собственной

государственности. Русские как этническая общность, их статус и культура не стали

субъектом национальной политики в РФ. Однако учет всех обстоятельств и

последствий реализации этой идеи однозначно подводит к выводу, что создание

Русской республики нецелесообразно и даже опасно. Оно привело бы к

фактическому демонтажу РФ, дезинтеграции России.

Этнополитическая ситуация в России характеризуется как сложная,

противоречивая, и надеяться на скорое улучшение ее рано. Прежде всего это связано

с ухудшающимся социально-экономическим положением в стране. Усиливается

неравномерность развития регионов РФ по уровню жизни, по условиям развития. Это

неминуемо будет обострять противоречия между ними, стимулировать

центробежные тенденции у регионов, оказавшихся в более выгодном положении с

точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития.

Поскольку потоки миграции в Россию не уменьшатся, а скорее увеличатся, то

это будет еще одним источником межнациональной напряженности. Сохраняется

возможность разыгрывания «национальной карты» в политических целях

этноэлитой. Неадекватность представительства в органах власти и управления Федерации и республик этнического состава населения — еще один фактор,

провоцирующий межнациональную напряженность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...