Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение дискуссионных методов в активном социально-психологическом обучении




Правила ведения дискуссии (по М.В. Кларину, Н.Э. Энкельманну)

§ дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;

§ выступления должны проходить организовано, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;

§ каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

§ в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

§ каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;

§ необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность, что каждое слово будет сказано по делу;

§ в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.;

§ отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение;

§ при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйте спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением;

§ любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих;

§ говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных уклонений в сторону;

§ говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых выступлений, сразу же говорите по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания;

§ ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу, отсутствующему.

 

Памятка участнику ведения спора-диалога в рамках дискуссии (по М.В. Кларину)

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы «прийти к наилучшему решению».

3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию.

4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

5. Я пересказываю (делаю парафраз) то, что мне не вполне понятно.

6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.

7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.

 

Формулировки, используемые в споре, дискуссии (по Н.Т. Оганесян)

«Уважаемые коллеги…», «основной вопрос нашего спора состоит в том, что…», «Я хотел бы выразить мнение…», «Для подтверждения нашей точки зрения мы приведем цитату…», «Вам, конечно, известно, что наука давно установила…», «Общеизвестным является тот факт…», «Я внимательно выслушал предыдущего оратора и хочу быть беспристрастным…», «Позвольте для подтверждения правильности этого тезиса апеллировать к следующим авторитетам…», «Я хочу поблагодарить выступающего за большое количество фактов…», «Среди прочего он отметил…», «Против этого свидетельствует то, что…», «Если сравнить оба эти мнения, то…», «По этой причине я предлагаю…», «В общих чертах дело выглядит следующим образом…», «Но из вашего ответа ясно…», «Итак, во-первых…», «Далее…», «Я не только хотел сказать…», «Эти слова неправильно выражают мои мысли…», «Позвольте мне уточнить свою позицию…», «Я считаю, что это предложение не достаточно аргументировано…», «Мы должны подумать, а не…», Лучшим путем, как мне кажется…», «Нам необходимо решить…», «Наша группа занимает следующую позицию, отстаивает следующую точку зрения…», Мы обосновываем ее со следующих позиций, таким образом…», «Я не хочу поддерживать ни ту, ни другую сторону…», «Мы утверждаем…», «Они возражают указывая на…», «Мне кажется, что они сходятся в этом вопросе…», «Возможно, что и здесь кроется решение, так как…», «В этом направлении мы и должны продолжать размышления…», «Мы уже довольно много говорим о…», «До сих пор все вертелось вокруг…», «При этом как-то упустили из виду…», «Именно это и кажется особенно важным, потому что…», «Вношу предложение…»

(материал из ист.: Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005, с.30-32.)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Применение игровых методов в социально- психологическом

Обучении

«Таможня»

Из участников выбирают два главных игрока (таможенники), а остальные делятся на микрогруппы по 2-3 человека.

Инструкция: «Мы с вами в аэропорту. Прежде чем выехать в другую страну, каждая группа пассажиров должна пройти таможенный досмотр. Задача таможенников – выявить пассажиров, везущих контрабанду. Задача всех остальных – ее провести. До начала действия каждая группа пассажиров должна продумать свою легенду (куда и зачем едете, кто вы по отношению друг к другу). Затем вам надо определиться, какая группа контрабанду (ключ). После чего вы по очереди проходите таможенный досмотр. Таможенники не имеют права обыскивать пассажиров, в их распоряжении интуиция, эмпатия, наблюдательность».

Обсуждаются вопросы: «Кто и почему оказался победителем?», «На какие признаки ориентировались таможенники, чтобы угадать контрабандиста?».

 

«Бармен»

Из участников выбирается «бармен», все стальные – посетители кафе, мечтающие о чашке кофе. Интрига в том, что у бармена осталось всего три чашки кофе, и отдать он их должен по собственному усмотрению.

Инструкция просящим: «Вы можете придумать легенду, которая облегчит вашу задачу; можете обойтись без нее, уговаривая бармена или угрожая ему. Главное: будьте максимально убедительны».

Инструкция бармену: «Слушай свою интуицию. Отдай чашку тому, кому действительно захочется ее отдать. Тебе не обязательно делать свой выбор сразу; можешь сначала выслушать каждого, а потом все взвесить».

Обсуждаются вопросы: «Что помогло победителям и помешало проигравшим? На какие критерии при выборе делал упор бармен? Как коррелирует ваша манера поведения в игре с устойчивыми паттернами поведения в реальной жизни?»

 

Сказочный герой

Этап 1. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Подумайте, какой из вымышленных (сказочных) героев больше других напоминает вам вас. Для этого вспомните сказки, мультфильмы. Которые вы читали и видели в детстве; книги, фильмы и сериалы, которые читаете и смотрите сейчас…а теперь припомните, того героя, который является вашим антиподом… Озвучьте свой выбор».

Этап 2. Участники делятся на 2-3 микрогруппы, каждая из которых придумывает ситуацию, в которой оказались их герои (едут в одном купе поезда, встречают Новый год в одной компании…), и по очереди разыгрывают свои действия. В первый раз они играют, находясь в образах похожих на них героев, а второй – в образах героев противоположных.

Обсуждаются вопросы: «Чем может обогатить тебя новая роль?»; «Насколько часто в реальной жизни используешь возможности других ролей?»

 

Сказочный герой – 2

Оборудование: 20 карточек с ролями – сказочными персонажами обоих полов («Баба Яга»; «Настенька»; «Иван-дурак»; «Змей-Горыныч»…).

Этап 1. Выбирается главный игрок. Раскладываются карточки. И каждый выбирает ту, которая лучше всего. С его точки зрения. Отражает характер главного игрока. Сам он тоже делает свой выбор. После чего все озвучивают и объясняют свое видение. То же самое проделывается еще с несколькими игроками.

Этап 2. Эта группа игроков придумывает ситуацию, в которой оказались их герои, и разыгрывают свои действия в образах выбранных героев. Если видение своей роли у игрока не совпало с видением его чужими глазами, то он должен в одной роли совместить два начала.

Обсуждаются вопросы: «Насколько собственная «Я-концепция» совпадает с представлениями других о тебе?», «Как обогатила тебя обратная связь от других участников?»

«Игрушки»

Оборудование: игрушки.

Участники выбирают себе по одной игрушке. Представляются от ее лицу («Я – плюшевая рыжая лисичка»), рассказывают о себе (о лисичке), вступают в коммуникацию с другими игрушками.

Обсуждается все сказанное и сделанное игроком в переносе на его личность.

(игры из ист.: Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008, с.222-226).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...