Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек прямоходящий /Homo erectus




Человек прямоходящий /Homo erectus

1, 8–1, 0 млн. лет назад

Юго восточная Азия, Китай, Восточная и Южная Африка

720 – 1250 см3

 

270–440 тысяч лет назад гейдельбергские людиразделились на неандертальцев и сапиенсов

 

Неандертальский человек/

Homo neandertalensis

220 – 270 тыс. лет назад

Израиль, Чёрное море, Восточная Турция, Персия, Афганистан, Испания, Франция, Германия и Англия

1400–1900 см3

(рост 160 см, массивное, мускулистое тело(

 

Человек разумный

Homo sapiens

600 – 150 тыс. лет назад

(произошёл от африканской формы эректусов)

Восточная Африка,

Южная Африка – 150 тысяч лет назад,

Северная Африка и Малая Азия -

100 тысяч лет назад

1000–1850 см3

 

Таблица антропогенеза составлена по:

1. Roth, G. (2010). Wie einzigartig ist der Mensch? Wie einzigartig ist der Mensch? Spektrum Akademischer Verlag. https: //doi. org/10. 1007/978-3-8274-2719-9 – Ss. 367–372;

2. Junker, T. Die Evolution der Menschen. Verlag C. H. Beck, 2008 – Ss. 21–43.

 

Первый этап – пение. Австралопитеки повторяли и выучивали друг от друга новые звуки и по-разному соединяли их. Они научились контролировать свой голосовой аппарат. Во всех существующих культурах есть музыка и пение. На следующем этапе хомо эректусы добавили к песням жесты. Комбинируя их, они обменивались информацией и проводили ритуалы. В наследство от них нам достались танцы, музыка, пантомима и групповые ритуалы. Аналоги первых двух этапов мы можем найти в животном мире. А третий – чисто человеческая новинка. Язык развивали гейдельбергские люди. Их жесты и звуки получили свои значения. Они обменивались информацией только со своими родственниками, обычно это были родители и дети. И это был честный язык. Ложная информация могла навредить, а родственник погибнуть.

Последняя ступень – синтаксический язык – возник у хомо сапиенсов 200—80 тысяч лет назад. На этой ступени появился сложный синтаксис[153] – такие предложения со вставками, как:

 

The boy who kicked the dog chased the girl – Мальчик, который пнул собаку, погнался за девочкой.

 

Слова объединяются в словосочетания, а они, в свою очередь, в предложения. Структуру таких предложений можно представить в виде дерева. Между словами «мальчик» и «погнался» стоит ещё много других слов, но при этом мы с лёгкостью понимаем, что они связаны между собой. Это и есть иерархическое дерево. При этом животные не могут связывать между собой единицы, находящиеся на некоторой дистанции друг от друга. Они интерпретируют их как «собака погналась за девочкой».

Подобные предложения возникали в речи наших предков случайно. Важную роль в их распространении сыграли дети. Они распознавали и понимали новые структуры быстрее и эффективнее. Дети росли, а способность оставалась. И они передавали информацию уже не только своим близким, но и всем остальным сородичам. Люди могут и любят обрабатывать информацию иерархически – объединяя единицы в группы и древовидные структуры. У. Т. Фитч предложил гипотезу дендрофилии (от греческого «любовь к деревьям»). Эта способность требует дополнительных умственных вычислений, которые недоступны животным. Этими вычислениями у людей занимается зона Брока, которая у людей в семь раз больше, чем у шимпанзе. У людей там находится вспомогательная память, которая сохраняет кусочки входящей информации и помогает строить «дерево» предложения. Скорее всего, в разных регионах зоны Брока сохраняется разная информация – в одном регионе слоги, в другом – слова и фразы, в третьем – значения и смыслы. У. Т. Фитч признаёт, что нужны дополнительные исследования этого вопроса[154].

 

 

Рис. 35 Отображение регулярных и сверхрегулярных компонентов обработки в мозге. Последовательная обработка осуществляется через вентральный путь общий с другими приматами (б, синий), в то время как вспомогательная память, необходимая для сверхрегулярной обработки, реализуется в области Брока нижней лобной коры (б, зелёный), через дорсальные соединения сильно развита только у человека (красные стрелки). Из: Fitch, W. T. (2018). What animals can teach us about human language: the phonological continuity hypothesis. Current Opinion in Behavioral Sciences, 21, 68–75. doi: 10. 1016/j. cobeha. 2018. 01. 014, under Creative Commons CC-BY-NC-ND license

 

Несмотря на огромное количество накопленных данных, многообразие мнений, теорий и сценариев, учёные ещё далеки от полного понимания того, что произошло сотни тысяч лет назад и как люди получили способность говорить. Чтобы ответить на эти вопросы, исследователи даже пытались научить животных языку. И им это в определённой степени удавалось. Сильная эмоциональная привязанность тюленя Гувера, слона Кошика и других животных к своим опекунам помогла им общаться на человеческом языке. А смогут ли люди – самые умные и развитые существа на планете – выучить язык своих младших братьев? Смогут ли освоить его на таком же уровне, как это удалось некоторым животным?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...