Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Проблема происхождения и расселения индоариев. Образование Митани




К арийским народам относят только древних иранцев и древних индийцев-индоариев: они сами называли себя ариями, а области где жили, — «странами ариев». Само слово «арии» связано со словом «ачуа», которое в ведийскую эпоху обозначало «иноземец», «чужак», а арии значило «связанный с пришельцами, благосклонный к ним», позднее — «человек благородного происхождения».

По данным археологии, древние иранцы и древние индийцы жили вместе, образуя индоиранскую общность. В пользу этому говорят близость языков этих народов, древнейших письменных памятников («Авеста» у древних иранцев и «Ригведа» у древних индийцев), религий и древних социальных институтов.

Прародиной ариев одни ученые считают Среднюю Азию, другие — южнорусские степи; из этих областей они ведут движение древних иранцев в Иран, а древних индийцев в Индию, пути движения - либо через Кавказ в Иран и затем в Индию, либо из Средней Азии иранцы в Иран, индийцы в Индию.

Неизвестно, в какой области Индии впервые появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. В пользу второй точки зрения говорят данные топонимики н гидронимики Афганистана.

Данные ведических текстов и некоторые археологические материалы позволяют в общих чертах проследить продвижение арийских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. В этот период происходили военные столкновения с местными племенами, враждовали между собой и арийские племена.

Расселение индоариев в разных районах проходило неодинаково. В тех районах, где арийские племена застали традиции некогда высокой культуры, процесс развития самих ариев протекал интенсивнее, быстрее шла ассимиляция с местными племенами, а также движение ариев дальше на восток. Там, где арии были «первыми поселенцами», требовалось больше времени на освоение этих районов, что замедляло общее развитие культуры пришлых племен.

Судя по лингвистическим и археологическим материалам, в Пенджабе арии вступали во взаимодействие преимущественно с дравидийскими племенами. Процесс ассимиляции здесь происходил довольно быстро. Поскольку в ряде районов еще сохранялись определенные традиции очень высокой в прошлом культуры, арии вступали в тесный контакт с местным населением. В некоторых областях Восточного Пенджаба арии не встретили серьезного сопротивления местных племён н быстро продвинулись на восток, заселяя новые территории. Лингвистический анализ «Ригведы» показал, что дравидийские языки оказали заметное влияние на индоарийские, хотя их взаимодействие было недолгим.

По-другому сложилось взаимодействие индоариев с мундскими племенами — населением восточных районов страны. Ассимиляция в долине Ганга проходила менее интенсивно: ведийские племена стояли на более высокой стадии развития, образовывали ведийскую общность, близко познакомились с традициями и культурой местных индийских народов и восприняли ее. Многие мундские племена были оттеснены ведийскими племенами в лесные районы, и контакты индоариев с ними не были тесными. Поэтому влияние мундских языков менее отчетливо выражено в языке ведийских индоарнев.

В некоторых поселениях культура «серой расписной керамика», которую приписывают ведийским племенам, залегает под слоем с черно-красной керамикой, характерной для энеолитической культуры дравидоязычных племен Центральной и Западной Индии. В других поселениях культура «СРК» наследует культуру «медных кладов», принадлежащую древнемундским племенам Восточной Индии; кроме того, археологи вскрыли много поселений, где нет связи культуры «СРК» с предшествующими культурами.

Постепенно создалась новая культура, вобравшая в себя лучшие достижения арийских и местных племён и стала общей для большей части населения Северной и Восточной Индии. Это была собственно индийская культура I тыс до н. э.

Материалы археологии показывают, что на смену культуре «серой расписной керамики» приходит культура «северной черной лощеной керамики», которая относится в основном уже к VI —II в. до н. э. Последняя широко использовала традиции предшествующего периода, но являлась уже культурой не ведийских индоариев, а индийских племен Северной Индии: поселения этой культуры протянулись от Пенджаба до низовьев Ганга. К середине I тыс до н. э. завершается освоение основных районов Гангской долины, процесс расселения индоариев до Северной Индии. Этим Временем можно датировать окончание собственно ведийского периода п начало следующего, магадхско-маурийского.

Образование государства Митанни. 15-14 вв. вожди и знать хурритских племён, живущих на юге Армянского нагорья между озером Ван и горами Загроса, объединили вокруг себя множество хурритских племён, мелкие и средние государственные образования и создали государство Митани, которое стало первым армянским государством на территории Армянского нагорья.
Воюя с Египтом и Хеттским царством, цари Митани создали державу, чьи границы простирались от восточного побережья Средиземного моря и Киликии до Ашшура, Ниневии, Аррапхи, Загроса, а на юго-востоке до Кавказского предгорья.
В Передней Азии Митанийское царство контролировало торговые пути, которые связывали районы Восточно-средиземноморского побережья с Месопотамией, Загросом и Понтом. Под влиянием Митани находились устья рек Тигр и Евфрат и города на севере Сирии, населенные в основном хурритами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...