Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Сирия и Палестина в III – II тыс. Проблема этногинеза древних Евреев




От Египта Палестина отделена пустыней; к западу от р. Иордан она занята нагорьем, отчасти оазисами и плодородными долинами; плодородная низменность тянется также вдоль Средиземного моря. На севере горы Хермон. Заиорданье было отделено от остальной Палестины заросшей лесом и чащами папируса впадиной р. Иордан и Мертвым морем с безжизненными берегами; горное Заиорданье покрыто степной растительностью, постепенно переходя в Сирийско-Аравийскую полупустыню.

Финикия отгорожена от остальной Передней Азии горами Ливана. Склоны Ливана, обращенные к морю, покрывала вечнозеленая средиземноморская растительность, и морские ветры, приносившие дожди, делали ненужным искусственное орошение.

К востоку от Ливана расположена Сирия. С юга на север прорезает река Оронт, текущая по долине между горами Ливана и Антиливана; за Антиливаном, в сторону Сирийской полупустыни, находился оазис Дамаска, а за ним шли бесплодные лавовые поля; караванный путь проходил через маленький оазис Пальмиру в сторону среднего течения Евфрата. Излучина этой реки составляла в древности северо-восточную границу Сирии. Северная Сирия простиралась от Средиземного моря до гор Малоазийского Тавра и переправ через Евфрат. Устье Оронта открывало доступ ветрам со Средиземного моря и поэтому страна была плодородна.

 

Палестина, Сирия, Малая Азия и области за Тигром - первая родина скотоводства и земледелия. В Иерихоне и Палестине в VIII тыс были поселки земледельцев, иногда обнесенные каменными стенами. Палестина и Сирия - центр расселения семитов; отсюда они распространились по всему Аравийскому полуострову (арабы), Восточному Средиземноморью (западные семиты) и Месопотамии (аккадцы). Но в дальнейшем развитие общества замедлилось; во второй половине III тыс, города-государства возникли в Северной Сирии, где процветал город Эбла, и на финикийском побережье в г. Библ, откуда везли кедр в Египет.

Восточное Средиземноморье с III тыс заселено западными семитами (ханаанеи, амореи и арамеи). Также с III тыс с гор вокруг озер Ван и Урмия, и из Закавказья через Верхнюю Месопотамию и Сирию шли хурритские племена; первая волна во второй половине III тысячелетия достигла Северной Палестины.

 

При династии Аккада (XXIII в. ) в Северную Сирию проникали месопотамские войска, а позже, при III династии Ура (XXI в. ), на Северную Сирию и Библ временно распространило свою власть Царство Шумера и Аккада; несколько позднее начали свои набеги на Палестину фараоны Среднего царства; Библ на некоторое время становится изолированным центром египетской культуры среди семитского населения. К концу III тыс Библ и его египетский храм были сожжены; тогда, как гласит предание, на берегах Средиземного моря обосновалась группа племен, вышедших из Северной Аравии, которая позже носила имя финикийцев.

На рубеже III и II тыс Восточное Средиземноморье покрывается сетью городов-государств; города укреплены стенами, в центре - святилища и резиденции местных правителей, окруженные глинобитными и кирпичными домами, обычно двухэтажными, с открытой или зарешеченной галереей на верхнем этаже, где жили хозяева. В нижнем, часто каменном, хранились запасы и жили рабы. Города расположены в долинах; нагорья мало населены, по областям на краю пустыни - в дамасском оазисе, Заиорданье - жили в шатрах и весной откочевывали со стадами от засеянных в оазисе полей.

Основной ячейкой общества пастухов-амореев была родовая община. Власть главы патриархальной семьи на его жен и детей, на семьи сыновей, на чужаков, присоединившихся к роду, на рабов и рабынь. Патриарх распоряжался жизнью, смертью и всем имуществом. Но преобладало оседлое земледельческое население. Крупнейший город Северной Палестины Хацор занимался торговлей. Города Библ и Угарит процветали. Причина расцвета - развитие торговли Финикии с Египтом.

 

В Северной Сирии в начале II тыс создается гос-во Ямхад со столицей в Халебе — аморейское по составу населения, аккадское по культуре. В Южную Сирию до побережья Финикии проникает полит. влияние царя Шамши-Адада I (1815-1780).

Между концом XVIII и началом XVI в. гиксосы проникли в дельту Нила из Палестины или с Синая. Палестина не была в это время политически единым целым. На частые междоусобные войны указывают мощные укрепления городов и археологические следы из разновременного разрушения неприятелями. Возможно, что палестинские города номинально признавали верховную власть гиксосского царя в г. Аварисе и г. Газа в южной части палестинского побережья.

 

Проблема этногинеза древних Евреев. Долгое время считалось, что предками евреев были племена хапиру. Ныне хапиру считают не этносом, а этнически неоднородным социальным слоем, движение которых напоминало бегство закрепощенных крестьян в казаки. В начале XIV в. много хапиру жило в хурритском государстве Амурру (пограничье Финикии и Сирии). Царь Амурру подговорил хапиру восстать против владычества Египта в Восточном Средиземноморье. В результате хапиру под давлением Египта растворились среди ханаанейского населения, царство Амурру пришло в упадок, в XII в. его завоевали народы моря.

Позже с Северной Месопотамии или, возможно, из аравийских степей в южные области Восточного Средиземноморья пришла группа семитов, которых прогнали с обжитых мест хурриты и касситы. Часть слилась в пустыне с арамеями и арабами, другие осели за Иорданией и поселились южнее Мертвого моря. Но несколько племен продолжили кочевую жизнь – племя ибри. Ныне считается, что ибри, а не хапиру были предками древних евреев, от них выводят этноним " еврей". В XII в. на морской окраине Палестины, осели филистимляне и чакара. Этноним «филистимлянин» евреи произносили как «пелесеты», поэтому страна - Палестина.

Борьба за самосохранение с более сильными соседями очень повлияла на евреев. По мнению современников, они имели сварливый нрав, в отличие от финикийцев, плохо ладили с соседями. Евреи считали себя особым народом, избранниками Бога. Этот психологический стереотип соседние народы воспринимали как проявление этнического высокомерия. Евреи придерживались строгой морали. Израильтянки, в отличие от ханаанских женщин, укутывали себя покрывалом от головы до ног, при посторонних мужчинах прикрывали лицо. Евреи были фанатично преданы своим племенным обычаям, особенно религиозным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...