Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IX. Глава XI. Глава XII




Глава IX

СЫН БОЖИЙ

Стоит ли спорить о том, был ли сыном бога Иисус, если и самто этот бог, бог-отец, существовал и существует только в воображении человеческом?! А богословы и верующие спорят и придумывают разные формулы: одни — что Иисус — тот же бог, только один из троицы; другие — что он только сын бога, третьи — что он богочеловек. А когда мы обратимся к дохристианской древности, мы увидим, что богами или сыновьями божьими назывались часто обыкновенные люди, что в древнем Египте, например, каждый фараон (царь) считался сыном солнечного бога, носил титул «Гор» (бог солнца).

67

Этим царям сочинялись молитвы, как и богам. Такова, например, молитва царю Меренптаху: «Ты, о царь, вполне подобен образу отца твоего, солнца,, восходящего на небе. Лучи твои проникают в глубину пещер. Нет ни одного места, лишенного милости твоей. Решения твои суть закон для всякой страны. Покоясь во дворце твоем, ты слышишь слова всех стран. У тебя миллионы ушей. Светлее· всех звезд небесных твое око и видит все сокровенное, о милосердный господин, творец дыхания жизни! »

Выше мы приводили многочисленные примеры людей, которые считались сыновьями божьими. В библии бог считается отцом всех людей, а люди — его детьми. Поэтому и в христианском евангелии мы встречаем выражение «отец ваш небесный» по отношению ко всем людям. В одном из псалмов говорится: «Господь сказал мне: ты сын мой» [Псалтирь II 7]. Израиль называется «первенцем — сыном божьим».

В книге Иова (I 6) говорится: «И был день, когда пришли сыны божий предстать пред господа... »

Евреи называли пророка Ездру сыном божьим.

Древнейшие восточные богословы, дохристианские (в Индии, например), считали всех людей сыновьями божьими.

Китайский император назывался сыном неба.

Японский микадо называется сыном [богини] солнца.

В Южной Америке перуанцы верили, что их великий бог, солнце, послал на землю не только сына, но и дочь, чтобы они жили среди смертных людей, и что эти дети были не только· братом и сестрой, но в то же время мужем и женой, и были предками перуанских царей — инков. Поэтому молодые инки всегда назывались «детьми божьими».

В самом начале библии (Бытие VI 2, 4) рассказывается: «Тогда сыны божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал...

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

[В библии рассказывается, что], когда Ева, изгнанная из· рая, зачала Каина и родила этого братоубийцу, она сказала:

68

«Приобрела я человека от господа» (Бытие IV 1), — значит, и Каин был сыном божьим, как и Адам, тоже сотворенный богом. Был ли Авель сыном божьим — библия не говорит, зато, когда Ева родила Сифа, она сказала: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля» (Бытие IV 25). Значит, Ева считала, что Сиф родился не от Адама, а от бога, который ее оплодотворил («положил ей семя»).

Греческие и римские боги тоже сходили с неба и имели множество приключений с женщинами, отчего те рождали богов или героев. Так, по этим преданиям, бог Зевс имел сыновей: Гермеса, Асклепия, Диониса, Геракла, Диоскуров, Персея и др. Относительно царя Александра Македонского, как уже было сказано выше, существовало предание, что мать его Олимпиада зачала сына от бога Зевса, который посетил ее под видом змея или дракона. И когда муж Олимпиады царь Филипп, узнав об этих сношениях своей жены с богом, захотел подсмотреть одно из этих свиданий, то лишился глаза: не подсматривай за богами! Бог Аполлон тоже часто посещал смертных женщин (и дев), и от них рождались цари и герои, счи-

Слева — древнегреческий бог скотоводства Гермес, несущий на плечах ягненка. Гермес послужил одним из прообразов христианского Иисуса Христа как «доброго пастыря» (рис. справа);.

69

тавшиеся сыновьями божьими. Так, бог Аполлон считался отцом римского императора Августа и полководца Сципиона Африканского. Философ Платон считался сыном бога Аполлона, который в свою очередь почитался как сын божий. Афиняне верили, что мать Платона Периктиона зачала сына без помощи мужа, от общения с богом Аполлоном. Как змей в древности соблазняет Еву, как этот же змей соблазнил мать Александра Македонского Олимпиаду, так он соблазняет и мать [римского] императора Августа. Древние рассказывают об этом событии, что мать Августа, попировав основательно на священном пиру в честь бога Аполлона, уснула в храме. Тогда к ней подобрался дракон, и через 10 месяцев благодаря этому случаю родился Август2.

Что же удивительного, если священники использовали эти верования, будто женщины могут вступать в половую связь с богами и родить от них сынов божьих! Еврейский историк Иосиф Флавий (I век) рассказывает, как один римский всадник, напрасно добивавшийся благосклонности некоей дамы Паулнны, решил воспользоваться ее верой в богиню Исиду. Он дал взятку жрецам ее храма, и [один из них] убедил Паулину, что божество Анубис желает сочетаться с нею. Паулина поверила, пришла в храм, где жрецы заперли ее, потушили огонь, а в темноте к ней пробрался под видом бога Анубиса Деций Мунд— римский всадник3.

Евангелистам не надо было особенно трудиться над сочинением истории о сыне божьем: история эта была сочинена и поддерживалась еще до евангелистов подами египетскими, индийскими, еврейскими, греческими и римскими. Тем легче было принять народам этих стран учение о Христе и его матери — деве Марии. Профессор Д. Шестаков в своем «Исследовании в области греческих народных сказаний о святых» правильно замечает: «Язычники Аравии, Сирии, Месопотамии легко обращаются в христианство именно потому, что в матери божьей они видят мать богов Кибелу»*. Добавим еще, что язычники других стран также без труда могли воспринять все рассказы о Христе, потому что они им напоминали такие же рассказы об их собственных богах.

 

 

 

Глава Χ

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ И БЕГСТВО В ЕГИПЕТ

Мы уже несколько раз упоминали об египетской богине Исиде и ее сыне Горе, рассказы о которых сложились больше чем за тысячу лет до христианства и которые во многом напоминают евангельские истории рождения девой Марией бога Иисуса. На одной стенной картине, открытой при раскопках засыпанного землетрясением в 79 г в Италии города Помпеи, изображена богиня Исида, увозящая младенца Гора на осле.

В древней Индии такой же рассказ существовал о боге Кришне. В одном из музеев (музей Гимэ в Париже) и сейчас можно видеть старинное изображение этого бога, когда его

 

71

ребенком перевозят на противоположный берег реки Джамны, чтобы его не убили, так как царь Канса издал приказ перебить всех младенцев. История этого индийского бога тоже очень похожа на то, что много позже евангелисты сочинили про бога Иисуса. В сказаниях говорится, что еще до рождения Кришны было предсказано, что он уничтожит зло на земле. Его злой дядя, царь Канса, испугался и бросил его мать в темницу. Там и родился Кришна. Когда он родился, голос с неба приказал родителям спасти Кришну от угрожавшей ему опасности. Кришну перевозят через реку, и Канса напрасно ищет его. Тогда Канса приказывает перебить всех младенцев, родившихся за последнее время. Но Кришна спасается, творит много чудес [исцеляет больных, воскрешает мертвых и т. п. ], потом умирает, обещая прийти сно-ва на землю при кончине мира'.

В рассказе о рождении знаменитого в древности царя Кира, внука мидийского царя Астиага, тоже говорится о чудесном избавлении ребенка от смерти, от козней Астиага, так

Во многих религиях древнего мира существовали легенды о том, что божественным младенцам угрожают опасности. На рисунке слева — древнеегипетская богиня-мать Исида увозит своего младенца бога Гора, которому угрожает злой бог Сет; на рисунке справа — сходное с этим средневековое изображение бегства в Египет христианской богородицы Марии с младенцем Иисусом, которому, согласно евангельской легенде, угрожает царь Ирод (стенное лепное изображение XII в. в храме Сен-Бенуа-Сюр-Луар во Франции).

 

как Астиаг дважды видел необычайные сны. Гадатели истолковали сны так: дочь его родит сына, который лишит его трона.

У арабов существует рассказ о патриархе Аврааме и Нимроде. Нимрод увидел будто бы на небе странную звезду, и звездочеты (астрологи) объяснили ему, что звезда возвещает рождение младенца, который станет главой целого народа, и этому народу суждено владычество над всем миром. Нимрод приказал умертвить в своем царстве всех младенцев мужского пола, но мать Авраама была предупреждена об опасности, бежала в другую страну и родила Авраама в пещере. Не слышится ли в этом рассказе то, что потом приписывалось царю Ироду и богу Иисусу.

Кстати, надо сказать, что ни один из историков того времени, к которому относятся рассказы христианских евангелий, не упоминает о приказе Ирода об избиении младенцев.

В христианстве еврейские верования и обряды нашли большое отражение. Само христианство зародилось среди евреев Малой Азии. Евангелист Матфей старается доказать, что бог Иисус предсказан в еврейской библии, и приводит на каждом шагу слова из библии. В библии же мы находим много рассказов, которые могли быть переделаны или положены в основу рассказов об Иисусе. Там говорится, что фараон издал приказ убить всех еврейских младенцев мужского пола. Только чудом спасается Моисей от опасности. Еврейский историк Иосиф Флавий добавляет к этому, что среди евреев суще-

73

ствовал рассказ, будто фараон отдал этот приказ на основании предсказания, сделанного ему звездочетами, что должен родиться спаситель евреев, который уничтожит могущество фараона. Не напоминает ли вам это более поздний евангельский рассказ об Ироде^

А история с Аккадским царем Саргоном (2400 лет до нашей эры), о том, как он избежал смерти благодаря тому, что мать положила его в тростниковую корзинку и бросила в реку Евфрат, и он был спасен водоносом Акки? Рассказы про мифических основателей города Рима, Ромула и Рема, выкормленных будто бы волчицей, про Эскулапа, Аттиса, Диониса — про всех этих героев и богов разных народов древнего мира, —все эти рассказы могли быть положены в измененном виде в основу евангельских сказаний. Во всех этих сказаниях все или почти все боги избегли опасности в детстве. Попытки какого-нибудь царя или деспота убить мать новорожденного бога или самого бога составляют содержание рассказов, распространенных по всему миру. Обычно в этих рассказах являются прорицатели, волхвы, жрецы, звездочеты и предсказывают рождение героя, который должен наследовать царство. Чтобы избегнуть смерти от царя, мать с ребенком спасаются бегством.

74

Христианские евангелисты составляли свои книги лет через сто после описываемых ими «событий». До этого существовали устные рассказы. Эти устные рассказы шли из разных мест. Получалось переплетение различных рассказов о рождении богов. Наибольшее распространение имели рассказы о Моисее, об Исиде и Горе, о Дионисе, об Адонисе и др. Эти сказания дали литературный мифологический материал для евангельских рассказов об Иисусе.

 

 

 

Глава XI

КОГДА РОДЯТСЯ БОГИ

Нам несколько раз приходилось уже мельком касаться этого вопроса и отмечать, что рождение не только бога Иисуса, но и других, языческих дохристианских богов праздновалось 25 декабря или около этого времени. Если бы мы захотели установить по евангелиям день рождения Христа, то это оказалось бы совершенно невозможным. Христос в евангелиях показан как очень грамотный, начитанный в писании учитель. Он жил, как рассказывают евангелисты, около 30 лет (некоторые думают, что он жил около 50 лет: слова «тебе нет еще и пятидесяти лет, и ты видел Авраама? », обращенные к Христу в евангелии Иоанна). Жизнеописания Иисуса в евангелиях

 

противоречивы, а писатели того времени и вовсе ничего не написали о нем. Теперь установлено, что в несколько сочинений (Иосифа Флавия и других историков того времени) попы вставили несколько слов, упоминающих о Христе '. Эта подделка давно уже вскрыта и доказана, и установить, когда же родился этот бог, никто не может.

Почему Христос сам не написал ни одного слова? Ответ на это только один: самого-то Христа не было никогда, и рассказы о всех его чудесах сочинены, как сочинены подобные рассказы о рождении и жизни других богов.

Почему же именно к 25 декабря относится празднование рождества Иисуса? Как установлено это число?

Оно установлено было далеко не сразу.

Отцы церкви спорили об этом почти четыреста лет. Самое древнее известие о праздновании рождества в день 25 декабря находится в римском календаре 354 г. Под 25 декабря там сказано: «Христос родился в Вифлееме Иудейском». В «Апостольских постановлениях»2, относящихся приблизительно к этому же времени, говорится: «Дни праздничные соблюдайте, и прежде всего день рождества господня, совершая его в 25-й день девятого месяца». Так как новый год тогда начинался в марте, то, значит, праздновать приказывалось 25 декабря. А до этого во многих странах рождение этого бога праздновалось в январе. Восточная церковь и христиане Египта настолько привыкли праздновать рождение своих богов 6 января, что 431 год продолжали праздновать рождество 6 января. Армянская церковь и доныне празднует рождество Иисуса именно в этот день. Различные секты в христианстве праздновали рождество в другие сроки.

Главных дней празднования рождения богов разных религий в древности было два: 25 декабря и 6 января; 6 января праздновался день рождения богов Осириса, Диониса, а 25 декабря—Адониса, Таммуза, Митры. В христианство вошли и обычаи и обряды этих дохристианских праздников. Изменились лишь их названия и объяснение их происхождения.

Не только на Востоке, в перечисленных странах, но и на Западе, куда христианские проповедники проникли очень

 

поздно, рождение многих богов было связано с зимним солнцеворотом, с днем 25 декабря. Христианские проповедники очень удивились, когда встретили в Англии, Северной Германии и Скандинавии обычаи, очень похожие на христианские, и праздники, почти во всем напоминавшие христианские.

В чем здесь дело? В разных странах народные массы, особенно земледельцы и пастухи [скотоводы], были связаны всей жизнью, всем своим существованием с природой, зависели от нее. Различные явления природы, непонятные, необъяснимые для народа, вызывали в нем страх, удивление, чувство радости, переходившие в почитание. С развитием скотоводства и земледелия почитание духов, животных, предков сменилось почитанием богов сил природы, от которых, по представлению людей, зависело хозяйство.

Море казалось божеством— то тихим, спокойным кормильцем прибрежных жителей, то грозным, мстительным, страшным губителем. Почитались боги ветров, тучегонители; почитались боги грома и молнии, посылающие благодатный дождь с неба; почитались боги, населяющие реки и ручьи, рощи и горы. Почитались боги светил небесных—солнца, луны и звезд. Больше всех почиталось солнце. Солнце казалось дивным божеством, подателем жизни и тепла. Под солнечными лучами растоплялись снега и льды, расцветали цветы, навстречу солнцу пели птицы, ликовала природа. И человек, частица

78

этой природы, весь во власти природной стихии, весь во власти сил природы, обращал свой взор к солнцу, то яркому, жгучему, палящему, все иссушающему, то благодатно теплому, ласковому, сияющему (солнечному богу). Это почитание бога-солнца связано со всей жизнью древних людей, с их занятием земледелием и скотоводством. Как раз 25 декабря начинал увеличиваться день и как бы рождалось новое солнце, как бы начинался новый год растительной жизни. Вот почему во многих религиях именно в это время праздновалось рождение богов. Вот почему христианское рождество Христово приходится на 25 декабря3.

У восточных славян были свои боги. Самый известный из них—Перун. Перун—это бог грома, молнии и земледелия. Был особый бог солнца—Дажбог, или Сварожич, сын Сварога. Сварог—это огонь; люди—это сыны божьи, дети солнца, верные внуки Дажбога. И славяне праздновали рождение этих богов. Таковы были верования предков теперешних русских, белорусов и украинцев, когда к ним явились христианские проповедники. Что было делать христианским проповедникам с обычаями и праздниками, которые они считали языческими? Попы постепенно приспособили, подогнали, приладили свои христианские праздники и понятия к понятиям и праздникам славян. Так было не только на Руси, но и повсюду.

Много хлопот причиняли христианским попам прежние боги, вера в которых повсеместно и после принятия христианства была сильна и с которыми попы вели борьбу. Народ продолжал верить и молиться старым богам, как многие верят еще и сейчас в домовых, леших, водяных и прочих духов-богов. Одних, как Юпитер, Марс, Янус, Диана, Нептун, Минерва, Меркурий, попы превратили в бесов и отправили в ад, других, которых народ считал добрыми, церковь отправила в рай и превратила их в «святых», Еще в 566 г. Турский церковный собор запретил празднование дня бога Януса (1 января), а в 589 г. Нарбонский собор издал такое же запрещение праздновать четверг- день бога Юпитера Виноградари и виноделы привыкли праздновать день бога Вакха. Церковь заменила Вакха святым Винцентом, а все обряды оставила прежними.

79

Один греческий монах в начале VIII столетия составил жизнеописание святого Иоасафа. Что же он сделал? Взял индусскую книгу «Лалита-Вистара», перевел из нее жизнеописание Будды-Бодисатвы, переделал индийские имена на сирийские, — и готов святой Иоасаф4. Вот как стряпались так называемые «жития святых». Древние греческие земледельческие божества Дионис и Деметра превратились в христианских святых Дионисия и Димитрия; Кастор и Поллукс—в Козьму и Демьяна. Морской бог Посейдон превратился в «угодника» Николая.

Про одну русскую купчиху рассказывали, что она побыва-· ла в Париже и, возвратившись, рассказывала, что видела там всяких святых. Ее спросили в шутку: «А Сару Бернар видела? » (Сара Бернар была знаменитой актрисой). «Как же не видать, —отвечала купчиха, —видела, батюшка: лежат они обе рядом, —тут вот Сарочка, а тут Бернарочка».

Таких вот святых «Сарочек и Бернарочек» фабриковали попы (часто переименовывая богов языческих — греческих, римских и др. ) без конца. Я только несколько примеров приведу. Богиню Цереру (по латыни она называлась Церера Флава) превратили в святую Флавию; стыдливая Диана (Диана Пудика) превратилась в святого Пуда; адские божества, которые назывались горгонами, —в святую Горгонию; нимфу легкого воздуха (ее называли Аура Плакида) превратили в двух святых: Ауру и Плакиду.

А еще чуднее поступили с римским новогодним приветствием. Римляне поздравляли друг друга словами: «перпетуам фелицитатем», что означает: «постоянного счастья». Попы превратили эти два слова в двух святых: Перепетую и Фелицитату.

Всем этим святым не только сочинили их жизнеописание; но даже показывают «мощи» этих святых, причем таких «мощей» каждого святого так много, что можно составить по нескольку тел. Вот какие чудотворцы попы!

 

 

 

Глава XII

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ПРОПОВЕДИ ИИСУСА

Итак, рассказы евангелий о рождении Христа полны всяческих противоречий, исторических ошибок и нелепостей и содержат в себе сказания, каких много тогда гуляло по свету среди народов Римской империи и соседн-их стран. Самого Иисуса Христа на самом деле никогда не было, он является такой же вымышленной личностью, как и другие боги древности—Адонис, Дионис и пр.

Но евангелисты рассказывают не только эти сказки о Христе, но и много других, в которых они описывают уже самую

81

 

жизнь и общественную деятельность Иисуса. Если верить другим рассказам евангелий, то по ним выходит, будто Христос занимался главным образом проповедью нового религиозного учения и творил всяческие чудеса. Разумеется, попы и разные сектантские «братцы» выдают эти евангельские рассказы за истину, говорят, что так в действительности и было, и используют их для обмана верующих.

На самом же деле и эти рассказы евангелий об учении Христа тоже полны всяческих противоречий и не заслуживают ни малейшего доверия. О том, что все евангельские рассказы о жизни и деятельности Христа являются сказками, свидетельствует и то, что в передаче учения Христа евангелисты противоречат не только друг другу, но часто даже и самим себе. Вот для примера ряд таких противоречий в евангелии [от]

 

1. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божиими (Мат. V 9). 2. Не противься злому (Мат. V 39).   Не мир пришел я принести, но меч (Мат. Χ 34). Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мат. VII 19).  
3. Не думайте, что я пришел нарушить закон (Мат. V 17).   Тогда приходят к нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: .. вино молодое вливают в новые мехи (Мат. IX 14—17).  
4. Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мат. V 22). 5. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни   Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее (Мат. Χ 35). Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у  

82

жнут, ни собирают в житницы; и отец ваш небесный питает их... И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут (Мат. VI 26, 28).   неимеющего отнимется и то. что имеет (Мат. XXV 29).  
6. Никто не может служить двум господам (Мат. VI 24).   Отдавайте кесарево кесарю, а божие богу (Мат. XXII 21).  
7. Не судите, да не судимы будете (Мат. VII 1).   Сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен израилевых (Мат. XIX 28).  
8. Благотворите ненавидящим вас (Мат. V 44).   Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда (Мат. Χ 15).  
9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И, когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мат. VII 9—10).   Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего... Иди за мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мат. VIII 21—22).  
10. Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей... Что бог сочетал, того человек да не разлучает (Мат. XIX 5—6).   Всякий, кто оставит... жену... ради имени моего... наследует жизнь вечную (Мат. XIX 29).  
11. Возлюби ближнего твоего (Мат. XX II 39).   На путь к язычникам не ходите, и в город самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома израилева (Мат. Χ 5—6).  
12. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас  

83

и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мат. Χ 27). 13. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мат. XII 25). 14. Блаженны нищие духом (Мат. УЗ).   в судилища, и в синагогах своих будут бить вас (Мат. Χ 17). Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее (Мат. Χ 35). Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мат. Χ 16).  

Мы привели только часть противоречий в евангелии Матфея. Как видим, евангелист Матфей, излагая учение Иисуса, на каждом шагу противоречит сам себе. Если же сопоставить это учение в изложении всех четырех евангелистов, то здесь противоречий окажется еще больше, и они еще разительнее. Вот несколько примеров этого: ^

15. И во всех народах (языческих) прежде должно быть проповедано евангелие (Марк XIII 10). 16. Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мат. XX 27). 17. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет (Мат. XXIII 12).   На путь к язычникам (народам) не ходите (Мат. Χ 5). Кто из вас, имея раба, пашущего или пасущего, по возвращении его с поля скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам»? (Лука XVII 7—8) Вы от нижних, я от вышних (Иоанн VIII 23).  

 

 

 

18. Почитай отца и мать (Мат. XV 4). 19. Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет»... Л вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, то есть дар, богу то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово божие преданием вашим, которое вы установили (Марк VII 10—13). 20. Царство мое не от мира сего (Иоанн XVIII 36).   Кто матерь моя? (Марк III 33). Что мне и тебе, жено? (Иоанн II 4). (Т. е.: женщина, что общего между мной и тобой? ) Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником (Лука XIV 26). Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю (Мат. V 5).  

 

Вот и разберитесь-ка во всей этой путанице!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...