Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XV. Г лава XVI




Глава XV

СВЯТАЯ ТРОИЦА

«Но таинство таинств христианских есть, бесспорно, догмат о пресвятой троице: как в одном боге три лица, как и отец есть бог, и сын есть бог, и святой дух есть бог, однако же, не три бога, но един бог—это совершенно превышает всякое наше разумение. И вот отчего ни о какой догмат столько не претыкались еретики, покушавшиеся объяснять истины веры собственным разумом, как о таинство пресвятой троицы».

Так повествует о догмате троицы митрополит Макарий в своем наставлении («Православно-догматическое богословие», т. 1, 1849 г., стр. 200—201). И дальше он «разъясняет» эту премудрость:

106


«Общее положение: в боге едином, по существу, три лица, или ипостаси: отец, сын и святой дух.

Положение частное: первое: как едино по существу, три лица в боге равны между собой и единосущны: и отец есть бог, и сын есть бог, и святой дух есть бог, но не три бога, а один бог.

Второе: как, однако ж, три лица, они различны между собою по личным свойствам: отец не рожден ни от кого, сын рожден от отца, дух святой исходит от отца».

Пойми, кто хочет!

Афанасий Александрийский (видный церковник IV века) так разъясняет троицу: «Один бог в троице, и троица —одна. Ипостаси (т. е; лица) не сливаются и не существуют раздельно. Одно — отец, другое — сын, третье —· дух, но отец, сын и дух—один бог».

Вот это, называется, «разъяснил»! Недаром митрополит Макарий сам заявляет, что это «совершенно превышает всякое наше разумение». Действительно, мудрено тут что-нибудь понять. Но ведь на этой «мудрости» и построен весь поповский обман. Отцы церкви неоднократно говорили в письмах друг к другу, что надо побольше небылиц и бессмыслиц проповедовать народу. Попы убеждают верующих все их бессмыслицы принимать на веру. Безбожник как раз и отличается тем, что он не хочет принимать поповские рассказы на веру. Но когда мы начинаем ближе знакомиться с религиями древности, предшествовавшими христианству, мы узнаем, что вся пресвятая троица выдумана задолго до Христа '. Древние представляли себе создание мира почти совершенно так же, как акт рождения человека. Как для рождения человека нужен отец, нужна мать, так и для рождения мира и для создания чего бы то ни было в мире нужны отец и мать. Самая маленькая семья, таким образом, складывается: отец, мать, дочь или сын. Так, естественно, складывалась и древняя троица богов. И, когда мы обращаемся к изучению древних религий, мы находим почти везде эту троицу.

В древности в Индии существовала троица: бог-отец— Савитри, небесное солнечное божество; бог-сын—Агни; богдух святой — Ваю, причем матерью божией является Майя, а земным мужем Майи—плотник Твасти.

107

 

Представление о троичности бога было широко распространено во многих религиях задолго до христианства и послужило материалом для выработки христианских представлений о троице. На рисунке слева направо египетские троицы богов: божественная семья — Осирис, Исида и их сын Гор, другая троица — АмонРа, Мут, Хонсу.

Вавилонская троица состояла из богов: Ану—бог неба, Эа—бог воды и Бэл (Баал, Ваал)—бог всего остального мира2. В одном древнем вавилонском заклинании говорится: «После того как Ану создал небо, небо создало землю, земля создала потоки, потоки создали рвы, рвы образовали болота, болота сотворили червей».

Средняя Вавилония имела свою троицу: Син—бог луны, Шамаш—бог солнца и Иштар—богиня земли.

Южная Вавилония имела свою троицу: бог-отец—Эа, матерь божия—Дамкина и сын божий—Таммуз.

У индусов опять-таки была своя троица. В «законах Many»·1 (древнее собрание законов Индии) говорится, что верховный господин и судья самостоятельно разделил свое тело на две части—женскую и мужскую и от соединения этих

108

 

двух начал родился Верни—сын4. Так образовалась первоначальная божественная троица: Нара—отец, Нарий—мать, Верни—сын. На земле эта троица потом превратилась в другую троицу: Брахма, Вишну, Шива5.

Еще более развито было учение о троичности бога у египтян. В одной погребальной песне египтян написано: «Вначале не было ничего в пустом пространстве, кроме сущего, вещество которого существует вечно само по себе. Тот, кто дает существование самому себе, кто вечно возрождается, —это Амон. Этот Амон—бог-отец». Надпись на статуе бога на храме Тутмоса гласит: «Этот бог Амон-Ра —солнце, царь богов, свет мира; Амон-Ра—господин над творениями. Амон-Ра —отец богов, творец мира, жизненная основа божественных существ, поддерживающих весь мир. Амон-Ра —властитель неба, усмиритель богов». (Боги-то, должно быть, были такие, что их и усмирять приходилось! ) Как был нужен старший, который обладал властью над всеми и мог усмирять всех членов в родовой общине, так земледельческая родовая община египетская создала старшего усмирителя богов на небе, потому что. ведь там, на небе, тоже были отношения родовой общины. Исследователь египетских письмен-иероглифов Шампольон объясняет: Амон-Ра—воплощение мужского начала, бог-

 

 

 

«Тот: Вначале ничего не было в пустоте. Затем жизнь задвигалась с ужасающим грохотом, с шумом вырвался дым, голос послышался среди шума. Этот голос казался мне голосом света, и слова исходили от этого голоса света. Этот голос пронесся над началом влажности и вышел оттуда чистым и легким огнем, растаявшим в воздухе. Легкие воздушные воды заняли пространства между огнем и землею. И воды были настолько перемешаны, что нигде нельзя было заметить поверхности земли, омытой водами, и слова духа привели их в движение.

Семья богов древних германцев: Тор, Один, Фрея и Локи.

Высшее божество: Понял ли ты хорошо, что означает это зрелище?

Тот: Да, я понял.

Высшее божество: Этот свет—это я. Я —просвещенный, я—твой бог. Я — более древний и старший, чем воды, родившиеся после хаоса. Я—зародивший жизнь, я—слово. Я— сын божий».

Как видите, высшее божество есть в то же самое время и

110

 

сын божий: он—и отец, он—и сын. Христианские богословы, конечно, ничего нового здесь не выдумали. Они переняли сказания египетских, вавилонских, халдейских и других священников и приспособили к своим целям.

Еврейская [иудейская] религия тоже знала свою троицу, вернее сказать, несколько троиц. Ведь, по учению многих религий, в том числе и еврейской, бог был гермафродитом (существом двуполым). Талмудисты (еврейские богословы) описывают эти свойства еврейского бога. Он в одно и то же время — отец и мать, и одно из имен его во множественном числе— Элогим, боги, означает одновременно и мужчину и женщину. А первый человек, рожденный, созданный этим Элогимом, — Адам — тоже гермафродит, он — сын божий и дочь, он — Адам, он—и Ева.

Скандинавские народы создали свою троицу: бог-отец, высший бог, над богами бог — бог Один; бог Тор, распоряжающийся громами, и богиня Фрея—матерь божия, она же мать земли, она же мать плодородия.


111

 

У древних финнов была своя троица: бог-отец — Укко, мать — Илматар, сын божий, полубог, вечный певец — Вейнемейнен.

И совсем в другом месте земного шара, у перуанцев в Америке, создана была троица из богов: бога солнца, богаотца — Апомти, бога-сына — Хурунти и брата — Интиквоки...

В самые отдаленные времена в Перу чтили бога Пачакамака6, творца мира... кумир которого назывался Тангатанго, что значит: «один в трех и трое в одном»...

Троицу мы находим также у народов Полинезии. Самая распространенная троица — это Таароа, Ина и Оро. Таароа — это творец мира. Он тоже гермафродит. Он воплощает мужское и женское начала. Но затем он соединяется с женским началом — Иной, которое он сам из себя выделяет, и производит сына божия — Оро. Ина — божественная мать неба и земли, родительница чудесного яйца Румиа, из которого, по преданию полинезийцев, образовалась потом вся вселенная. Оро — сын божий, творец растений и цветов, животных и человека.

112

По представлениям [распространенной в Японии религии синто], вначале из хаоса выделился бог, высшее существо, которому нет ни начала, ни конца, вечный могущественный бог. Это бог—тоже гермафродит. Он еще не мог творить вселенной. Для того чтобы сотворить вселенную, он разделяет свое гермафродитное тело на две части, из которых одна мужская—Изанаги, другая женская—Изанами. От союза этих двух богов произошли все остальные боги. Изанаги и Изанами сотворили Японию. Боги опустились в бездну, подняли из воды золотым ножом землю и постепенно придали ей вид теперешних японских островов. Изанами считается царицей неба7. В Японии существует до сих пор почитание этой богини, в ее честь всегда горит огонь, и в храме служат особые жрицы, а старшей из них назначается дочь микадо, которая сама называется небесной госпожой.

113


Эти примеры можно было бы умножить без конца. На известной ступени развития складывается моногамная семья (моногамия— брак, исключающий многоженство), и религиозные люди представляют себе своих богов тоже в виде такой семьи. Наоборот, в ту более раннюю пору, когда в семье господствуют многомужество и многоженство, сложились представления о многосемейных богах на небе, живущих тоже в многомужестве и многоженстве. Так, греческие и римские боги имели много жен, а богини—по нескольку мужей.

Как видите, христианское учение о пресвятой троице ничего нового не представляет по сравнению с тем, что было в других религиях. Учение о троице существовало до христианства. Пресвятая троица так же создана людьми, как и все остальные боги и богини и религиозные учения. Никакой тайны в них нет. Все до крайности просто и даже грубо, а попам, конечно, нужны тайны.

 

 

 

Г лава XVI

КРЕСТ

Если сейчас спросить любого христианина, что изображает крест, он скажет, что крест—это орудие смерти, орудие казни, на котором распят был бог Иисус. Между тем это совершенно неверно. Насчет креста как орудия распятия есть очень большие сомнения, потому что в древности распинали не на кресте, а на столбе с перекладиной вверху в виде печатной буквы Т. Но суть дела не в том. Изображение креста в очень многих религиях мы встречаем уже за много веков до христианства, причем оно вовсе не было изображением орудия смерти, а наоборот, у египтян и других народов оно было

115

 

Изображения креста в дохристианских религиях: древнеегипетская богиня Сохмет с крестообразным символом жизни в руке; богинямать Исида с богом Осирисом, в руке у Исиды крестообразный символ жизни.

символом, обозначением жизни. Изображение креста встречается на орудиях, посуде и памятниках каменного века. когда не были известны ни бронза, ни железо, т. е. за тысячелетия до христианства.

Это изображение встречается всюду на памятниках глубокой, седой старины. Что же оно означает? В своем первоначальном виде крест во многих местах был орудием для добывания огня.

Нет надобности долго и подробно объяснять, каким благодетельным для человечества, каким чудесным и таинственным было именно это открытие — добывание огня. Согрелись холодные пещеры, осветились темные жилища, рассеялся пугающий мрак ночи. Человек сразу вырос на целую голову, стал могущественнее, когда научился добывать огонь. А огонь он научился добывать трением двух сухих кусков дерева друг

116

 

о друга. Как должна была удивить, испугать, а затем восхитить человека вспышка огня в пересечении двух кусков дерева! Не удивительно, что он всюду стал изображать крест как символ жизни, символ огня и солнца. Ему казалось, что великое небесное светило — солнце, дающее свет, тепло, жизнь, сошло на землю и воплотилось вот в этом огне, в этих искрах, языках пламени. Ведь этот огонь был совершенно таким же, какой загорался иногда от удара молнии во время грозы, когда, как казалось древним, небесные боги бросают на землю огненные стрелы. Теперь они сами могут бросать в нападающего на них зверя горящие головни-стрелы, они сами переняли от богов часть их власти и силы. 'И те, кто почитал солнце как божество, стали почитать и огонь, а изображение креста стало изображением света, жизни и совсем не имело того значения, какое ему придают иногда теперь.

Поклонение огню было очень распространено, следы и отголоски этого мы находим и сейчас в многочисленных религиях. Один персидский гимн, посвященный огню, начинается такими словами: «О, огонь, всемогущий владыка, подыма-


 

 

ющийся от земли, — огонь, своим светящимся пламенем ты создаешь свет в царстве тьмы, ты подготовляешь судьбу для всех, носящих какое-либо имя. Ты сплавляешь медь с оловом; ты •наполняешь ночью ужасом душу злого... »

Позже форма креста как орудия для добывания огня изменяется в так называемую свастику. Свастика—крючкообразный крест. В скрещивании перекладин делалось отверстие, куда вставлялась круглая палочка, от быстрого вращения которой появлялась искра. Эта свастика встречается у самых различных народов. В книге. Мальвера «Наука и религия» читатель найдет многочисленные изображения такого креста1. Храмы строились в виде креста. В Индии, Китае, Корее, Мексике, Египте, Греции мы встречаем крест за сотни и тысячи лет до христианства. Когда теперь показываешь изображения какого-нибудь [ассирийского] царя Ашшурнасирапала или первосвященников Шамши-Бина и Шамши-Убла [десять-девять веков до христианства], у которых на шее висит крест, то люди с трудом верят, что этот крест носили на шее «язычники» за 1000 лет до христианства. Точно так же поразительно схожи с современными крестами кресты из раскопок в Микенах и Каппадокии, относящиеся ко времени за 1200—1300 лет до христианства.

Таким образом, нет сомнения, что культ креста первоначально не был связан со сказкой о распятии Иисуса и был заимствован христианами из других религий.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...