Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация педагогического эксперимента




 

Экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов осуществлялась на базе МОУ ДО «Детский сад № …» г. Омска в 2016 – 2017 учебном году (с 5 сентября 2016 года по 09 декабря 2016 года, 14 недель). Экспериментальная выборка составила 20 человек. Возраст испытуемых – 6-7 лет. Всем детям диагностировано общее недоразвитие речи третьего уровня. Диагнозы детей зафиксированы в их личных делах, дневниках психолого-педагогических наблюдений и логопедических картах.

Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа.

I этап – констатирующий. Его цель заключалась в следующем: при помощи специальных диагностических методик выявить уровень развития у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень)навыков построения описательных рассказов. Данный этап исследования проходил с 05 по 09 сентября 2016 г. (1 неделя).

С учетом данной цели на констатирующем этапе исследования были поставлены и решались следующие задачи:

· подобрать диагностические задания для обследования уровень развития навыков построения описательных рассказов указанной категории у детей;

· провести обследование дошкольников с ОНР по отобранным диагностическим заданиям, зафиксировать полученные данные;

· охарактеризовать, подвергнуть количественному и качественному анализу результаты обследования уровня развития навыков построения описательных рассказов испытуемых.

Для обследования уровня развития навыков построения описательных рассказов детьми дошкольного возраста с ОНР (III уровень) нами были использованы диагностические задания, в основу которых легли методические наработки О.И.Соловьевой, В.А. Езикеевой, В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой.

1. Описание игрушки.

2. Описание пейзажной картины.

3. Описание игровой комнаты детского сада, которое происходит не в момент нахождения в этой комнате, т.е. по памяти.

Описание диагностической методики, включающей данные задания, а также критерии оценок отражены в приложении 1.

В приложении 1 должно быть представлено подробное описание методик: содержание, картинки (если предусмотрены), баллы, уровни с их описанием.

Методика проведения обследования дошкольников была следующей. Дети обследовались индивидуально. Речевая инструкция сопровождалась предъявлением иллюстративного материала. Задания методики предъявлялись в той последовательности, в которой они содержатся в материалах приложения 1. Каждый ребенок приступал к выполнению задания только после того, когда инструкция была им осмыслена. Чтобы это проверить, мы задавали вопрос: «Повтори, что нужно сделать», или «Ты понял задание? Повтори его». Все ответы детей фиксировались, заносились в таблицу, а затем подвергались обработке и анализу (см. приложение 2).

После обследования по каждому из диагностических заданий детям с ОНР присваивалось определенное количество баллов, сумма которых позволяла выявить один из 5 уровней развития навыков построения описательных рассказов:

- высокий (27-30 баллов);

- выше среднего (не менее 23-26 баллов);

- средний (18-22 балла);

- ниже среднего (11-17 баллов);

- низкий (менее 10 баллов).

II этап – формирующий. Его цель заключалась в проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов. Сроки реализации этого этапа работы – с 12 сентября по 02 декабря 2016 года (12 недель). С детьми проводились фронтальные занятия продолжительностью 30 минут (2 раза в неделю). Всего с дошкольниками было проведено 24 занятия. Работа проводилась регулярно.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- организовать коррекционно-логопедическую работу с детьми указанной категории;

- определить принципы коррекционно-логопедической работы;

- в соответствии с содержанием действующих программно-методических материалов определить тематику экспериментальных занятий по развитию речи;

- осуществить отбор речевого материала для проведения экспериментальных занятий с испытуемыми;

- выделить направления коррекционно-логопедической работы с детьми;

- подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов;

- отобрать методы и приёмы, использование которых поспособствует развитию навыков построения описательных рассказов у детей с ОНР (III уровень).

III этап – контрольный. Его цель – выявление эффективности реализованной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие детей с ОНР (III уровень) навыков построения описательных рассказов.

Сроки реализации данного этапа – с 05 по 09 декабря 2016 г. (1 неделя).

С учетом поставленной цели нами решались следующие задачи:

· провести обследование старших дошкольников с ОНР (III уровень) по отобранным ранее заданиям диагностической методики;

· подвергнуть количественному и качественному анализу (в сопоставительном аспекте) результаты обследования дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;

· установить уровень развития у детей навыков построения описательных рассказов.

Как и на контрольном этапе педагогического эксперимента, для обследования детей с нарушениями речи нами были использованы те же три диагностические задания. Методика проведения обследования дошкольников на контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала (см. приложение 1). Полученные результаты фиксировались в таблицах и подвергались анализу.

Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе проходило последовательное решение поставленных нами задач.


 

Содержание и результаты констатирующего этапа исследования

 

Первым этапом нашей исследовательской работы был констатирующий. Его цель и задачи были обозначены выше.

Как отмечалось ранее, для обследования глагольного словаря детей с ОНР (III уровень) нами были использованы диагностические задания, основой которых послужили методические наработки О.И.Соловьевой, В.А. Езикеевой, В.П. Глухова и Л.Н. Ефименковой.

Представим результаты, полученные по каждому диагностическому заданию.

Диагностическое задание 1 - Описание игрушки.

Согласно полученным данным, дети (100 %) поняли инструкцию и согласились выполнить предложенное им задание. В 20% случаев дошкольники нуждались в повторении и разъяснении инструкции.

Было выявлено, что в меньшей степени дошкольники испытывали затруднения при описании цвета и размера игрушки – эти характеристики правильно указали 80% испытуемых. Сложнее давалось описание внутренних характеристик объекта, которые напрямую не представлены во внешнем плане, однако присутствует прочная ассоциативная связь между игрушкой и описываемыми качествами (например, слово «хитрая» в описании лисы). Дети редко использовали сложные прилагательные, например, только 10% испытуемых сказали, что морда у лисицы «заостренная». Нередко дети допускали ошибки в произношении слов, неверно употребляли падежные окончания слов, допускали ошибки в процессе словообразования. Например, один испытуемый употреблял вместо слова «лисья» (про шубку) «лисина», двое детей несколько раз говорили о лисе в мужском роде. Некоторые дети неточно употребляли значения некоторых слов. Так, одна испытуемая сказала, что глаза у лисы «косые», вместо «раскосые».

Диагностическое задание 2 – Описание пейзажной картины.

Согласно полученным данным, дети (100 %) поняли инструкцию и согласились выполнить предложенное им задание. В 40% случаев дошкольники нуждались в повторении и разъяснении инструкции.

В ходе выполнения данного диагностического задания наименьшие трудности у детей

Полученные количественные данные мы отразили в таблице 1, а также представили в материалах приложения 2.

Если у Вас предусмотрена таблица, посмотрите на образец её технического оформления. В таблице проставляются баллы (в образце баллов нет).

Таблица 1 - Результаты обследования детей по трем диагностическим

заданиям на констатирующем этапе эксперимента

№ детей п/п Количество набранных баллов
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Всего
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        
8.        
9.        
10.        
11.        
12.        

 

Итак, согласно полученным данным, по трем заданиям диагностической методики дошкольники сумели набрать от … до … баллов.

На основании итоговой суммы баллов испытуемым были присвоены уровни развития глагольного словаря. Они представлены на рисунке 1.

Обратите внимание, как подписывается гистограмма. Официально она считается рисунком. Гистограмма (диаграмма) может выглядеть и иначе: круговая или другой формы.

Рисунок 1 - Уровень развития у детей с ОНР глагольного словаря

на констатирующем этапе исследования

 

Итак, у большинства старших дошкольников с ОНР (75 %) отмечается ниже среднего уровень развития глагольного словаря. У остальных детей …

И так далее

Обобщив данные по трем диагностическим заданиям, мы выявили типичные ошибки, присущие детям дошкольного возраста с ОНР (III уровень):

- употребление на месте глагола имени существительного, выбранного ребенком на основе возникшей у него ассоциативной связи;

И так далее

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, позволяют сделать вывод. В выводе (один развёрнутый абзац) должна быть развёрнутая качественная характеристика того, что было исследовано.

Пустая строка

 

Содержание логопедической работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...