Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Пенитенциарная психология




Предмет и задачи пенитенциарной (исправительно-трудовой) психологии. История исправительно-трудовой психологии. Исследования эффективности наказания, соответствия исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Динамика личности осужденного и воспитательный процесс. Условия и методы воспитательного воздействия на личность в местах лишения свободы, направленные на переосмысление ценностей, целей жизни, формирование социально положительного поведения осужденных.

Психологические основы ресоциализации осужденных. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе. Социальные программы помощи ресоциализации осужденных.

 

Как самостоятельный вид уголовного наказания тюремное заключение впервые предусматривалось Судебником 1550 г. На наиболее опасных узников надевали металлические ошейники и цепи. Местом заключения служили помещения, наименее удобные для жизни. Только в 1560 г. было запрещено устраивать подземные остроги.

В 1744 г. было закреплено раздельное содержание лиц мужского и женского пола. В 1787 г. Екатериной II собственноручно был написан проект тюремного устава, предусматривавшего раздельное содержание подследственных от других категорий арестантов, мужчин от женщин, а также разобщение лиц, оказывающих вредное влияние друг на друга. Именно в 1778 г. тюрьмы Северной столицы посетил великий английский гуманист Дж. Говард, идеи которого об облегчении содержания заключенных были на практике впервые использованы в Российской империи, в частности, в Литовском замке — первой городской тюрьме Санкт-Петербурга.

После Отечественной воны 1812 г. идеи об общественном переустройстве, в т. ч. и тюрем, обрели новую силу и были поддержаны императором Александром 1.

В основу современного устройства тюрем были положены идеи другого английского гуманиста — Иеремии Бентама.

По мысли Бентама простая архитектура идеального тюремного здания должна была служить воплощением принципиальных организационных и шире — этических представлений. Она предполагала одиночное, или, точнее, индивидуальное заключение, с тем чтобы избегать контактов узников друг с другом, т. е. дурных влияний и бунтов. Заключение имело целью социализацию преступников, приобретение ими ремесленных навыков на основе свободного выбора и осуществление тех или иных работ, за счет которых существовало бы тюремное заведение, не требовавшее, таким образом, дополнительного финансирования.

Железные клетки или остекление камер должны были обеспечить максимальную прозрачность жизни арестантов. Располагавшиеся в центральной башне надзиратели регламентировали тюремную жизнь и осуществляли контроль за узниками. Конструкция этого зрительного столб а и использование слепящего света делали смотрителей невидимыми для арестантов, а идею наблюдения и контроля — абсолютной.

Горячие сторонники, как и горячие противники идеи Бентама обнаружились и в России, где Морское ведомство стало разрабатывать план Паноптикона, так назвал Бентам свою тюрьму. Бентам скончался в 1832 г., так никогда не увидев своего детища, но его идеи провели практически пенитенциарную революцию. Его проект идеальной тюрьмы был осуществлен в Лондоне, Дублине, Нидердандах, Италии, США, в том числе Морская тюрьма в Новой Голландии, тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости и, конечно, Кресты. Интересно, что в одном из зданий Крестов в средокрестии до революции был установлен памятный знак Дж. Говарду.

Пенитенциарная психология испытала влияние различных концепций Ч. Ломброзо, Э. Ферри, З. Фрейда и др.

Вообще тюремная система Российской империи была основана на восприятии преступника как грешника, который должен покаяться.

В первом курсе «Тюрьмоведения» (1871 г. ) И. Я. Фойницкого нашли отражение вопросы обращения с заключенными и психологического воздействия на них нравственно-религиозных средств. Особая роль в исследовании психологии заключенных принадлежит В. М. Бехтереву, который в книге «Объективный психологический метод в примечании к изучению преступности» (1912 г. ) пропагандировал идею комплексного изучения человека с учетом влияния генеалогической наследственности, воспитания, среды жизни и особенностей психики.

После революции в 20-30-е гг. ХХ в. создавались предпосылки ресоциализационной модели исправительных учреждений. Одной из первых работ, посвященных этому, была работа С. В. Позднышева 1923 г. о необходимости использовать психические знания по перевоспитанию заключенных.

В 20-х гг. ХХ в. был создан Государственный институт по изучению преступности и личности преступника, в основу исследований которого были положены работы С. В. Позднышева, М. Н. Гернета, М. М. Исаева, Ю. Ю. Бехтерева и др.

В 20-30-е гг. были заложены принципы пенитенциарной психологии: психического отражения, биосоциальной обусловленности психики, личностного подхода, объективности, исправимости, дифференциации и индивидуализации, коллективного перевоспитания.

В 70-е гг. ХХ в. система А. С. Макаренко была реализована в исправительных учреждениях Вологодской области.

В период сталинского террора исправительно-трудовые лагеря были закрыты для психологов, а юристы опасались обвинения в психологизации преступности и личности преступника.

Только в 60-е гг. ХХ в. в Высшей школе МВД СССР был разработан и начал читаться факультативный курс психологии для сотрудников ИТУ. В 70-80-е гг. ХХ в. широко исследовались различные проблемы личности и среды осужденных, в т. ч. феномен субкультуры осужденных в местах лишения свободы.

В Российской Федерации в настоящий момент имеется восемь тюрем:

1) Покровская тюрьма (Покровский тюремный замок), посроенная в 1824 г., с 60-х гг. ХХ в. является тюрьмой, специализированной для содержанию туберкулезных больных;

2) Владимирский централ с 70-х гг. Х1Х вв., где сидели Василий Сталин, Павел Судоплатов, Лидия Русланова, Зоя Федорова;

3) Елецкая крытка (Липецк) в 90-е гг. ХХ в. здесь сидел Тариэл Ониани, непримиримый оппонент Деда Хасана;

4) Саратовская тюрьма № 1, где с 1941 по 1943 гг. содержался Н. И. Вавилов;

5) Димитровградская тюрьма, построенная в Х1Х в. в Ульяновской области, где сидят лидеры уголовной среды, воры в законе, террористы;

6) Верхнеуральская тюрьма (1905), в Челябинской области, где содержались бывшие члены Политбюро Григорий Зиновьев и Лев Каменев, зам. Председателя ВСНХ СССР Георгий Пятаков, секретарь Коминтерна Карл Радек;

7) Енисейская тюрьма Красноярского края (1885) — тюрьма особого назначения для особо опасных рецидивистов и экстремистов. В ней сидел известный террорист-эсер Григорий Гершуни;

8) Чистопольская тюрьма в республике Татарстан (1856) — в советское время в ней содержались Натан Щаранский, Юрий Шухевич (сын Романа Шухевича), Анатолий Марченко.

Пожизненное лишение свободы отбывается в специальных колониях особого режима, где отбывают наказание осужденные, которым вместо смертной казни назначено пожизненное лишение свободы.

Самая большая колония для пожизненно осужденных находится в г. Соль-Илецк Оренбургской области и называется «Чёрный дельфин». Она рассчитана на 1600 человек, где отбывают наказание людоед Владимир Николаев, Олег Костарев, устроивший теракт на Черкизовском рынке. Также колониями для пожизненно осужденных являются:

2) колония «Белый лебедь», расположенная в Соликамске, которая рассчитана на 510 человек, где сидел террорист Салман Радуев;

3) «Вологодский пятак», который находится в бывшем монастыре Вологодской области около г. Белозерска;

4) «Мордовская зона», расположенная в поселке Сосновка и рассчитанная на 168 мест;

5) «Полярная сова», расположенная в Ямало-Ненецком округе на территории поселка Харп, вместимостью 450 человек, где отбывают наказание маньяк Александр Пичужкин, убивший 40 человек в московском лесопарке и Денис Евсюков, бывший милиционер;

6) «Черный беркут», который находится в Свердловской области в поселке Лозьвинский и рассчитан на 499 заключенных;

7) «Торбеевский централ», находится в Торбеево, республика Мордовия. Туда пожизненно заключенных стали направлять только несколько лет назад.

И заключают наше перечисление колонии общего режима, которые находятся на территории Российской Федерации.

Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных:

- восстановление нарушенных социальных качеств личности, необходимых для её полноценной жизнедеятельности в обществе;

- проблемы эффективности наказания;

- динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;

- соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования адаптированного поведения личности — это основная задача исправительных учреждений. Решение этой задачи связано с теоритеческой разработкой проблемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.

Стоящие перед уголовно-исполнительными учреждениями задачи могут успешно разрешаться на основе коренной перестройке их деятельности, комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида.

Задачи работников исправительных учреждений состоит в диагностике дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждения тех многочисленных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных по силам только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теорию личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных. В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:

- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее социализации, а также дефектов её психической саморегуляции;

- разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

- осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

- разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманизация;

- всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально-положительной микросреды;

- формирование социально-положительных жизненных перспектив.

В настоящее время в связи с членством России в Совете Европы пенитенциарная система (от лат. poenitentiarius - покаянный, исправленный через покаяние) в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает современная научная и практическая пенитенциарная психология — наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности. Исправить через покаяние — таков основной постулат пенитенциарной психологии.

В правовой доктрине наказанием называется назначенная судом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), преследующая цели исправления осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами, и способствующая искоренению преступления. Но может ли быть кара средством исправления?

Исправление преступника — сложный психологизированный процесс его личностной реконструкции. Драматизм психического состояния преступника состоит в том, что своему жуткому преступлению они придают положительный личностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нарушенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.

Исправить преступника — значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого принуждения. Одно и то е наказание по разному действует на людей.

Пенитенциарное воздействие — воздействие духовное. Личность может самоизменяться только внутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений.

Исправление провинившийся личности может быть достигнуто только через покаяние, чистосердечное самоосуждение — раскаяние, её ценностную переориентацию, включение в сферу её стыда и совести нарушений социальной ценности.

Тюрьмы, следственные изоляторы — это учреждения, в которых содержатся люди, суд над которыми еще не состоялся. Основным видом учреждения, в котором отбывается наказание, является СИЗО, т. е. самый тяжелый режим наказания.

Ресоциализация осужденного осуществляется исправительными колониями общего, строгого и особого режимов, и также тюрьмой.

Комиссия во главе с начальником исправительной колонии распределяет вновь прибывших по отрядам с учетом их возможности привлечения к труду. Отныне обращение с ними персонала исправительного учреждения будет осуществляться на основании Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, регламентированных ст. 69 УИК РФ.

Лица, отбывающие наказание в облегченных условиях исправительной колонии общего режима после истечения одной трети срока наказания могут быть переведены по решению суда для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение. Злостные нарушители режима переводятся в условия строгого содержания.

Отряды осужденных постоянно обновляются вновь прибывшими, что значительно затрудняет процесс группового нормообразования.

В исправительных колониях строгого режима содержатся лица, осужденные на срок более 10 лет, и лица, ранее судимые за умышленные преступления. Это наиболее криминализированная часть преступников, трудно поддающаяся ресоциализации, укорененная в криминальную субкультуру. Это стабильный контингент исправительной колонии, с которым осуществляется длительная исправительная работа.

Исправительные колонии особого режима и тюрьмы — учреждения с максимально строгим режимом, в которых содержатся рецидивисты и приговоренные к пожизненному заключению

Эти осужденные отбывают наказание в строгих условиях, постоянно находятся в запираемых помещениях. Их права в приобретении продуктов и предметов первой необходимости существенно ограничены.

Несовершеннолетние нарушители содержатся в воспитательных колониях.

Основной особенностью психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения. У осужденного появляются механизмы психологической защиты, а в ряде случаев — механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на воспитательные воздействия. Стихийно возникают малые группы. Микроклимат этой группы и оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии заключенного, ассимиляцию им тюремной субкультуры, на возникновение барьеров с тюремным персоналом.

Психологический анализ личности осужденного, выявление и коррекция его поведенческих дефектов, индивидуально адресованные меры по ресоциализации личности осужденного — все это остается пока за пределами исправиетлньых учреждений. Тюрьма — замкнутая система с высокой концентрацией социально деформированных индивидов. Здесь возможности человека, его коммуникативные, познавательные, а тем более этические и эстетические потребности находятся в состоянии резкого ограничения. Ограничивается сама сущность человека.

Для ресоциализации личности осужденного необходимо знать личностные особенности каждого осужденного. Источники получения информации о личности и методы ее изучения следующие:

1) изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристикой, данной различными учреждениями и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей;

2) объективное и всестороннее наблюдение — получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельности: особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, уязвимые места психики;

3) изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе в целях выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности;

4) анализ данных медицинского обследования — ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями;

5) анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных особенностях (уровне интеллекта, ширине кругозора, глубине и обоснованности суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (специфике принятие решений, их самостоятельности и реализации, сфере импульсивных проявлений, преобладающих эмоциональных состояниях, склонности к аффективному поведению).

6) анализ результатов различных воспитательных воздействий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

Эффективность исправительного воздействия в значительной мере зависит от установления психического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов.

Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать:

- где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жизни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой;

- наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства: был ли рожден в браке, воспитывался ли в полной семье, в каких материальных условиях, какие обстоятельства семейной жизни имели психотравмирующее воздействие, какое образование, какая профессия и специальность, где работал до осуждения и какие взаимоотношения с окружающими, имел ли семью, к кому был особенно привязан, кого чаще всего вспоминает и по каким поводам, каким наказаниям подвергался, какова шкала предпочтений; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты и первое преступление, какие чувства испытал при этом, где и при каких условиях приходилось отбывать наказание, чем занимался после отбытия наказания, совершил ли последнее преступление в составе группы, какое положение занимал в ней, как относился к совершенному преступлению и назначенному наказанию, каковы его особенности самооценки; каков уровень зараженности криминальной субкультурой, знает ли жаргон, поведенческие схемы в криминализированной среде, знает ли значение своих татуировок, при каких условиях они были нанесены, как переносит секуальную депривацию (вынужденное воздержание), имеет ли болезни и физические травмы;

- как относится к своему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко переживает, какую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеется, как планирует будущее.

Лишь зная типологическую схему поведения данной личности, можно вписаться в эту схему. В этом залог успешного воздействия на личность «изнутри», избежания навязывающего воспитания. Внешнее воздействие может действовать лишь через внутреннее. Какой-либо стандартный набор воспитательных мероприятий (выпуск стенгазет, правовая пропаганда, культурно-массовая работа, организация спортивных мероприятий и труда в мастерских), рассчитанных на глобальное воздействие, как показывает опыт работы исправительных учреждений, не приносит желаемого результата. А во многих случаях массовые казенные мероприятия вызывают обратный эффект.

Личность имеет тенденцию к отторжению того, что навязывается ей извне. Эта тенденция в условиях исправительных учреждений резко усиливается — общественная установка заключенных на отрицательное отношение к тому, что исходит от администрации. Поэтому все усилия администрации на первых порах должны быть направлены на то, чтобы не ожесточить взаимодействие с заключенными, дать возможность хотя бы слегка оживиться некоторым росткам человечности в психически деформированном индивиде.

Не приносит успеха и всепрощающая доброта. Мера воздействия на грубое нарушение социальной нормы должна быть строгой, но справедливой, не несущей налета мести. Безусловное соблюдение режима — категорическое требование. За его нарушение неизбежны отрицательные санкции, но без издевательства над личностью.

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группы. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. И это закон не только для мест заключения.

Стратегия воздействия на личность через микросреду состоит в том, чтобы эта микросреда приняла определенные базовые ценности, так или иначе соотносимые с социальными ценностями. Труд, результаты которого немедленно принесут группе некоторое благо, станет определенной групповой ценностью, возникает соответствующий групповой интерес и вгутригрупповой контроль. Опыт некоторых исправительных учреждений показывает, что даже при существенной правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп заключенных, улучшение санитарно-бытовых условий, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой. Количество общих и производственных нарушений резко снижается по мере создания современной промышленно-производственной базы исправительных учреждений, разнообразия трудовых процессов и повышения материальной заинтересованности в результатах труда.

Различные периоды нахождения в местах лишения свободы характеризуются различными психическими состояниями.

Первые 2-3 месяца — период первичной адаптации. Он отличается наиболее напряженным психическим состоянием. В этот период происходит болезненная ломка ранее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничивается удовлетворение привычных потребностей, остро переживается враждебность новой среды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация, когнитивный диссонанс.

Чувство безнадежности, обреченности становится постоянным негативным фоном самосознания личности. И только при достаточной квалифицированности персонала осужденный может осознать некоторые перспективы своей самоорганизации, возможности сосредоточения своего поведения на стратегически правильных направлениях.

Следующий этап связан с ценностной переориентацией заключенного, с принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, с выработкой устойчивой стратегии и тактики своего поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности самовыживания. Несколько расширяется сфера социально-ролевого поведения. Это период относительной личностной стабилизации.

И далее наступает пора ожидания долгожданного освобождения. Но в это время осужденного одолевают и тягостные мысли, его гнетут трудности приспособления уже в новом для него мире. Предстоит новая личностная перестройка, овладение новой жизненной стратегией.

Специалисты уголовно-исполнительной системы считают, что ранее судимые нуждаются в помощи со стороны общества и государства. По их мнению, на первом месте находится моральная, в том числе психологическая помощь (48, 1%), на втором — материальная — (22, 3%), на третьем — помощь в трудоустройстве (13, 4%), четвертом — медицинская (10, 1%), пятом — юридическая (4, 9%). Только 1, 2% специалистов считают, что освобожденные от наказания лица не нуждаются в оказании им какой-либо помощи[9].

В некоторых субъектах Российской Федерации созданы центры социальной адаптации, например, в Санкт-Петербурге действует Городской центр социальной адаптации для граждан, освободившихся из мест заключения. Однако, из-за недостаточного финансирования, отсутствия правовой базы, слабой организации работы проблемы социальной адаптации они не решают. Кроме того, в их функции входит только содействие социальной адаптации бывшим осужденным, но не ресоциализация в целом. В настоящее время в российской Федерации отсутствует сколько-нибудь организованная система содействия ресоциализации осужденных[10].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...