Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Психология юридического труда




ТЕМА 11. ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТРУДА

Общие социально-психологические особенности профессиональной деятельности юриста. Краткие юридические профессиограммы.

Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавливать и поддерживать психологические контакты с участниками общения. Свободное владение вербальными и невербальными средствами обращения. Способность к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения. Адекватная самооценка, развитый самоконтроль. Стеничный тип реагирования в психогенных (фрустрирующих) ситуациях.

Профессиональное здоровье. Стресс в повседневной деятельности юриста. Стрессоустойчивое поведение. Эмоциональное выгорание и его психопрофилактика.

 

Очень важной необходимостью является максимальное соответствие психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, определенным требованиям.

Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией.

Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Профессиограмма — это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные для профессии и специальности; требования. Предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.

Психограмма — это профессионально-значимые свойства личности юриста.

Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ в. на автомобильных заводах Г. Форда.

Содержание профессиограммы дает человеку понимание:

- сути выбранной профессии;

- объема и фронта работы в данной специальности;

- условий труда;

необходимого уровня подготовки;

- возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;

- размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;

- карьерных возможностей;

- уровень престижа профессии в обществе;

- отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;

- степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.

Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. Выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:

- человек — человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции.

- человек — техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;

- человек — знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;

- человек — природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;

- человек — художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.

Следовательно, для юриста выбирается схема человек-человек и человек-знак.

Общие подходы к содержанию профессиограмм приходим к такого рода примеру:

- презентация — набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;

- тип — описание условий труда;

- класс — описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;

- содержание — перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;

- необходимые знания и умения — перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;

- индивидуальные особенности специалиста - перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;

- перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств — медицинских и личностных;

- условия труда — перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. Заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;

- путь получения — тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;

- перспективы карьерного роста.

Российскими учеными В. Л. Васильевым, В. М. Еникеевым и В. Ю. Чуфаровским были выделены следующие аспекты юридической деятельности:

- социальный, подчеркивающий значимость юридических профессий в организации правоохранительной системы и защите прав и законных интересов гражданина;

- поисковый (познавательный), подразумевающий сбор необходимой для решения юридических дел информации;

- реконструктивной, подразумевающей проведение завершающего анализа собранной информации, выдвижение рабочей гипотезы и разработки плана дальнейших действий;

- коммуникативный, подразумевающий волевые действия по проверке рабочей версии и ее реализации;

- удостоверительный, выражающийся в облачении полученной информации в законную форму через письменные акты-документы.

Профессиональная деятельность юристов, особенно работников прокуратуры и суда, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит на работе.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Зачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нарушением привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций и различных заболеваний, развивающихся на этой почве. Грамотный подход к организации труда, использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, планированию повышения квалификации сотрудников, организации отдыха и реабилитационных мероприятий также немаловажен. Он помогает поддерживать стрессоустойчивость и препятствует профессиональному выгоранию.

Особым, самостоятельным видом профессиональной деятельности юриста является общение. В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части:

1) коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

2) перцептивная сторона, т. е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними;

3) интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

Для того чтобы эффективно участвовать в межличностных отношениях. Необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

1. В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами.

2. Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

3. На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личности заслугами, возрастом и т. д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.

4. Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникнуть напряженно-неустойчивые отношения.

Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона.

Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь — это важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

- мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражает мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

- коммуникативная функция — определяет передачу знаний, мыслей и чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

- прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

- регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека и т. п.

Речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутые речевые высказывания. Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффектированное напряжение говорящего. В ней часто отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь — основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь — наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

В связи с четкой регламентацией составления процессуальных документов и криминалистической литературе можно встретить термин «протокольный язык» (протокольный стиль изложения). Под этим термином подразумевается не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику доказательств по делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она приобрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Речь (устная или письменная) может также интересовать следователя, судью и как объект идентификации субъекта по ее особенностям (звук, почерк, другие признаки).

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, - явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов. Также существуют механизмы, обеспечивающие скудность поверхностной структуры языка:

1) генерализация информации — процесс, связанный с обобщением или переносом опыта восприятия какого-то отдельного события или явления на более широкую область явлений жизни. Гротескный пример: юноша увидел, как в джунглях огромный полосатый тигр загрыз человека, и он сделал вывод — генерализацию, что все полосатое опасно — и поэтому стал бояться зебр, перестал есть арбузы, стал опасаться спать на матрасах.

В юридической практике следует учитывать механизм генерализации при выборе судебных присяжных заседателей, при производстве следственных действий (например, при допросе потерпевшей по делу о половой неприкосновенности, которая раньше встречалась с попыткой изнасилования), а также при работе с несовершеннолетними, отличающимися повышенной склонностью к генерализированным обобщениям.

Еще один пример. Чувство отчужденности, эмоциональная выхолощенность, боязнь открытого выражения своих чувств могут возникнуть у человека, если раньше ситуация его наказала за открытое выражение своих чувств, а человек какой-то единичный опыт обобщил на всю оставшуюся жизнь. Лорд Байрон, например, всю жизнь мстил женщинам только за то, что его первая любовь поступила с ним подло. Опыт, который получил Байрон, и вывод, сделанный им, был обобщен и перенесен на всех женщин, любивших его.

2) пропуск информации — следующий процесс, обусловливающий скудность поверхностной структуры, т. е. вербальной (слова, речь) репрезентацией опыта, по сравнению с глубинной структурой — семантической репрезентацией опыта.

Пропуск информации связан с блокированием некоторых сигналов, например, в связи с шумом; кроме того, пропуск информации может возникнуть из-за определенной избирательности поведения, увлеченности какой-то целью и т. п. Отвлекаясь на шум, ведя себя неадекватно, неэтично, игнорируя какие-то сигналы (слова, знаки, вербальные сообщения), мы не можем гарантировать что потеряли или пропустили при этом незначительную информацию.

3) искажение информации связано со смещением в интерпретации чувственных данных, когда по сенсорным каналам (зрение, вкус, слух, обоняние) все люди в одной и той же ситуации получают идентичную информацию, но интерпретируют ее каждый по своему.

Изложенные механизмы (генерализация, искажение, пропуск) объясняют то обстоятельство, что модели мира отдельно взятого человека неизбежно отливаются, что отражается в коммуникативной структуре.

Собирая данные, важно понимать и учитывать, что в словесной информации каждого человека отражается его личная карта мира. Зная шероховатости вербальной структуры и уточняя, что стоит за словом, можно лучше понять другого человека, а избегая языковых неточностей, можно самому научиться говорить ясно, точно и понятно.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Характерными нарушениями речи являются:

- логорея — повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

- персеверация — многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

- разорванной, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

- излишняя обстоятельность, подробность, вязкозть изложения;

- резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию отдельных криминальных групп. Например, мы можем из перечня «Условного языка Петербурских мошенников, известного под именем «Музыки» или «Байкового» языка», составленного начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции тайным советником Иваном Дмитриевичем Путилиным в 1909 г., найти такие слова:

- глаза — паспорт;

- знать музыку — разуметь мошеннический язык;

- каплюжник — полицейский;

- клевый — хороший, красивый, дорогой;

- мазурик — мошенник из наших;

- перетырить — передать краденную вещь товарищу;

- подначивать — подговаривать на воровство;

- поднять паруса — обокрасть лавку;

- прогулка — трехгодичное заключение в тюрьме;

- пчелы — фальшивые деньги;

- соря, бабки — деньги;

- стырить — украсть, стянуть;

- темный глаз липовый — фальшивый паспорт;

- ходить по музыке — заниматься воровством;

- ширман — карман;

- фомка — небольшой лом, чем свертывают замок.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

- грамотность, понятность, доступность смысла сказанного для любой категории граждан;

- последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

- соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

- экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

- вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон общения, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т. п. все это жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы помогают более точно доносить смысл передаваемой информации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

С помощью средств невербального общения раскрываются индивидуально-психологические, характерологические особенности лиц, участвующих в общении, их социально-групповые, культурно-национальные признаки, создается доброжелательная атмосфера во время встречи, демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет визуальный контакт между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «Я». важную роль играют жесты, усиливающие, а иногда подменяющие собой отдельные слова или фразы.

В определенных случаях подобная жестикуляция и некоторые другие невербальные средства общения могут приобретать значение улик поведения, показывая следователю заинтересованность допрашиваемого в исходе допроса, в результатах расследования, а возможно, и свою причастность к исследуемому событию. Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации. Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. в это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие. Личную, или персональную, зону образует пространство вокруг человека от 45 до 120 см. обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке, при приеме посетителей. И, наконец, общественная зона от 4 м и более соблюдается во время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией.

Таким образом, средства невербальной коммуникации не только существенно дополняют речь, но и значительно усиливают вербальное воздействие, демонстрируя намерения общающихся сторон. В тех е случаях, когда средства невербальной коммуникации в чем-то не соответствуют речевому поведению, их рассогласованность (неконгруэнтность) может свидетельствовать о неискренности партнера по общению.

В настоящее время существуют два основных вида лжи: умолчание и искажение. Все остальное — только модификации этих двух видов, подчиненные контексту ситуации и обеспеченные мотивами, побуждающими человека лгать.

При этом умолчание как форма лжи дается легче, чем искажение, а частичное умолчание еще и снимает чувство вины с лгущего, который может даже не тяготиться тем, что фактически обманывает другого человека. Умолчание кажется проще, чем искажение еще и потому, что лгущий не рискует быть уличенным в несоответствии сказанному ранее.

Для того, чтобы не выпускать выхода наружу определенных фактов и выстроить нужную защитную линию в разговоре желательно переключить внимание собеседника на какой-то другой предмет. Здесь умалчивающему лжецу на помощь приходит такой прием, как увертка.

- Коля, привет! Как дела, как жизнь?

- О, рад встрече! Давно не виделись, рассказывай, как сам-то поживаешь? Говорят ты женился?

Дожь всегда сопряжена со стрессом, идет ли речь о заранее подготовленном обмане или о необходимости соврать быстро, без предварительной подготовки. Проще лгать, не вступая в непосредственный контакт с другим человеком, например, в переписке или создавая фальшивый аккаунт в социальной сети. Все дело во времени, которого в этом случае у лгущего гораздо больше, чем если бы он непосредственно общался с другим человеком и вынужден был врать в лицо.

Страх того, что обманщик может быть разоблачен, может снизить убедительность лжи, ведь он добавляет волнения. И чем сильнее этот страх, тем более сильное волнение испытывает лжец, в итоге это и может его выдать. Боязнь разоблачения бывает разной интенсивности, которая напрямую зависит от того, что побуждает лжеца врать. Если на кону какая-то небольшая выгода, то и волнение будет не сильным, если оно вообще будет. Например, девушке надо солгать родителям, что она пойдет в библиотеку, хотя на самом деле она собиралась в это время посидеть в кафе с подругой. Разоблачение в этом случае вряд и принесет девушке огорчение, поэтому с большей долей вероятности она может спокойно солгать о цели своего выхода из дома. Но если на кону нечто большее — то волнение будет более сильным, если человек понимает, что ему надо о чем-то умолчать или что-то исказить.

Среди психологов распространено мнение, что проще всего контролировать слова, которые произносятся во время лжи. К тому же, обманывая кого-то, человек слышит то, что говорит, и таким образом достигает сам с собой обратной связи по содержанию собственной речи.

Еще есть и обратная связь от слушателя. Тогда лгущий получает обратную связь от другого человека, выраженную в его словах. Однако крайне важно не только то, что именно говорит человек, но и то, как он это говорит. Иными словами, важно не только содержание, не менее значима и сама форма.

Если ваш вопрос застал лжеца врасплох или у вас есть все основания так предполагать, прислушайтесь к изменениям в его интонации и скорости речи. Внезапная перемена тональности — более тихая или, наоборот, более громкая речь, ускорение или замедление, появление пауз между фразами или быстрые, словно автоматические ответы — все это должно насторожить, если до этого характеристики речи были совершенно другими. Оговорка всегда выдает то, что говорящий держит в мыслях. И таким образом она случайно может выдать правду, стать одним из видов утечки информации.

Некоторые лжецы не всегда контролируют поток своих эмоций и, находясь в состоянии сильного стресса, могут демонстрировать многоречивость. Наличие мелких подробностей, деталей, напрямую не относящихся к делу — еще один признак, который должен насторожить. Попытка заболтать собеседника, незаметно уводя его от основного вопроса, - еще один признак того, что говорящий пытается что-то скрыть. И если не исказить, то наверняка умолчать.

Подчеркивание честности, особенно если она достаточно часто встречается в разговоре, тоже должно повысить внимание к собеседнику. Если вы не высказываете недоверия, а человек начинает упорно подчеркивать, что говорит правду, и это совпадает с изменениями его интонации и скорости речи, значит человек в данный момент сомневается в убедительности того, что говорит.

Еще один важный признак лжи — это дистанцирование от того, о чем говорится. «Этот мужчина», «та компания» - вот примеры дистанцированной речи, которая призвана уменьшить значимость того, о чем говорится.

Следует помнить, что жесты порой способны заменить слова или целые фрагменты речи. Допустим, что кто-то излагает вам какую-то ситуацию, свидетелем которой он был. Но при этом будьте настороже, если он начинает пожимать плечами, делает шаг назад или совершает горизонтальное движение головой, словно говорит «нет». Все это наиболее распространенные невербальные выражения того, что человек не уверен в том, что говорит правду, отстраняется от сказанного или понимает, что истина в абсолютно других фактах. Диссонанс содержания речи, декларируемых эмоций и жестов — один из комплексных признаков того, что говорящий, скорее всего, допускает неискренность с вами.

Профессиональное выгорание как термин впервые был введен в употребление в 1974 г. американским психиатром Гербертом Фрейденбергером. Профессиональное выгорание — это общее негативное состояние человека, развивающееся на фоне хронического стресса в условиях профессиональной деятельности и ведущее к психическому и эмоциональному истощению внутренних ресурсов личности. Наиболее подвержены выгоранию представители помогающих профессий, таких, как менеджеры по продажам, врачи, психологи, преподаватели, юристы.

Корпоративные юристы, в виду особенностей бизнеса страдают от жестких рамок и установки работодателя, с одной стороны, и собственных убеждений, с другой стороны.

Специалисты уголовного права сталкиваются на практике с высокими ожиданиями со стороны доверителей не только в области профессиональной компетенции, но и в области психологической помощи. Зачастую, доверитель неосознанно проецирует на юриста роль своего «спасителя».

Как бы не пытался юрист отстраниться от профессиональной ситуации, вызывающей стресс, надевая маску нейтральности «холодного консультанта», он, как личность, наделенная психикой, переживает состояния и процессы, приводящие к профессиональному выгоранию.

Выделяются три группы симптомов профессионального выгорания: психофизические симптомы (постоянная усталость вне зависимости от того, сколько вы отдыхали; ощущение физической слабости; эмоциональное истощение); социально-психологические симптомы (депрессия; повышенная раздражительность; частые нервные срывы; повышенная тревожность; негативный взгляд на все сферы жизни); поведенческие симптомы (жалобы на загруженность; беспричинная замена рабочего графика; невозможность довести начатое дело до конца; трудности в принятии решения).

Причинами профессионального выгорания являются:

- однообразие и рутинность ежедневной работы;

- избыточная загруженность или чрезмерное количество свободного времени;

- травмирующие отношения с коллегами и руководством;

- работа, связанная с психологически неуравновешенными клиентами;

- низкая оплата за выполняемую работу, отсутствие карьерного роста и системы мотивации;

- отсутствие эффективного тайм-менеджмента;

- частая смена руководителей и текучесть кадров;

- несправедливое распределение обязанностей.

Существуют следующие методы борьбы с выгоранием:

- улучшение условий труда сотрудников;

- планирование системы мотивации, карьерного продвижения;

- оптимизация должностных полномочий;

- регулярная ротация персонала;

- привлечение профильных специалистов (психологов, коучей);

- внедрение системы социальной защиты;

- четкое распределение приоритетов и обозначение целей компании, донесение их до сотрудников.

Сам сотрудник имеет возможность защитить себя от выгорания следующими способами:

- правильное планирование рабочего времени;

- переключение в течение дня одной деятельности на другую;

- занятия спортом в свободное время;

- творческие увлечения;

- активная социальная и личная жизнь;

- формирование адекватной самооценки;

- консультации со специалистами — психологами, психотерапевтами.


[1] Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии: в 2 т. Т. 1. Общая часть. М., 2011. С. 119.

[2] Лунеев В. В. Там же. С. 121-122.

[3] Вдовина Л. Н. Право и суд // Очерки русской культуры XVIII века / под ред. Б. А. Рыбакова. Ч. 2. М., 1987. С. 184

[4] Пушкарев С. Г. Россия 1801-1917: Власть и общество. М., 2001. С. 249.

[5] Н. Д. Сергеевский. Избранные труды / отв. ред. и автор биогр. очерка А. И. Чучаев. М., 2008. С. 240.

[6] Лунеев В. В. Указ. соч. Т. 1. С. 189.

[7] Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. В 2 т. Т. 1. Общая часть. М., 2011. С. 79.

[8] Сербский В. П. Приговор: об экспертизе душевнобольных и преступников. М., 2019. С. 32.

[9] Крайнова Н. А. Уголовная политика в сфере предупреждения рецидивной преступности. СПб., 2016. С. 34.

[10] Там же. С. 42.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...