Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур).




Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур).

Критерии оценивания

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе учащийся).

2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.

4. Точность и аргументированность выводов.

5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы.

 

Каждый из критериев оценивается до 10 баллов. Общее количество баллов за сочинение - эссе до 50 баллов.

Для ориентировки членов жюри приводим соответствие пяти и десятибалльной систем оценивания.

Десятибалльная
Пятибалльная 5+ 5- 4+ 4- 3+ 3-

 


11 класс. I тур

1.   1 балл.  Определите, по какому принципу образован представленный ряд. Что является в ряду лишним?

Аллеманда, жирандоль, котильон, контрданс, менуэт

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. 1 балл. В либретто одной из опер XVIII века есть такие слова:

«Сам помещик, сам крестьянин,

Сам холоп и сам боярин,

Сам он пашет, сам орет,

Сам с себя оброк берет».

Как назвался такой человек и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. 2 балла. В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие слова: «… на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков». А в сказке А. С. Пушкина о золотой рыбке старуха говорила старику «Не хочу быть черной крестьянкой – хочу быть столбовою дворянкой». Объясните, что означают понятия «столбовая дорога» и «столбовая дворянка» и что между ними общего? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. 1 балл.  О каком историческом деятеле идет речь в приведенных ниже отрывках?

А) М. Н. Осипова. Великий русский реформатор:

«Желая найти максимальное применение своим способностям, он пробует себя в качестве обер-квартирмейстера войск Кавказской линии и Черноморья, преподает в военной академии в Петербурге. В конце 1848 г. его назначают «для особых поручений» к военному министру. Он выполняет капитальное исследование об Итальянском походе А. В. Суворова».

Б) Б. Н. Чичерин. Из воспоминаний:

«Он один в России мог совершить то великое дело, которое тогда предстояло: преобразовать русскую армию…, приноровить ее к отношениям и потребностям обновленного общества; при радикально изменившихся условиях жизни, не лишая ее, однако, тех высоких качеств, которые отметили ее при прежнем устройстве»

В) А. А. Корнилов. Курс истории России XIX века:

«Реформа…явилась одним из важнейших факторов демократизации русского общества…ибо она уничтожала, в сущности, военное рабство. Ему, генералу и министру, приходилось настаивать на неприкосновенности либеральных принципов против нападок тех лиц, которые, казалось бы, должны были взять на себя отстаивание этих принципов»

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. 6 баллов. Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения:

а) «Семеновская история»_________________________________________

________________________________________________________________

б) «Триада Уварова»______________________________________________

________________________________________________________________

в) «Преданный без лести»_________________________________________

________________________________________________________________

г) «Звезда российской бюрократии»_________________________________

________________________________________________________________

д) «Тверская история» ____________________________________________

________________________________________________________________

е) «Нищенский (сиротский) надел»__________________________________

_______________________________________________________________

6. 4 балла. Определите, о каких событиях или явлениях отечественной истории говорится в каждом приведенном отрывке поэтических произведений. Назовите даты, к которым относятся это событие или явление. Точность, с которой нужно определить дату, указана к каждому отрывку.

1. С точностью до года.

А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завернутое в одеяло тело

на Охтенское кладбище везет.

Везет, качаясь, – к вечеру добраться б.

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин.

Провозят ленинградца,

погибшего на боевом посту. (О. Берггольц. )

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С точностью до года.

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате – плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию! » (А. Блок. )

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С точностью до года.

Судьбе не крикнешь: " Чур-чура,

не мне держать ответ! "

Что было родиной вчера,

того сегодня нет.

Я плачу в мире не о той,

которую не зря

назвали, споря с немотой,

империею зла,

но о другой, стовековой,

чей звон в душе снежист,

всегда грядущей, за кого

мы отдавали жизнь,

С мороза душу в адский жар

впихнули голышом:

я с родины не уезжал -

за что ж ее лишен? (Б. Чичибабин. )

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. С точностью до года.

Да, он умел без оговорок,

Внезапно – как уж припечет –

Любой своих просчетов ворох

Перенести на чей-то счет;

На чье-то вражье искаженье

Того, что возвещал завет,

На чье-то головокруженье

От им предсказанных побед. (А. Твардовский. )

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. 3 балла. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами три таких термина.

Укажите:

1) краткое определение термина.

2) период, когда появилось это слово.

3) фамилию и имя исторического деятеля;

4) кем был исторический деятель.  

«Бироновщина»

1. _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 «Столыпинский галстук»

1. _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

«Нарышкинское барокко»

1. _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

8. 3 балла. Журналист написал заметку в газету. Прочитайте подчеркнутые положения и дайте им собственную оценку.

«А. М. Горчаков провел на дипломатическом поприще время, относящееся к царствованиям двух императоров – Николая I и Александра II (1). После окончания Царскосельского лицея он поступил на работу в МИД, где его руководителем стал И, Каподистрия (2). Недовольный своим начальником, он перешел в подчинение к К. Нессельроде (3). Способности молодого дипломата были высоко оценены Николаем I и многими сановниками, особенно А. Х. Бенкендорфом (4). Главной заслугой Горчакова стало верное служение династии Романовых и следование внешнеполитическому курсу, выработанному канцлером Австро-Венгерской империи Меттернихом (5). Конец карьеры нашего героя был омрачен появлением невыгодного для России заключительного акта Берлинского конгресса 1878 г., когда старый и больной Горчаков случайно показал английскому коллеге карту, содержавшую максимальные уступки, на которые была готова пойти российское правительство (6).

1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. 2 балла. Определите, из каких  исторических источников взяты приведенные ниже отрывки.

А) «По благословению и по совету святейшего Ермогена, патриарха Московского и всея Русии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего освященного собора и по приговору бояр и дворян и дьяков думных, и стольников, и торговых людей, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре… съезжалися великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского с Станиславом Желтковским, воеводою, гетманом короны польской и говорили о обираньи государском на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царствия…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) «Последнее напоминание еще.

Письмо твое вычел…А для чего не изъявил ответу, как в моем письме? Ибо там о неохоте к делу написано много более, нежели о слабости телесной, которую ты только одну вспоминаешь. Также, что я за столько лет недоволен тобою, то все тут пренебреженно и не упомянуто, хотя и жестоко написано. Когда ныне не боишься, то как по мне станешь завет хранить!? Что же приносишь клятву, тому верить невозможно. Хотя б и истинно хотел хранить, то возмогут тебя склонить и принудить большие бороды ради тунеядства своего…Помогаешь ли в таких моих несносных печалях и трудах, достигши такого совершенного возраста? Ей, николи! Ненавидишь дел моих, которые я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю, и, конечно, по мне разорителем оных будешь…На что по получении сего дай немедленно ответ…А буде сего не учинишь, то я с тобою как с злодеем поступлю»

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. 10 баллов. В исторической литературе в связи с «Манифестом о вольности дворянской» были выдвинуты целый ряд положений.  

 

1. Манифест вызвал массовый отток дворян с военной и гражданской службы и вызвал кризис власти;

2. Манифест привел к притоку разночинцев на государственную службу;

3. Манифест привел к росту влияния военных в гражданском управлении;

 

А. Сравните эти утверждения с приведенными ниже данными, полученными в результате анализа архивных данных. Сделайте выводы, привлекая также известные вам факты. Свой ответ запишите в таблицу.

Б. Рассмотрите динамику отставок в первое десятилетия действия Манифеста. Какие можно выдвинуть предположения?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...