Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур).




Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур).

Критерии оценивания

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе учащийся).

2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии.

4. Точность и аргументированность выводов.

5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы.

 

Каждый из критериев оценивается до 10 баллов. Общее количество баллов за сочинение - эссе до 50 баллов.

Для ориентировки членов жюри приводим соответствие пяти и десятибалльной систем оценивания.

Десятибалльная
Пятибалльная 5+ 5- 4+ 4- 3+ 3-

 


 

10 класс. I тур

 

1. 2 балла. По какому принципу образованы эти ряды:

1. Граф Б. Шереметьев, князь А. Меньшиков, граф П. Румянцев-Задунайский, князь П. Витгенштейн, князь П. Волконский, князь Д. Милютин

_______________________________________________________

 

2. В. Блюхер, Б. Шапошников,  Л. Говоров, И. Баграмян, Н. Огарков,

Д. Язов

 _________________________________________________________

2. 6 баллов.  Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения:

а) «Семеновская история»_________________________________________

________________________________________________________________

б) «Триада Уварова»______________________________________________

________________________________________________________________

в) «Преданный без лести»_________________________________________

________________________________________________________________

г) «Звезда российской бюрократии»_________________________________

________________________________________________________________

д) «Тверская история» ____________________________________________

________________________________________________________________

е) «Нищенский (сиротский) надел»__________________________________

________________________________________________________________

3. 1 балл. Разбирая деньги, герой рассказа Н. Лескова «Очарованный странник» говорил: «Синие синицы, и серые утицы, и красные косачи – только одних белых лебедей нет». Укажите номинал перечисленных бумажных денег.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

4. 2 балла. Расположите в хронологической последовательности следующие исторические события:

1. А. Начало московского княжения Василия II («Темного»). Б. Подавление ордынцами и Иваном Калитой восстания в Твери. В. Начало правления Ивана III.  Г. Убийство в Орде Михаила Тверского. Д. Реформа календаря, после которой Новый год на Руси начинался 1 сентября. Е. Начало княжения Ивана Калиты. Ж. Битва с ордынцами на реке Воже.

 

 

 


2. А. Приказ Верховного главнокомандующего №227 «Ни шагу назад! ». Б. Прорыв блокады Ленинграда. В. Освобождение Красной Армией Донбасса. Г. Начало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом. Д. Поражение Красной Армии под Керчью. Е Нормандская десантная операция. Ж. Битва на Курской дуге. З. Корсунь - Шевченковская операция.

 

               

 

 

5.  5 баллов. В России (по древнеримской практике) с XVIII века стали давать военачальникам почетные титулы, связанные с названиями мест или стран, где ими были одержаны победы. Так, Г. А. Потемкин имел почетный титул светлейшего князя Таврического. Вспомните победы, одержанные перечисленными ниже лицами и пожалованные им почетные титулы. Свой ответ запишите в таблицу.

 

Фамилия Почетный титул
А. Г. Орлов  
В. М. Долгоруков  
П. А. Румянцев  
А. В. Суворов  
М. И. Голенищев-Кутузов  
И. Ф. Паскевич  

 

Б) Традицию почетных титулов использовала и общественность.

Кто и за что получил прозвище Вешатель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кого называли графом Полусахалинским.

__________________________________________________________________

 

6.   2 балла. Заполните пропуски в тексте.

С начала XVIII в. власть пыталась превратить Православную Церковь в некий духовно-идеологический орган государственного аппарата. Уже (1) отменяет патриаршество, заменяя его (2). Екатерина II проводит (3) церковных земель, подрывая экономическое значение Церкви. В царствование (4) началась практика награждения священнослужителей (5). Это настолько шло вразрез со священническим и особенно (6), что московский митрополит Платон на коленях умолял монарха не давать ему высшей награды империи – ордена (7). Однако (8), как глава Православной Церкви, считал себя вправе награждать священнослужителей, чем пожелает.

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

4. ____________________

5. ____________________

6. ____________________

7. ____________________

8. ____________________

 

 

7.   4 балла. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о выдающихся достижениях архитектуры барокко в России. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о барокко представлены сведения о постройках, возведенных в других архитектурных стилях.

В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия архитектурных стилей. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.

1. Торжественность, необычайная пышность, обилие лепнины – вот что отличало в первую очередь этот стиль в архитектуре.

2. Заимствуя приемы и формы, разработанные в античной архитектуре, российские зодчие создавали удивительные по красоте и изяществу ансамбли.

3. Екатерининский дворец в Царском Селе, построенный по проекту В. В. Растрелли, по праву считается классическим воплощением принципов и требований этого стиля в архитектуре.

4. Постройки, выполненные по канонам данного стиля, легко узнать во разнообразию форм окон, фасадам, украшенным живописными панно или мозаикой, замысловатым балконам, нависающим карнизам.

5. И еще один неизменный признак этого архитектурного стиля – величественный портик с колоннами, фронтонами, скульптурным фризом.

6. Таков, например, великолепный ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге с его знаменитой колокольней.

7. Достойно соперничает с колокольней Смольного собора шпиль Адмиралтейства, увенчанный корабликом, символом Санкт-Петербурга.

8. Для Москвы таким символом можно считать дом Пашкова, удивительно гармоничный и праздничный.

9. Впечатляет и особняк Рябушинского, возведенный по проекту классика этого архитектурного стиля Ф. О. Шехтеля.

10. Прекрасны Строгановский дворец на набережной реки Мойки в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве.

 

Барокко    
     

 

8. 5 баллов.  Прочитайте предложенные тексты, и определите о ком идет речь.

1. Он закончил Московский кадетский корпус и Александровское военное училище с золотой медалью. Первая мировая война 1914 г. застала его в Семеновском Гвардейском полку, где он продолжает служить во время войны. За храбрость молодой офицер был удостоен многих орденов царской армии от Анны 1-ой степени до Владимира 1-ой степени. Потрясенный неудачами русской армии в войне с Германией увлекся идеями марксизма и сделал выбор в сторону большевиков. Возрождение России он связывал с укреплением ее армии, мечтая со временем ее возглавить. С 1918 г. он состоит в рядах Красной Армии. Обладая большим талантом и блестящими военными способностями, он добивается крупных военных успехов. В 1920-21 гг. он командовал Восточным и Южным (Кавказским) фронтами, где разбил армии Колчака и Деникина. Имели место и неудачи, такие как поражение возглавляемой им армии на Западном фронте в 1920 г. Он занимался созданием новой армии с современным вооружением, включающим танковые части, авиацию, ракетное оружие. Эту армию он собирался возглавить в приближающейся войне с фашистской Германией.  

____________________________

 

 2. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 года руководил боевыми дружинами ивано-вознесенских ткачей, участвовал в уличных боях с правительственными войсками в Москве на Красной Пресне. В январе 1919 года был назначен командующим 4-й армией Восточного фронта, а в марте — командующим Южной группой Восточного фронта. Южная группа стала главной ударной силой Восточного фронта во время его контрнаступления в апреле — июне 1919 года. Войскам ставилась задача наступать на Бугуруслан, Белебей и Уфу.

В Уфимской операции его дивизии форсировали Белую, заняли город Уфу и вышли к предгорьям Уральского хребта. За успешно проведенную контрнаступательную операцию он был награжден орденом Красного Знамени. В сентябре 1920 года его назначили командующим Южным фронтом. Он руководил операциями по разгрому армий генерала Врангеля в Северной Таврии и в Крыму.

 

__________________________

 

3. Начавшаяся в России гражданская война круто изменила судьбу этого человека. Он выдвинулся как талантливый организа­тор, наделенный храбростью и способностью ориентироваться в бы­стро меняющейся обстановке. Летом 1918 года он был поставлен во главе Царицынского фронта, а затем во главе 10-й армии. Вмес­те со Сталиным он организовал оборону Царицы­на. На VIII съезде РКП(б) в марте 1919 года он изложил свои взгляды по вопросу организации и руководства Красной Армии. Возглавив так называемую «военную оппозицию», он считал необхо­димым заменить регулярную армию вооружением народа, считая недо­пустимым привлечение военспецов в качестве командиров, отстаивая партизанские методы руководства в армии. Однако съезд подобную оппози­цию осудил, и он был вынужден подчиниться решению партии.

По окончании гражданской войны получил назначение на должность командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Он участвовал в работе X съезда РКП(б) и в подавлении Кронштадтского восстания. В середине 20-х годов был назначен нар­комом по военным и морским делам и председателем реввоенсовета. В 1935 году в числе первых получил звание Маршала Советского Союза.

 

____________________________

 

4. В 1918 году он был назначен наркомом иностранных дел РСФСР. Это назначение стало возмож­ным благодаря его знаниям истории европейской дипломатии, опыту, приобретенному на царской дипломатической службе, а также его пре­данности делу социалистической революции.

В 1918 году он подписал Брестский мир, в 1920 году от имени России обратился к странам Востока с предложением руководство­ваться новыми принципами отношений друг с другом, основанных на взаимном уважении. Подписанные в 1921 году дружественные дого­воры с Турцией, Ираном, Афганистаном — его заслуга. На международной конференции премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж, наблюдавший за представителями советской делегации, вы­нужден был изумленно воскликнуть: «Так, как знают европейские дела они, мы европейских дел не знаем». Эти слова являются подтверждением его высокого профессионализма.

 

_____________________________

 

5. В 1921 году Совнарком назначает ее торговым представителем РСФСР в Норвегии. Несмотря на то, что в Европе было не принято, чтобы женщины официально занимались политической деятельностью. Именно ей удалось установить деловые контакты и подготовить почву для поли­тического признания нашей страны. Вскоре она была аккреди­тована как чрезвычайный и полномочный посланник в Норвегию. Работа в Норвегии сменилась работой в Мексике, где об СССР практически ничего не знали. Однако мексиканского климата не вы­держивает ее здоровье; и в качестве чрезвычайного и полномочного по­сла СССР она возвращается в Норвегию, а в 1932 году пере­водится на работу в Швецию, где восемнадцать лет назад король подписал указ о ее вечном изгнании из страны. Здесь ее застало известие о нападе­нии фашистской Германии на СССР. Швеция сохраняла нейтралитет.

В сентябре 1944 года она в качестве чрезвычайного и полномоч­ного посла в Швеции выступила посредником в переговорах с Фин­ляндией и внесла свою лепту в подготовке выхода Финляндии из войны.

_____________________________

9.   4 балла. Прочитайте отрывки из документов по истории России. Постарайтесь определить, с какими событиями они связаны. Укажите год события.

1. «…Государь!

 Мы, рабочие и жители С. -Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам…Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению…. »

 

__________________________________________________________________

 

2. «.. По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей. …. 3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов…».

 

__________________________________________________________________

 

3. «… При рассмотрении этого вопроса надо иметь в виду как объективные, конкретные исторические условия, в которых проходило строительство социализма в СССР, так и некоторые субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Большой вред делу социалистического строительства, развитию демократии внутри партии и государства нанесла ошибочная формула Сталина о том, что будто бы по мере продвижения Советского Союза к социализму классовая борьба будет все более и более обостряться…».

 

__________________________________________________________________

 

4. «… Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем. …. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога

__________________________________________________________________

10.  4 балла. Ознакомьтесь с графиком, отражающим изменение доли горожан в составе населения Российской империи / СССР. Выполните задания и запишите ответы.

1 – 1850 г.   2 – 1890 г.    3 – 1920 г. 4 – 1930 г.   5 – 1950 г.   6 – 1970 г.   7 – 1987 г.  

 

1. Как называется процесс, отраженный на диаграмме? Напишите термин и дайте его определение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С какими крупными социально-экономическими процессами он был связан? Назовите термины, обозначающие эти процессы, и дайте им определение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите период, когда изменение доли городского населения в России было наименее значительным. Предложите свое объяснение причин.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какой показатель, отраженный на графике, историки включают в число показателей, свидетельствующих о завершении формирования индустриального общества? Назовите его, напишите год, к которому он относится.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...