Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание учебного плана Программ




Раздел 1. Введение.

Тема. Значение туризма. (4ч. )

Теория (2ч. ): Туризм средство физического развития, оздоровления и закаливания. Понятие о спортивном туризме. История развития и организация спортивного туризма в России. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Средства туризма: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, туристские слеты, соревнования, сборы, экспедиции, туристское краеведение, их характеристика.

Практика (2ч. ): знакомство детей с условиями проведения учебных занятий. Просмотр фото и видеоматериалов о спортивном туризме.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Воспитательная роль туризма. (4ч. )

Теория (2ч. ): Постановка целей и задач на учебный год. Роль занятий спортивным туризмом в воспитании патриотизма, гражданственности, коллективизма, волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Традиции туристского коллектива.

Практика (2ч. ): Просмотр видеофильма о лучших спортсменах, знакомство с наглядной агитацией. Анкетирование юных туристов и родителей. Общественно полезная работа.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Правила поведения туристов и туристов-спортсменов, техника безопасности на занятиях. (4ч. )

Теория (2ч. ):

 

 

Практика (2ч. ):

 

 

Форма контроля: опрос.

 

 

Тема. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (4ч. )

Практика (4ч. ):  Контрольное занятие в форме индивидуальной работы.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Раздел 2. Основы спортивного туризма.

Тема. Виды спортивного туризма. (6ч. )

Теория (2ч. ):  

 

 

Практика (4ч. ):

 

 

Форма контроля:

 

 

Тема. Нормативные документы спортивному туризму. (4ч. )

Теория (4ч. ): Единая Всероссийская спортивная классификация. Туристские слеты и соревнования. Правила соревнований и система штрафов по спортивному туризму на личных, лично-командных, командных дистанциях и на контрольно-туристском маршруте. Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России».

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Личное снаряжение туриста. (6ч. )

Теория (2ч. ): Понятие о личном снаряжении: для занятий туристской техникой, спортивным ориентированием, для подготовки и участия в одно-трех дневном походе. Требования к снаряжению и правила его эксплуатации. Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма. Перечень личного снаряжения: спортивная форма, страховочные системы (грудная обвязка, беседка), их виды, устройство и требования к ним; карабины, петли самостраховки, петля из репшнура диаметром 6 мм (прусик самостраховки), рукавицы, альпеншток, каска. Виды карабинов: без муфты, с закручивающейся муфтой, с автоматической и полуавтоматической закручивающейся муфтой. Снаряжение для занятий ориентированием (в летний период): компас, планшет, одежда, обувь. Правила их эксплуатации и хранения. Снаряжение для одно-трехдневного похода. Перечень личного снаряжения, требования к нему; типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки; правила размещения предметов в рюкзаке; одежда и обувь для летнего похода.

Практика (4ч. ): Формирование умений и навыков работы с личным снаряжением. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Надевание и снятие страховочных систем, блокировка страховочных систем, размещение карабинов, страховочных рукавиц, прусика самостраховки на системе участника. Подбор специального снаряжения для летнего периода: проверка комплектности и исправности снаряжения, транспортировка и подготовка к занятиям и соревнованиям. Изготовление, совершенствование, эксплуатация, ремонт и хранение личного снаряжения.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Групповое снаряжение туристов. (6ч. )

Теория (2ч. ): Понятие о групповом снаряжении, требования к нему. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатка, хозяйственный набор. Правила их эксплуатации.

Типы и функции веревок: динамические (для организации страховки и сопровождения), статические (для наведения перил). Маркировка веревок. Типы рюкзаков: спортивные (беговые), походные; их назначение, преимущества и недостатки.

Практика (4ч. ): Формирование умений и навыков работы с личным снаряжением. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Надевание и снятие страховочных систем, блокировка страховочных систем, размещение карабинов, страховочных рукавиц, прусика самостраховки на системе участника. Подбор специального снаряжения для летнего периода: проверка комплектности и исправности снаряжения, транспортировка и подготовка к занятиям и соревнованиям. Изготовление, совершенствование, эксплуатация, ремонт и хранение личного снаряжения.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)». (6ч. )

Теория (2ч. ): Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Знакомство с понятием «самостраховка». Понятия «дистанция», «технический этап», «прохождение этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа». Технические этапы дистанций 1-го, 2-го классов: характеристика и параметры этапов, способы их прохождения.

Практика (4ч. ): Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций. Отработка и совершенствование техники движения рук и ног, положения тела при преодолении этапов: без специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа); подъем и спуск по склону по перилам; маятник; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну; с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; преодоление навесной переправы наведенной судьями на беседочном карабине; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс; подъем — траверс — спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями. Изучение техники вязания узлов: «штык», «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой», «встречный», «схватывающий». Спортивное и прикладное значение узлов.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма (ТПТ)». (6ч. )

Теория (2ч. ):

 

 

Практика (4ч. ):

 

 

Форма контроля:

 

 

Тема. Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)». (6ч. )

Теория (2ч. ): Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов. Распределение обязанностей между членами команды. Взаимодействие команды на дистанции, обязанности лидера, капитана и замыкающего участника, взаимозаменяемость, взаимопомощь. Организация самостраховки на вертикальных перилах.

Практика (4ч. ): Работа на этапах, оборудованных судейским снаряжением. Формирование умений и навыков работы на дистанции командой: без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; разжигание костра; переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону по перилам, наведенными судьями; вязание узлов; «маятник»; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну без самостраховки; оказание первой доврачебной помощи; с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс на самостраховке; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Туристские слеты и соревнования. (6ч. )

Теория (2ч. ): Задачи туристских слетов и соревнований. Положение о слете и соревнованиях, условия проведения. Подведение итогов и награждение победителей.

Практика (4ч. ): Зачетные соревнования по спортивному туризму. Участие в соревнованиях по спортивному туризму школьного и городского (районного) масштабов на личных, лично-командных и командных дистанциях. Подготовка и участие в конкурсных программах: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, художественной самодеятельности, туристской песни, конкурсе туристских самоделок.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (4ч. )

Практика (4ч. ): Контрольное занятие в форме индивидуальной работы.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

                        Раздел 3. Ориентирование на местности.

Тема. Краткие сведения о спортивном ориентировании. (4. )

Теория (2ч. ): Ориентирование — средство физического развития, оздоровления, закаливания. Ориентирование в программе туристских соревнований. История развития ориентирования.

Практика (2ч. ): Знакомство с фото- и видеоматериалами об ориентировании.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Карта. Работа с картой. (6ч. )

Теория (2ч. ): Схема, план, карта, отличия. Виды карт. Топографическая карта. Масштаб, виды масштаба. Использование карт в туризме. Отображение рельефа на карте. Способы определения расстояний на местности и карте.

Практика (4ч. ): Рисовка схемы школьного двора, плана комнаты. Определение расстояний на местности шагами, визуально. Определение расстояния по топографическим картам. Топографические пазлы.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема.  Виды ориентирования, правила соревнований. (6ч. )

Теория (2ч. ): Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе (зимнее ориентирование). Правила соревнований. Права и обязанности участников.

Практика (4ч. ): Действие участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Топографическая подготовка. (6ч. )

Теория (2ч. ): Понятие о топографической карте. Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты. Масштаб.

Практика (4ч. ): Работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерение расстояния по карте. Прогулка в лес с картой. Защита карты от непогоды на соревнованиях.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Техника ориентирования. (6ч. )

Теория (2ч. ): Понятие о технике ориентирования: приемы работы с компасом, измерение расстояний, движение по площадным и линейным ориентирам, преодоление препятствий.

Практика (4ч. ): Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, упражнения на засечки, определение азимута на заданный предмет.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Тактика ориентирования. (6ч. )

Теория (2ч. ): Понятие о тактике ориентирования выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Взаимосвязь тактики и техники. Значение тактики для достижения результата. Тактические действия на соревнованиях. Ориентиры: опорные, тормозные, ограничивающие. Подход к контрольному пункту и уход с него.

Практика (4ч. ): Отработка тактических действий на дистанции, тактики прохождения дистанции, действий в районе контрольного пункта.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (4ч. )

Практика (4ч. ): Контрольное занятие в форме индивидуальной работы.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Раздел 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Тема. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, в походе. (6ч. )

Теория (2ч. ): Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Практика (4ч. ): Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Форма контроля:  опрос. Обсуждение.

Тема. Походная медицинская аптечка. (6ч. )

Теория (2ч. ):

 

 

Практика (4ч. ):

 

 

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. (6ч. )

Теория (2ч. ): Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практика (4ч. ): Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Транспортировка пострадавшего. (6ч. )

Теория (2ч. ): Способы транспортировки пострадавшего в зависимости от вида, тяжести травмы. Простейшие подручные средства для транспортировки (бухта веревки, рюкзак, волокуша). Способы транспортировки на руках.

Практика (4ч. ): Транспортировка условного пострадавшего на руках, на бухте веревки, на рюкзаке.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Контрольно-проверочное занятие по пройденному разделу. (4ч. )

Практика (4ч. ): Контрольное занятие в форме индивидуальной работы.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Раздел 5. Организация и проведение походов.

Тема. Подготовка к походу. (6ч. )

Теория (2ч. ): Туристский поход — средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Практика (4ч. ): Изучение района похода по литературе, картам, отчетам о походе. Подготовка личного и группового снаряжения.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема:  Краеведение. (6ч. )

Теория (2ч. ): история, культура и природные особенности родного края. Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места. Музеи. Организация и проведения экскурсии.

Практика (4ч. ): знакомство с достопримечательностями родного края, изучение литературных источников. Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей, к историческим и природным памятникам.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема.  Организация туристского быта. (6ч. )

Теория (2ч. ): привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т. д. ). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Правила поведения в палатке. Правила разведения костра. Типы костров. Правила работы с топором, пилой при заготовке дров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Практика (4ч. ): определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Установка палаток. Размещение вещей в них. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Разведение костра, заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема.  Питание в туристском походе. (6ч. )

Теория (2ч. ): значение правильного питания в походе. Организация питания в однотрехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим на маршруте.

Практика (4ч. ): составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Туристские должности в группе. (6ч. )

Теория (2ч. ): должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: командир группы, ответственный за питание, за снаряжение, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф. Временная должность в группе — дежурный по кухне.

Практика (4ч. ): распределение обязанностей на период подготовки, проведения похода и подведения его итогов.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Правила движения в походе. Порядок движения группы на маршруте. (6ч. )

Теория (2ч. ): туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Практика (4ч. ): отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Тема. Подведение итогов похода. (6ч. )

Теория (2ч. ): составление отчета о походе. Обработка собранных материалов.

Практика (4ч. ): обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Оформление значков и спортивных разрядов участникам похода. Ремонт и сдача инвентаря.

Форма контроля: опрос. Обсуждение.

Раздел 6. Конкурсная и соревновательная деятельность.

Тема. Подготовка к конкурсам, соревнованиям различного уровня. (6ч. )

Теория (2ч. ): Подготовка к конкурсам, соревнованиям различного уровня.

Практика (4ч. ): Знакомство с положением конкурсов, соревнованиям.

Форма контроля:  наблюдение. Обсуждение.

Раздел 7. Мероприятия воспитательного и познавательного характера.

Тема. Соревновательная деятельность. (6ч. )

Практика (6ч. ): участие в соревновательной деятельности учащихся.        

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Тема. Соревнования и слеты. (6ч. )                                

Теория (2ч. ): положения, условия, этапы. Инструкция по охране труда и безопасности для участников соревнований.

Практика (4ч. ): подготовка, участие в районных соревнованиях с последующим обсуждением их итогов.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Тема. Познавательные мероприятия (акции, беседы). (6ч. )

Практика (6ч. ): участие в мероприятиях по пожарной безопасности, мероприятие на сплочение коллектива, празднование дня рождения учащихся.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Тема. Работа с детским коллективом. (4ч. )

Практика (4ч. ): мероприятие на сплочение коллектива, празднование дня рождения учащихся.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Тема. Контрольно-проверочные занятия. (4ч. )

Практика (4ч. ): контрольное занятие в форме зачета.

Форма контроля: наблюдение. Обсуждение.

Тема. Итоговая аттестация. (4ч. )

Теория (4ч. ): проверка знаний навыков и умений.

Форма контроля:  наблюдение. Обсуждение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...