Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 113а. Рис. 113в.




                                                 Рис. 110.

 

4. 2. 3. – Поле зрения: занятие правильной позиции в фазе обороны.

Здесь речь идет о теме, на которую обращается большее внимание в таких видах спорта как баскетбол или волейбол.

В главе 2 мы рассматривали оптимальное поле зрения и пришли к выводу, что поле зрения с углом 120-130 градусов делает возможным оптимальное восприятие и при угле зрения 170-180 градусов тоже дает картинку, хотя уже и не совсем точную.

Теоретически на поле нужно было бы поле зрения с углом 360 градусов, поэтому нужно применять в игре стратегию «выборочного восприятия» информации. Ясно, что нет определенной «стандартной позиции», в которой выбор направления зрения зависит от игровой ситуации. В любом случае следует отличать стратегию наблюдения защитника за игроком с мячом, от стратегии защитника, наблюдающего за противником без мяча.                                                                                                                           

Впервые не возникает особых проблем, которые обычно есть с особой внимательностью за наблюдаемыми «целями»: игроком с мячом и игроками, стоящими в позициях помощи (рис. 111). (Должна быть воспринята такая информация, что в момент игры один на один все способности восприятия и внимания должны быть направлены на мяч). Куда же должен быть направлен взгляд игроков противника, стоящих в позиции помощи? Этот вопрос очень сложный, потому что нужно узнать их цели, по возможности быстрее проанализировать все возможности их действий и возможности по перехвату мяча, а также положение игроков противника и партнеров по команде. Эта информация, как показано на рисунке 112, находится в определенном «азимуте наблюдения», для которого необходим угол зрения 220 градусов, что выходит за пределы поля зрения человека. Поэтому необходимо ситуацию рассматривать поочередно, причем основной упор делать на наблюдение за игроком с мячом и важнейшими его партнерами, находящимися неподалеку от него (например, игрок А на рисунке 112). Потому что его позиция может подходить для траектории возможной передачи.                              Рис. 111.                                                    Рис. 112.

 

 

 


Во вторую очередь необходимо пытаться предвидеть возможности дальнейшего развития игры. Так игрок Z время от времени должен смотреть на игрока В. Хотим отметить, что игроки, находящиеся далеко от мяча, т. е. далеко от места действия на поле, очень часто не наблюдают за развитием игры, из-за своей лени. Так, например, как показано на рисунке 113а, игроки возвращаются в свою зону от ворот противника, даже не поворачиваясь и не смотря, куда вратарь выбьет мяч.                                                                                                                          

Такие действия ведут к опозданию в оценке ситуации и, как следствие, к поздней обработке данных по данной игровой ситуации.

На рисунке 113в, напротив, мы видим правильную позицию игроков: оба возвращающихся игрока, контролируют ситуацию, происходящую позади. Как было сказано выше, необходимо располагать такой стратегией по отбору данных, по которой игрок, благодаря лишь своему взгляду, смог бы оценить развитие игры. Таким образом, игрок, если ситуация потребует его вмешательства, уже будет к этому готов, потому что он владеет информацией по данной ситуации. От развитой у игрока способности к наблюдению, зависит и его психомоторное предвидение дальнейшего развития действий.

 

 

Рис. 113а.                                                     Рис. 113в.

 

 


Представим одно очень простое упражнение, которое очень эффективно для развития правильных стратегий наблюдения. Исходя из этого, можно варьировать, создавая различные тренировочные формы с похожей целенаправленностью.

Как представлено на рисунке 114, трое игроков стоят на одной линии. Игроки А и В партнеры, они бросают мяч руками (как при вбрасывании) игроку С.     Рис. 114.

 

 

                                                                                                                          

Когда игрок А бросает мяч, игрок С должен за время полета мяча повернуться назад и увидеть сколько пальцев ему показывает игрок В. Непосредственно после того, как он посмотрит на игрока В и увидит, что тот ему показал, он поворачивается назад к игроку А и принимает мяч, а вторым касанием он переводит мяч игроку В. Благодаря подобным упражнениям активизируется чувство времени и способность к видению игры непосредственно до завладения мячом.

 

4. 2. 4. – Закрывание игрока с мячом.

 

В этом случае имеет место направление закрывания противника.

Следует обратить внимание на то, что защитник должен занять такую позицию, которая гарантировала бы ему устойчивость. Это аспект, на который часто не обращается внимание.

На рисунке 115а защитник поставил свои ноги параллельно друг другу и перпендикулярно направлению движения мяча. Эта позиция делает возможной хорошую подвижность во фронтальной плоскости (влево и вправо), но неудобна для передвижений в сагиттальной плоскости (вперед и назад), так как движения будут вялыми.

Такой же ошибкой будет поставить ноги параллельно направлению движения игрока с мячом (рис. 115в). Равновесие, и вследствие чего возможность спринтовать в направлении, откуда движется игрок противника, будет затруднена, в то время как ускорение параллельно направлению движения игрока с мячом будет облегчено.

Каково же идеальное положение ног защитника по отношению к игроку с мячом? Такое как у боксера, где сохранение равновесия, которое гарантирует движение во всех направлениях, рационально и точно тренируется уже многие десятилетия.

 

 

Рис. 115а. SX. =влево, DX=вправо.                     Рис. 115в. AV. =противник; D. =защитник.

 


                                                                                                                     

Защитник должен (как показано на рисунке 116) слегка расставить ноги и одну ногу поставить впереди другой. Таким образом, гарантируется достаточная подвижность в сагиттальной и фронтальной плоскостях по отношению к оси тела игрока.

Рис. 116. schwä chere Seite = слабая сторона; stä rkere Seite = сильная сторона.

 

При таком позиционировании возникают сильная (со стороны сдвинутой назад ноги) и слабая (со стороны выдвинутой вперед ноги) стороны.

Эти обозначения основываются на факте, что защитник (рис. 117), если будет обыгран с его слабой стороны, больше не будет в состоянии догнать своего противника. А с его сильной стороны (2) напротив, его положение ног позволяет ему тотчас же ускориться в направлении движения противника. Из этой концепции, затрагивающей биомеханические познания, можно вывести тактически правильные действия защитника по отношению к игроку с мячом. Тактические действия по сковыванию действий игрока с мячом и вынуждению его действовать в удобном для защиты направлении не являются инстинктивными: они должны зависеть от простых, но точных критериев.       Рис. 117.

 

 

                                                                                                                        

 

В соответствии с общими правилами будет тактически правильно, что направление движения игрока с мячом, как часто бывает (рис. 118а), не будет проходить по линии, пролегающей между ног защитника, а по линии, совпадающей с положением сдвинутой назад ноги защитника (рис. 118в). Таким образом, нужно сделать так, чтобы игрок с мячом двигался в направлении сильной стороны. Если защитник хочет с большой уверенностью хочет заставить игрока противника двигаться в каком-то определенном направлении (стратегически выгодном для защищающейся команды), он должен занять такую позицию, чтобы гипотетическое направление движения противника было в стороне за линией его сдвинутой назад ноги (рис. 118с).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...