Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Размеры поперечного сечения рельса.




3. Размеры поперечного сечения рельса.

 

Основные размеры поперечного сечения рельса приведены на рисунке 1. 2 и в таблице 1. 3. Допускаемые отклонения размеров и формы поперечного сечения рельсов приведены в таблице 1. 4.

 

Рисунок 2. Основные размеры поперечного сечения рельса

1 - головка рельса; 2 - шейка рельса; 3 - подошва рельса

 

Таблица 1. 3

Основные размеры поперечного сечения рельсов

 

Размер поперечного сечения

Обозначение

Значение размера для рельса типа, мм

Р50 Р65 Р65К Р75
Высота рельса Н 152, 0 180, 0 181, 0 192, 0
Высота шейки h 83, 0 105, 0 105, 0 104, 4
Ширина головки b 72, 0 75, 0 75, 0 75, 0
Ширина подошвы B 132, 0 150, 0 150, 0 150, 0
Толщина шейки e 16, 0 18, 0 18, 0 20, 0
Высота пера подошвы m 10, 5 11, 2 11, 2 13, 5

 

Таблица 1. 4

Допускаемые отклонения размеров и формы поперечного сечения рельсов

Наименование показателя

Обозначение

Класс профиля рельса

X Y

Высота рельса, мм:

типа Р50

H

±0, 5 +0, 5 -1, 0
типа Р65, Р75 ±0, 6 +0, 6 -1, 1
типа Р65К - +1, 3 -1, 0

Высота шейки, мм

h ±0, 5 +0, 6

Ширина головки, мм

b ±0, 5 +0, 6 -0, 5

Ширина подошвы, мм

B ±1, 0 +1, 5 -1, 0

Толщина шейки, мм

e

+1, 0
-0, 5

Высота пера подошвы, мм

m

+0, 75
-0, 50

Отклонение формы поверхности катания от номинальной для рельсов, мм:

класса прямолинейности А -

+0, 6
-0, 3

классов прямолинейности В и С -

±0, 6

Несимметричность рельса, мм

-

±1, 2

Выпуклость основания подошвы, мм

- 0, 3 0, 5

Примечание - Нормы по отклонению формы поверхности катания от номинальной не распространяются на рельсы типа Р65К.

 

4. Прямолинейность рельсов.

Отклонения от прямолинейности на заданной базовой длине для рельсов соответствующих классов не должны превышать значений, указанных в таблице 1. 5.

 

Таблица 1. 5

Допускаемые отклонения рельсов от прямолинейности

 

Элемент рельса*

Направление отклонения

Класс А

Класс В

Класс С

d, мм L, м d, мм L, м d, мм L, м

Основная часть рельса

В вертикальной плоскости

0, 30 0, 40 0, 60 1, 5

и

и

   
0, 20 0, 30    
В горизонтальной плоскости 0, 45 1, 5 0, 60 1, 5 0, 80  

Концевая зона рельса

Длина зоны

2 м

1, 5 м

В вертикальной плоскости вверх

0, 40 0, 50 1, 5 0, 70 1, 5

и

       
0, 30        
В вертикальной плоскости вниз

0, 2 мм при 0, 6 м

В горизонтальной плоскости

0, 60 0, 50 1, 5 0, 50 1, 5

и

       
0, 40        

Переходная зона

Длина зоны

2 м

1, 5 м

В вертикальной плоскости 0, 30 0, 40 1, 5 - -
В горизонтальной плоскости 0, 60 0, 40 1, 5 - -

Рельс в целом

В вертикальной плоскости

Для рельсов длиной 25 м и более - кривизна рельса, лежащего на подошве или головке, не более 10 мм

Для рельсов длиной менее 25 м:

Прогиб не более 1/2500 длины рельса

Прогиб не более 1/2200 длины рельса

 

Нормы прямолинейности класса А применяют для рельсов категорий ВС и СС, классов В и С - для рельсов остальных категорий.

 

5. Химический состав рельсов.

Химический состав стали, определяемый по ковшовой пробе, должен соответствовать, указанному в таблице 1. 6.

Таблица 1. 6

Химический состав стали

                   

Марка стали

Массовая доля элементов, %

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадий

Хром

Азот

Фосфор Сера Алюминий

Не более

90ХАФ 0, 83-0, 95 0, 75-1, 25 0, 25-0, 60 0, 08-0, 15 0, 20-0, 60 0, 010-0, 020 0, 020 0, 020 0, 004
76ХАФ 0, 71-0, 82 0, 75-1, 25 0, 25-0, 60 0, 05-0, 15 0, 20-0, 80 0, 010-0, 020 0, 020 0, 020 0, 004
76ХФ 0, 71-0, 82 0, 75-1, 25 0, 25-0, 60 0, 03-0, 15 0, 20-0, 80 - 0, 020 0, 020 0, 004
76ХСФ 0, 71-0, 82 0, 75-1, 25 0, 25-0, 60 0, 05-0, 15 0, 50-1, 25 - 0, 020 0, 020 0, 004
90АФ 0, 83-0, 95 0, 75-1, 25 0, 25-0, 60 0, 08-0, 15 Не более 0, 20 0, 010-0, 020 0, 020 0, 020 0, 004
76АФ 0, 71-0, 82 0, 75-1, 25 0, 25-0, 60 0, 05-0, 15 Не более 0, 20 0, 010-0, 020 0, 020 0, 020 0, 004
76Ф 0, 71-0, 82 0, 75-1, 25 0, 25-0, 60 0, 03-0, 15 Не более 0, 20 - 0, 020 0, 020 0, 004

 

Категории рельсов устанавливаются с учетом марки стали и термической обработки рельсов по таблице 1. 7.

 

Таблица 1. 7

Категории рельсов в зависимости от марки стали и термической

обработки рельсов

 

Марка стали

Категории рельсов по термическому упрочнению

ДТ ОТ НТ
90ХАФ ДТ370ИК - -
90АФ ДТ370ИК ОТ370ИК -
76ХАФ ДТ350НН - -
76АФ ДТ350НН ДТ350НН -
76ХФ ДТ350ВС ДТ350СС ДТ350   НТ300
76ХСФ - - НТ320ВС НТ320
76Ф ДТ350ВС ДТ350СС ДТ350 ДТ350СС ОТ350 НТ260

 

6. Механические свойства.

Механические свойства при испытаниях на растяжение и ударный изгиб должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1. 8.

 

Таблица 1. 8

Механические свойства

 

Категория рельсов Временное сопротивление σ В, Н/мм Предел текучести, σ 0. 2, Н/мм Относительное удлинение, δ, % Относительное сужение, ψ, % Ударная вязкость, KSU, Дж/см
 

не менее

ОТ370ИК 8, 0 20, 0
ДТ370ИК     9, 0 14, 0  
ОТ350 ОТ350НН ОТ350СС 8, 0 25, 0
ДТ350 ДТ350НН ДТ350СС ДТ350ВС 9, 0 25, 0
НТ320 НТ320ВС 9, 0 - -
НТ300 8, 0 - -
НТ260 8, 0 - -

Примечания:
1 Ударную вязкость для рельсов категорий ОТ350НН и ДТ350НН определяют при температуре образцов минус 60 °С, а для рельсов остальных категорий - при комнатной температуре.
2 Ударная вязкость для рельсов категории ДТ350НН из стали марки 76АФ, дифференцированно термоупрочненных с повторного нагрева, должна быть не менее 25 Дж/см

 

7. Твердость поверхности катания рельсов.

Твердость – свойство материала не испытывать пластической деформации вследствие местного контактного воздействия.

Методы определения твердости по последствиям воздействия делятся на разрушающие и неразрушающие.

Принцип действия динамического твердомера

В основу принципа действия твердомера заложен динамический способ контроля твердости. Метод заключается в определении скорости отскока твердосплавного индентора от поверхности контролируемого изделия. Составляющими твердомера являются датчик и электронный блок преобразования сигналов с датчика и обработки результатов измерений. Основными частями датчика являются индентор и электромагнитная катушка. При отскоке индентора от испытуемого изделия в катушке наводится ЭДС, пропорциональная скорости отскока от поверхности изделия. Скорость отскока определяется твердостью изделия. Поскольку скорость отскока индентора является показателем твердости, то существует зависимость между скоростью отскока V и твердостью материала Н:

 

H = f (V)                                                        (1. 1)

 

Электронный блок динамического твердомера осуществляет прием сигнала с датчика прибора, преобразование его в единицы твердости, вывод результатов измерений на дисплей, статистическую обработку и другие функции данного твердомера.

Твердость термоупрочненных рельсов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1. 9. Точки измерения твердости показаны на рисунке 1. 3. Допускаемые отклонения расположения точек: ±1 мм, ±3°.

Таблица 1. 9

Твердость термоупрочненных рельсов

 

Место определения

Твердость рельсов категорий, НВ

  ОТ370ИК ДТ370ИК ОТ350 ОТ350НН ОТ350СС ДТ350 ДТ350НН ДТ350СС ДТ350ВС
На поверхности катания головки (точка 1) 370-409 370-409 352-405 352-405
На глубине 10 мм от поверхности катания головки по вертикальной оси рельса (точка 2), не менее
На глубине 10 мм от поверхности выкружки рельса (точки 3 и 4), не менее        
На глубине 22 мм от поверхности катания головки по вертикальной оси рельса (точка 5), не менее
В шейке (точка 6), не более
В подошве (точки 7 и 8), не более    

 

Твердость нетермоупрочненных рельсов должна составлять, НВ (HBW):

а) на поверхности катания (точка 1 на рисунке 1. 3):

1) от 321 до 363 включ. - для рельсов категорий НТ320 и НТ320ВС;

2) от 301 до 341 включ. - для рельсов категории НТ300;

3) от 262 до 321 включ. - для рельсов категории НТ260;

б) на глубине 10 мм (точка 2 на рисунке 1. 3):

1) от 321 до 363 включительно - для рельсов категорий НТ320 и НТ320ВС.

Разность значений твердости на поверхности катания одного рельса не должна превышать 30 HB (HBW).

 

Рисунок 1. 3 Точки измерения твердости рельсов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...