Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вызывание дождя




Существуют обряды, которые, как уже было сказано, нельзя отнести к обычному кругу семейных и календарных ритуальных действий, например, вызывание дождя. В таких обрядах используют кукол «Русалок», обращение к помощи которых, по народному верованию, способствовало урожаю.

Девушки клали куклу в «гроб», с громкими песнями несли её к реке и бросали в воду. Такие действия производили во время засухи, имея целью вызвать дождь. Со всей очевидностью можно утверждать, что перед нами – чрезвычайно архаичные следы древнего обряда принесения человеческих жертв. Куклы-подобия заменили реального человека чрезвычайно давно, но формы и цели жертвоприношений, даже приобретя внешнюю христиани­зированную окраску, остались прежними.

Заместительная магия кукол

Текстильные обрядовые куклы являются видимыми воплощениями божеств, духов болезней и иных мифологических персонажей. Это также символические двойники реальных людей, вместилища их жизненной силы. Такие куклы выступали в качестве изображений, замещающие человека в ходе ритуалов (в основном родильного и погребального циклов), в чём проявлялся один из основных законов архаического сознания и традиционной магии -закон подобия.

Как мы уже говорили, когда на Русском Севере парень уходил в армию, делали куклу и прикрепляли её к внешней стене избы Если с куклой что-нибудь случалось, в этом видели предвестие несчастья. Возможно, этот древний обряд, параллели которому можно найти во многих русских сказках, первоначально имел цель хранить ещё и «внешнюю» душу в безопасном месте.

В славянской традиции такое дублирование может рассматриваться как «недостаточная операция», так как в символическом смысле два всегда стремится к трём. Например, сербы верят, что если в семье в один год умерло два человека, то должен умереть и третий. Чтобы этого не произошло, в могилу со вторым зарывали куклу или голову заколотого барана, петуха и т. п. Тем самым восстанавливается граница между мирами, нарушенная первой смертью. Куклу или мерку отца подкладывали в гроб самому опасному покойнику, умершему ребёнку как предел продолжения роста. В куклу должна была перейти неизрасходованная жизненная сила ребёнка. Кукла, изначально лишённое жизненной силы существо, создавала своеобразную паузу, пустоту, перекрывающую канал между миром жизни и смерти. Она играла роль изолятора, при помощи которого восстанавливалась граница, нарушенная первой смертью.

У хантов и манси бытовал обычай делать куклы-вместилища душ умерших, которые живут в куклах, пока не возродятся в каком-либо ребёнке. Деревянную куклу одевали и ставили на постели умершего. Во время ритуальной трапезы к ней в первую очередь придвигали кусочки пищи. Кукла считалась противоположностью двойника покойника, который может причинить вред семье умершего. Кукла ведёт борьбу с двойником и охраняет от него юрту.

Славянской параллелью этому обряду в повествовательном фольклоре может служить сказочный сюжет «Василиса Прекрас ная». Мать оставляет дочери куклу, которая как бы замещает её, Кукла – вместилище души матери – помогает Василисе победить Ягу. Здесь кукла «информационно» насыщена, она выступает посредником в диалоге мать – дочь (жизнь смерть). Кормление обеспечивает куклу жизненной силой, необходимой для нормального контакта. После этого кукла обретает способность говорить, давать советы, даже помогать действием.

Представление, что душа человека, заключённая в кукле, должна возродиться в новорождённом, проявилось и в другой русской сказке, «Терёшечка и ведьма»: «Старик со старухой сделали колодочку, завернули в пеленочку, положили в люлечку, и вместо колодочки стал расти сынок Терёшечка... »

Во всех традиционных культурах Тюменской области, как только ребёнок появлялся на свет, повитуха совершала ряд магических обрядов по его защите. Сразу после рождения повитуха ханты подносила новорождённого к горящему очагу, чтобы богиня Анки-Путос взяла его под своё покровительство, приобщая младенца к «своему» огню. Там же в дар богине огня повитуха сжигала куклу, изготовленную из крестообразно скреплённых берёзовых веточек и одетую в красный халат. У юганских хантов одетую куклу сжигали сразу после родов, что символизировало своеобразный обмен - вместо родившегося ребёнка в дар Анки-Пугос посылали эту куклу. По поверьям коми-пермяков в гроб умершему обязательно надо положить семь кукол, иначе он может увлечь за собой в могилу семь человек.

Для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей использовали магический приём, называемый «обман». В южнославянской традиции в этих целях широко применялись основанные на обманных мотивах ритуалы защиты новорождённого в семьях, где «не живут» (т. е. умирают в младенчестве) дети. Для того чтобы злая судьба не унесла ребёнка, её старались обмануть, ввести в заблуждение. Изображали дело так, будто родился не ребёнок, а волчонок или дьяволёнок, что ребёнок не родился, а был найден или куплен (т. е. он – не тот, кого должна забрать смерть), или что ребёнок родился не в этом доме, а в другом, у других родителей. Все эти мотивы получали своё воплощение в обряде: в течение семи дней возле роженицы лежала кукла – запелёнутый валёк для глажки белья, заменяющий и имитирующий ребёнка.

Детские текстильные куклы служили наглядным своеобразным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном мире. Детские игры наделялись магической силой. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: если дети много и усерд­но играют в куклы – будет в семье достаток.

Технология изготовления текстильных
обрядовых кукол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...