Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протестантизм и иудаизм: диалектика взаимных отношений




Грань между христианством и иудаизмом перестала быть непреодоли­мой – как для христиан, так и для иудеев. Кстати, Вернер Зомбарт приводит интересный факт из истории раннего капитализма: многие иудеи, бежавшие с континента на Британские острова, крестились там и стали ярыми пури­танами (разновидность протестантов, отличающихся особым аскетизмом и фанатизмом). А ведь никто их силой не заставлял креститься: в Англии в от­личие от Испании и некоторых других континентальных стран инквизиции не было. По мнению Вячеслава Макарцева, костяк первых поколений проте­стантов в Голландии и Англии составляли не коренные европейцы, а бежав­шие из Испании выкресты и их потомки3.

Пуританизм имел много общего с иудаизмом, что и объясняет простоту перехода иудеев в эту религию (изучение Пятикнижия Моисеева, почитание субботы, ведение службы на иврите, требования принятия конституции на основе Торы и т.п.). Позднее так же легко пуритане переходили в иудаизм. О близости пуританизма и иудаизма свидетельствует политика Оливера

1 Бк Эф Экк ь Сь Ск

2 В Мк К – э х хк Р: http:chrisocnarodrumak_kapitalizm_eto_grehopadeniehtm 3 В Мк ш … Р: http:chrisocnarodru

mak_ne_proshelhtm

Кромвеля, который, как известно, объявлял себя приверженцем пуританизма и при этом особо благоволил иудеям. Именно благодаря его усилиям иудеи получили разрешение свободно селиться на Британских островах и зани­маться ростовщической деятельностью.

О духовной «конвергенции» иудеев и протестантов в Голландии и Ан­глии очень выразительно говорил К. Маркс: «…еврей эмансипировал себя еврейским способом, он эмансипировал себя не только тем, что присвоил себе денежную власть, но и тем, что через него и помимо его деньги стали мировой властью, и практический дух еврейства стал практическим духом христианских народов. Евреи настолько эмансипировали себя, насколько христиане стали евреями»1.

Конечно, на бытовом уровне и в сфере бизнеса отношения между иудея­ми и протестантами были далекими от идиллии. В бизнесе нередко между ними завязывалась борьба не на жизнь, а на смерть за контроль над рын­ками, за захват компаний и активов, за выгодные государственные заказы и т.п. К этому еще добавлялись антиеврейские настроения основателя лю­теранства. М. Лютер на первых порах благоволил евреям и даже надеялся на возможность их обращения в христианство на протестантских принци­пах. Было время, когда он даже осуждал Католическую церковь за гонения на иудеев. Однако, убедившись в тщетности своих попыток перевоспитать иудеев, он стал их всячески поносить: «Они... постоянно искажают и фаль­сифицируют все Писание... Солнце никогда не светило над более кровожад­ным и мстительным народом, чем этот, вообразивший себя Божьим народом, которому было заповедано убивать и поражать язычников... Они исполнены злобы, скупости, зависти, ненависти друг к другу, гордости, ростовщичества, тщеславия и проклятий против нас... Их синагоги или школы следует сжечь... Сровнять с землей и разрушить их дома... Отбирать у них все молитвенни­ки и Талмуды, в которых они учат подобному идолопоклонству, лжи, про­клятию и богохульству... Запретить им ростовщичество и забрать у них все наличные деньги... они обокрали нас и теперь владеют нашим (добром)... Не подобает, чтобы они позволяли нам, проклятым гоям, трудиться в поте лица, тогда как они, святой народ, праздно проводят время у печи, празднуя и ис­пуская газы... Следует вымести этих ленивых негодяев под зад... Если власти неохотно применяют силу и не обуздывают еврейское дьявольское буйство, последние должны... быть выдворены из страны»2. Согласно еврейским ис­точникам, «многие из протестантских представителей принимали полити­ческие рекомендации Лютера. В 1537 г. евреи были изгнаны из Саксонии.

1 К Мк К к К Мк, Ф Эь Сб, 2 Т 1 2 М Лю О х х (к к) П к ь: Дэь Гб Т Хк Р: http:wwwvehinetasionmartin2html

Просьбы вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что они не оправдали его дружелюбного отношения к ним… В Гессене было введено дискриминационное “Уложение о евреях”»1. Современное еврейство записа­ло Лютера в ярые антисемиты.

Гораздо более «толерантным» по отношению к евреям оказался Каль­вин: «…кальвинизм оценивал евреев несколько в ином ключе, чем М. Лютер, утверждая, что, несмотря на отвержение Иисуса, еврейский народ не исчез и определенная его часть примет христианство в будущем»2. Кроме того, Каль­вин призывал своих последователей к «финансовому сотрудничеству» с сы­нами Израиля. Но и в данном случае «финансовое сотрудничество» нередко стихийно перерастало в конкурентную борьбу.

При всех расхождениях в экономических интересах иудеев и протестан­тов роднило самоощущение своей «исключительности» и, соответственно, презрительно­пренебрежительное отношение ко всем остальным. «Проте­стантизм со своей концепцией предопределенности привнес в христианство идею “богоизбранности”, которая до реформации была “прерогативой” иудеев. И этот факт способствует формированию идеи о протестантско­иудейском синтезе, признающем освященную “свыше” исключительность “избранных” (в различных, правда, ипостасях людей)»3. В качестве приме­ра такого «протестантско-иудейского синтеза» можно назвать отношения между кланом Ротшильдов (иудеи) и кланом Рокфеллеров (протестанты). Диапазон отношений между ними крайне широк: от непримиримой кон­куренции – до соглашений о перемирии, от соглашений о перемирии – до пактов о «вечном мире», от пактов о «вечном мире» – до самого тесного сотрудничества в мировой политике4. В сфере бизнеса во второй половине XIX века был найден способ выстраивания «цивилизованных» отношений между иудейскими и протестантскими кланами: картельные соглашения о разделе рынков сбыта и источников сырья, об установлении единых цен, использовании новых технологий и т.п.5 Этот «протестантско­иудейский

1Ек эк эк, ь М Лю Р:

http:wwwelevencoilarticle12537 2 Т А Гб к Р: http:www idmedinarubooksislamic?933

3 Т А Гб к Р: http:www

idmedinarubooksislamic?933 4 Пб шх к Ршь к Ркф: к Х Ск щ ь ю к экк П М: СТОЛЦАПРТ, 2008

5 Д б б э В Л бшю кк ш к (1916) Х к, ь к б ш к к

синтез» в сфере бизнеса своим острием направлен на выдавливание и окон­чательное уничтожение конкурентов, не относящихся к разряду «избран­ных» (т.е. «отверженных»).

Правда, после того как протестантско­иудейские союзы завершали «вы­давливание» из бизнеса «отверженных», борьба между двумя группами «из­бранных» возобновлялась.

Представленная нами картина отношений между протестантами и иу­деями несколько упрощенная. На упомянутый выше «синтез» готовы идти не все протестанты и не все иудеи.

Среди первых такую готовность проявляют лишь крайние протестан­ты. На заре капитализма это были кальвинисты, а сегодня большое количе­ство различных протестантских сект, придерживающихся так называемой «теологии богатства».

Среди вторых – так называемые саддукействующие иудеи. Это иудеи, которые описаны в Новом Завете. Их отличительные особенности: неверие в бессмертие души и загробную жизнь, ярко выраженный материализм и атеизм (при сохранении формального признания Торы и религиозных обы­чаев иудеев), неудержимая страсть к деньгам и богатству. В современном мире основное скопление саддукействующих, иудеев – в Соединенных Штатах Америки. Вячеслав Макарцев обращает внимание на такую инте­ресную деталь американских, или саддукействующих иудеев: «Поскольку саддукеи были материалистами, они с неизбежностью должны были впасть в язычество, что мы и наблюдаем в США. В США находится и универ­сальный неоязыческий храм – Голливуд. Его влияние на духовную сторону человечества в плане насаждения язычества бесспорно. Подавляющее боль­шинство современных голливудских фильмов – мистерии, посвященные низменным страстям и порокам»1.

От «синтеза» воздерживались и воздерживаются со стороны протестан­тизма лютеране и некоторые другие протестантские группы; со стороны иудаизма – фарисействующие иудеи (потомки тех иудеев, которые хорошо описаны в Новом Завете). В современном мире их принято называть ортодок­сальными иудеями. Основная часть современной фарисейской секты сосре­доточена в Израиле. Именно здесь «фарисейство могло возродить умеренный иврит, древние обычаи, принудить значительную часть иудеев скрупулезно соблюдать требования Талмуда»2.

Интересны наблюдения по поводу «протестантско­иудейского синте­за», сделанные исследователем капитализма Вячеславом Макарцевым. Он

1 В Мк ш … Р: http:chrisocnarodru mak_ne_proshelhtm 2 Т

вспоминает последние дни земной жизни Христа, когда Иуда предал свое­го Учителя иудейским начальникам за тридцать сребреников. Иуда пере­шел на сторону тех, кто отвернулся от своего Мессии. В итоге иудейские начальники, а вместе с ними и Иуда перешли на сторону власти тьмы, то есть князя мира сего. Макарцев пишет: «Ситуация повторилась через мно­го веков в глобальном масштабе: отступники от Церкви Христа – край­ние протестанты – образовали с саддукейской сектой нерушимый союз и пошли войной против Христа». Да, крайние протестанты вспоминают имя Христа и на словах даже почитают Его. Но такое «внешнее» почитание можно сравнить с поцелуем Иуды: «Да, крайние протестанты целовали в сердце своем Христа: “Иисус, мы тебя любим”. Ну и что с того, и Иуда по­целовал Христа: “И тотчас, подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его”» (Мф. 26:49).

«Кто­то может возразить: сравнение крайних протестантов с Иудою не совсем корректно. А как по­иному можно назвать тех, что отвергли Таинства, Предание, апостольское преемство, должное почитание Божией Матери, по­читание святых честных икон, Вселенские Соборы и каноны Церкви – все то, что тысячу лет питало Церковь, было ее оградой и опорой? И во имя чего? Чтобы сказать, что успех в жизни, разбухающий капитал – это знак боже­ственного избрания? Так ведь это и есть сребреники Иуды Искариота».

Макарцев считает, что строительство здания капитализма осущест­влялось на вполне паритетной основе – как крайними протестантами, так и саддукействующими иудеями: «Крайние протестанты и саддукеи по­строили новый, невидимый храм – храм мамоны, видимым воплощением которого стала банковская система: все народы Земли пришли поклониться мамоне в этот храм, и принесли ей “славу и честь”. Несомненно, крайних протестантов и саддукеев охватывает восторг, у них захватывает дух от того могущества и славы, что имеются у них»1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...