Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация конфликтов по С.М.Емельянову




Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
     
Сферы проявления конфликтов   Экономические   Идеологические   Социально – бытовые Семейно – бытовые В основе - экономические противоречия   В основе – противоречия во взглядах   В основе – противоречия социальной сферы   В основе – противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряженности последствия Бурные быстропротекающие конфликты   Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вяло текущие конфликты   Слабовыраженные и быстротекущие конфликты В основе - индивидуально-психологические особенности личности, агрессивность и крайняя враждебность сторон   При наличии глубоких противоречий   Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон     Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодических характер
Субъекты взаимодействия Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты   Конфликты «Личность – группа»   Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности     Субъекты конфликта: с одной стороны личность, с другой – группа или микрогруппа   Субъектами конфликты выступают малые группы или микрогруппы
Социальные последствия Конструктивные конфликты   Деструктивные конфликты В основе лежат объективные противоречия. Способствуют развитию социальной системы или организации В основе, как правило, лежат субъективные причины, которые создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы и связей
Предмет конфликта Реалистичный (предметный) конфликт Нереалистичный (беспредметный) конфликт Имеют четкий предмет, он осознан и может быть обозначен вербально   Не имеют предмета или предметом является жизненная духовная ценность для одной или обеих сторон

 

Показанная выше типология также не является исчерпывающей. Изучение конфликта связано с анализом большого количества составляющих, которые также можно обобщить и привести к некоторому порядку. Выделение элементов структуры, динамики и функций конфликтов также позволяет рассматривать конфликтные является как систему, что дает возможность определить пути предотвращения или разрешения конфликта.

В самом общем виде можно выделить следующие методы анализа данных о конфликтах.

1. Статистический анализ – выявление математических закономерностей.

2. Системный анализ – выявление взаимосвязи конфликтных элементов.

3. Исторический анализ – хронологическое рассмотрение конфликтов.

4. Компаративный анализ основан на сравнение и анализе общих и специфических характеристик конфликтных ситуаций.

5. Социометрический анализ – измерение значимых и напряженных отношений в группе или в подразделении.

В настоящее время наиболее популярными являются модульная (комплексная) методика, ситуационный метод и эксперимент.

Смысловая интерпретация данных производится с помощью качественных методов. Наряду с классическими: анализ, синтез, индукция и дедукция и т.д.) появились эмпирические методы, такие как кейс – метод, экспертный опрос, исследование явлений и отношений с помощью фокус – групп.

2. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей в динамичной системе - конфликтной ситуации; эта система целостна и отлична от других явлений социальной жизни.

Структура конфликта описывается с помощью выделения и анализа взаимосвязанных элементов (Емельянов, 2001).

Стороны конфликта – субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно придерживающиеся конфликтующих участников.

Предмет конфликта – то, из – за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предметов конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов и убеждении).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Стороны конфликта или участники могут быть также отнесены к группам (А.Я.Анцупов, С.В.Баклановский).

Основные участники конфликта – это противоборствующие силы, которые непосредственно совершают активные (защитные или наступательные) действия друг против друга.

Группы поддержки - это силы, стоящие за сторонами почти в любом конфликте.

Другие участники могут оказывать случайное или эпизодическое действие (например, подстрекатель, организатор и т.д.).

Также А.Я.Анцупов, С.В.Баклановский дополняют структуру конфликта, рассматривая его информационную модель, микросреду и макросреду.

Информационная модель существует у каждой из сторон. Она определяется восприятием и установками, но в значительной мере зависит от информации, которую получает каждая сторона в виде обратной связи, сбора и анализа данных о конфликтной ситуации.

Макросреда – понятие описывающее не изолированную систему, в а общую социальную ситуацию, связанную с общей обстановкой в обществе, культурой, экономикой и т.д. Микросреда - понятие, описывающее особенности ближайшего окружения, структуры организации или группы.

Итак, структурирование конфликтной ситуации позволяет сформировать четкое представление о происходящем конфликте, также определить неясные моменты и провести анализ неоднозначной информации.

При изучении таких сложных явлений как социальный конфликт необходимо обозначить проблемы, чаще всего возникающие у исследователя. Проблема первая – необходимо четко определить уровень возникновения конфликта, так как он динамичен и многообразен в проявлениях. Традиционное различение сторон конфликта, представленное в виде отдельных личностей или участвующих малых групп, включает характеристики самого человека, как личности, субъекта или члена группы. Его характеристики могут быть отнесены к разным типам конфликтов. Как говорит Н.В. Гришина (с.121, 2000): «…любой конфликт как сложное явление «проживается» на разных «этажах» личности». Так, внутриличностный конфликт проявляется в поведении и отношениях с другими людьми; интерперсональный отражается во внутренних переживаниях, самооценке и притязаниях, приводит к внутреннему диалогу с собой.

Однако взаимосвязанность конфликтов разного типа может проявляться в «движении» конфликта с одного уровня на другой. Например, межличностный конфликт дух членов группы может перерасти во внутригрупповой или межгрупповой конфликт.

Классическим примером взаимосвязанности различных видов конфликтов является перенос внутриличностного конфликта на межличностный уровень, когда субъект конфликта делает «козлом отпущения» кого – то из окружающих. Таким образом, для исследователя встает задача четко определить уровень возникновения конфликта или его тип.

Второй проблемой типологии конфликтов является то, что в психологии связано с идеей «многосубъектности». Начиная со структурного устройства личности у З. Фрейда, у Э.Берна. Идея диалогичности психики в отечественных гуманитарных науках была впервые высказана М.М. Бахтиным: мотивы, желания, потребности и ценности вступают во внутренний диалог.

В современной социальной психологии эта тема раскрывается через множественность ролей социального «Я». Каждая из ролей требует внимания к себе, они меняются местами в зависимости от значимости ситуации и в разные периоды жизни человека. Ломов Б.Ф. называет это взаимодействием субличностей человека.

Любой социальный конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки и мотивы. Достаточно очевидно, что для своего разрешения противоречие должно непременно воплотиться в действиях и в столкновении.

Хасан Б.И. (1996), один из известных отечественных исследователей конфликта, считает, что только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Таким образом, конфликт рассматривается как характеристика взаимодействия.

3. Манипулятивное поведение вызывало интерес мыслителей и исследователей на протяжении всей истории человечества. Мы сталкиваемся с ним в быту и в личных отношениях, во время обучения, на работе, в СМИ и т.д. Сознательно или неосознанно пытаемся справиться с непонятной и некомфортной ситуацией, понять истинные цели партнера по общению. На сегодняшний день манипулятивное поведение широко изучается, но полной картины и единства в понимании манипуляции нет.

В современном гуманитарном познании проблема манипуляции индивидуальным и общественным сознанием и поведением, изучается в двух основных аспектах:

1. Обращение с человеком как с объектом, а не как с субъектом. Нарушение прав человека и его личного пространства.

2. Манипулятивное поведение как одна из причин нарушения взаимопонимания между людьми. Наличие манипулятивной направленности хотя бы у одного из партнеров по общения препятствует взаимопониманию между ними.

Можно привести следующее определение. Манипуляция – психологическое воздействие на другого человека, которое не всегда им осознается и заставляет его действовать в соответствие с целями манипулятора.

Манипуляция может осознаваться субъектом манипуляции, в свою очередь, можно выделить виды осознаваемой манипуляции:

- социально желательная, из лучших побуждений;

- не одобряемая, которая направлена на получение собственной выгоды;

- вынужденная, например, для достижения полезного для всех результата.

Манипулятор, независимо от добродетельного или корыстного мотива, осознает социальную нежелательность своего поведения, в случае «разоблачения» может чувствовать вину, агрессию и т.д..

Неосознаваемая манипуляция проявляется в использовании вранья, обмана и лжи, ранее мы рассматривали их особенности и различия. Вранье принципиально отличается от лжи, как намеренного искажения фактов. Вранье может оказываться внешним проявлением защитных механизмов, таких как стремление защитить внутренний мир и не открывать душу человеку, с которым индивид не чувствует себя безопасно и комфортно.

В гуманитарных науках широко используется понятие макиавеллизм. Идея использования понятия «макиавеллизм» в психологии принадлежит психологам из Колумбийского университета Ричарду Кристи и Флоренс Грейс. Основой понятия послужил образ мыслей Никоколо Макиавелли, изложенный в книге «Государь». Макиавелли считал, что для эффективного управления людьми, правитель может использовать любые средства. Был невысокого мнения о человеческой природе, считал людей плохими и считал, что можно использовать морально предосудительные методы.

В 2000 г. была сделана русскоязычная адаптация методики исследования макиавеллизма личности. Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик, он рассматривается как устойчивая личностная черта и как набор поведенческих стратегий.

Главные психологические составляющие макиавеллизма как черты личности – это убеждение в том, что при общении с другими можно и нужно манипулировать, манипуляция - не только естественный, но и наиболее эффективный способ взаимодействия.

Макиавеллист манипулируем всегда осознанно и исключительно ради собственной выгоды. Не испытывает чувства вины, считает, что манипуляция – нормальный, эффективный способ общения с людьми. Его уверенность в своей правоте оказывает внушающее действие на людей, у них не возникает неприятное ощущение, характерное для жертв манипуляции. Возникает ложное чувство взаимопонимания, так как существует только одностороннее понимание психологии партнера – со стороны макиавеллиста.

Психологи советуют быть внимательными к такому партнеру по общению и определять манипулятора по следующим действиям:

- начинает нарушать границы личного психологического пространства, т.е. пытается приблизиться слишком, либо сильно отдаляется, чтобы разорвать расстояние, необходимое для контакта;

- проявляет повышенную суетливость, периодически подпирает голову, применяет закрытые позы;

- часто отводит глаза, смотрит вдаль, мимо собеседника, или смотрит завораживающе, не отводя глаз;

- в важные моменты потирает ухо, шею, нос, дотрагивается до рта, либо слишком спокоен, даже в острых ситуациях;

- может применять факты из делового опыта собеседника в прошлом, что означает, что он его конкретно изучил, и знает слабые и сильные стороны;

- слишком часто упоминает личную жизнь собеседника - семью, хобби, здоровье, интересы, досуг и т.д.;

- переводит систематически разговор на философские темы, а вместе с тем определяет идеалы, жизненную позицию собеседника и использует это;

- явно льстит, превышает значение сказанных слов и действий;

- периодически вспоминает свой или статус собеседника, намекая, что кто-то или выше, или ниже;

- сводит ситуацию к трагедии, вызывает тревожность, а потом пользуется этим;

- все время использует в разговоре третьих лиц;

- тайно изучает знания и возможности партнера;

- много шутит в разговоре;

- настаивает на своих услугах;

- на вопросы отвечает в основном уклончиво, допустим, вопросом на вопрос, к примеру: «А что бы вы сделали в этой ситуации?» или «А каково ваше мнение об этом?»;

- применяет метод «отзеркаливания», то есть, подстраивается к позам, речи, поведению партнера;

- в ходе разговора старается заняться каким-либо делом, например, крутит в руках ручку, перебирает очки, начинает рисовать;

- его переговорная команда строго распределяет роли. Например, провокатор – примиритель, дотошный – благодушный, злой – добрый и т.д.;

- в нужный момент, используя внезапные вопросы, пытается поменять ход разговора в нужную ему сторону;

- в момент принятия решения торопит патнера;

- время или место для разговора выбрано по его инициативе такое, чтобы было неудобно для другой стороны.

Приведем лишь некоторые виды ощущений, которые дают сигнал о манипулировании.

Дисбаланс между эмоциями, противоречащими друг другу, например, радость и тревожность, гордость и обиду, воодушевление и дискомфорт. В процессе общения с определенными людьми вы чувствуете некоторые повторяющиеся состояния: чувство вины, подавленности, дискомфорт, никчемность, беспричинную благодарность или благодать.

Неадекватность. Вслед за каким-то незначительным замечанием собеседника вы чувствуете приступ гнева или в течение спокойного обсуждения незначительных вопросов появляется необъяснимая тревога. Неадекватность это не только показатель манипуляции, это состояние близкое к стрессу, оно вредно для психики и здоровья человека, поэтому данной реакции уделяется особое значение. Когда вместо досады человек чувствует тоску, вместо недовольства – бешенство, вместо огорчения – отчаяние, это говорит о том, что затронуто чувство социальной значимости человека, самооценка, самоуважение. Следовательно, кто-то манипулирует не только поведением человека, а также его самоощущением себя как личности.

Средство преодоления этих ощущений и состояний универсально, но требует специальных усилий и работы над собой, - это достижение достаточного уровня стрессоустойчивости. Особенности реакции на стрессовые ситуации у различных людей индивидуальны. К внешним факторам, определяющим индивидуальную стрессоустойчивость человека, относят условия жизни, образ жизни, питание. Внутренние факторы стрессоустойчивости - это наследственность, предшествующие болезни, индивидуально-психологические качества, такие как свойства нервной системы, конституция, темперамент. Во многом стрессоустойчивость определяется темпераментом - психодинамическими свойствами индивида. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела и обменом веществ в организме. Далее мы более подробно рассмотрим индивидные особенности и средства совладания с трудными ситуациями.

Одной из наиболее эффективных форм обучения эффективному поведению в конфликтах является тренинг, при котором члены группы устанавливают друг с другом конструктивные отношения по поводу разрешения противоречий с помощью опытного тренера. С нарушениями моделей обычного межличностного взаимодействия и коммуникации появляется возможность для того, чтобы были освоены и приняты новые модели поведения и разрешения трудных ситуаций.

Итак, признавая внутренние когнитивные, мотивационные и иные личностные образования важными движущими силами в процессах межличностного взаимодействия, мы будем более подробно останавливаться на социальных явлениях - конфликтных ситуациях взаимодействия между людьми, большими и малыми группами.

 

Вопросы для подготовки к самостоятельной подготовки.

1. Функции конфликтов. Динамика конфликта. Фазы и циклы.

2. Классификация конфликтов М.Дойча по критерию истинности и ложности или реальности.

3. Типологии манипуляторов Э.Шострома (диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник; активный, пассивный, соревнующийся, безразличный); В.Сатир (обвинитель, угодник, разрушитель, компьютер); Э.Берна (родитель, взрослый, дитя).

4. Понятие о стрессоустойчивости. Виды и характеристики стрессоустойчивости. Средства и пути повышения стрессоустойчивости.

Вопросы для обсуждения.

1. Изобразите графически структуру конфликта.

2. Приведите классификацию причин конфликта.

3. Изобразите графически и опишите структуру внутриличностного конфликта.

4. В чем заключается деструктивная роль социального конфликта?

5. Составьте алгоритм или план для анализа конфликта, связанного с вашей профессиональной деятельностью.

6. Приведите примеры истинного и ложного конфликтоа (по М. ДОйчу).

7. Соотнесите различные типы социальных конфликтов, например, из таблиц 1 и 2, и предложите наиболее полный метод изучения данного конфликта.

8. Какие средства позволяют психологу определять реальные интересы и цели конфликтующих сторон?

9. Дифференцируйте понятие «психологическая защита» и «копинг – стратегия».

10. Каковы последствия использования индивидом психологических защит?

11. Какие средства позволяют исследовать психологические защиты?

12. Пересилите признаки манипуляции в межличностном общении. Какие признаки, по Вашему мнению, отличают деловое общение?

13. Проанализируйте личные ощущения из Вашего личного опыта, возникшие у Вас при попыткам манипулировать Вами.

14. Проанализируйте изученные Вами типологии манипуляторов. Чем вызвано появление различных типологий?

15. Перечислите общие пути повышения стрессоустойчивости. Какие средства используют психологи в работе по повышению стрессоустойчивости?

16. Сформулируйте рекомендации по осознанному совладанию со стрессовой ситуацией, например, в вашей студенческой жизни.

Темы эссе.

1. Особенности социального конфликта в образовательном учреждении.

2. Манипулятивное поведение и его проявления.

3. Стили поведения в конфликте и направленность личности.

4. Ложь и обман: психологическое содержание и признаки.

5. Конструктивная и деструктивная функции конфликта.

6. Индивидуальная стрессоустойчивость и активность личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...