Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Личность и мотивация.




1. Понятие о социальной роли.

2. Жизненные ценности и направленность личности.

3. Механизмы психологической защиты и коппинг – стратегии.

 

1. Любые социальные системы имеют компоненты, но они, в отличие от машин и организмов, не материальны. Роль является абстрактным компонентом социальных систем и определяется ожиданиями относительно поведения человека, выполняющего определенную работу. У каждого человека есть и другие социальные роли – родитель, сын, член команды по футболу и т.д.

Основные характеристики социальной роливыделены американским социологом Толкоттом Парсонсом.К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб ролизависит от диапазона межличностных отношений: чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ полученияроли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Одни роли определяются возрастом и полом человека и не требуют усилий для их приобретения. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека.

Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоциональногопроявления ее субъекта. Ожидания окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации.

Формализация определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивациязависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе ребенка, руководствуются прежде всего, чувством любви и заботы. Руководитель трудится во имя дела, организации и т. д.

Социальный психолог Тамотцу Шибутаниполагал, что упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями.

Обязанность – это то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости от его желания. Обязанности всегда сопровождаются правами. Дисбаланс между правами и обязанностями может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более он приспособлен к жизни. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Развивающаяся личность вносит в исполнение социальной роли индивидуальное своеобразие.

Дмитрий Алексеевич Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: техническийи смысловой. Технический аспект включает восприятие сущности роли через механизм подражания. Смысловой – связан с отношением человека к собственной роли.

У индивида может возникнуть три проблемы усвоения социальной роли:

- проблема трудности усвоения роли;

- проблема неприятия роли;

- проблема нарушения меры в ее усвоении.

Роль может быть средством достижения определенной цели, а может и сама стать целью, конечным результатом, к которому стремится субъект. Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.

Другое понятие, которое также характеризует положение человека в социальной системе – это социальный статус. Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем, то есть понятие «статус» отражает некий абстрактный уровень, занимаемый человеком в данном обществе.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Итак, человек имеет основные, определяющие его жизнедеятельность, и неосновные, влияющие на детали поведения, статусы. Первые существенно отличаются от вторых. За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным - стоит особая социальная группа. Католики, консерваторы, инженеры – это основные статусы, где члены образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы составляют неосновные статусы и образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается и поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних уважают больше других.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при следующих обстоятельствах.

1) индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

2) права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Таким образом, несоответствие занимаемых социальных ролей и статусов является достаточно конфликтогенной ситуацией для отдельного человека, так и для группы, в целом. Как было сказано выше, осознание и целенаправленная деятельность являются средствами решения проблемы, связанной с несоответствием занимаемых ролей и статусов желательным и ожидаемым.

2. Вопрос о ценностях и направленности личности постоянно возникает в связи с определением места человека в любой социальной системе - в отношениях любви и дружбы, в организации, в неформальном объединении и т.д. Вхождение в группу и адаптация человека к группе происходит на основе совпадения ценностных ориентаций (ценностей) и направленности личности и ценностей группы. Если различия принципиальны, то система отторгает человека, так же как и он не испытывает удовлетворенности от взаимодействия с членами данной группы. Вопрос о мотивационной основе деятельности отдельного человека и групп людей важен для заключения о том, как будет осуществляться деятельность и развитие человека. ююбой руководитель, лидер группы, глава команды или семьи должен знать о мотивации членов группы. К мотивационным характеристикам личности относятся ценности и направленность, а также установки, интересы, склонности, убеждения, идеалы, ее притязания и ожидания.

Современные психологи, прослеживая преобразования индивидуальных ценностных ориентаций, связанных с изменениями в обществе, выделяют формы существования и проявления ценностей человека (К.А.Абульханова, Д.А.Леонтьев, В.Е.Клочко, А.В.Петровский и др.). Дмитрий Алексеевич Леонтьев рассматривает понятие «ценность» в единстве и трансформации ее форм существования.

1) Общественные идеалы - это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность выражает коллективного опыта группы или общности в форме идеала.

2) Предметно воплощенные ценности. Общественные идеалы даны нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях и деяниях конкретных людей, в которых ценность находит свое наиболее зримое существование.

3) Личностные ценности. Предметное воплощение ценностей происходит лишь посредством деятельности людей, которые осуществляют эти ценности, будучи ими побуждаемы.

Существуют различные типологии ценностей личности. Мы приведем две классификации, которые наиболее признаны и, на наш взгляд, наиболее полно отражают спектр ценностей отдельного человека.

Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:

1. Терминальные ценности – это убеждения в том, что некая конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В таблице 4 представлены цели - ценности и ценности - средства.

 

Таблица 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...