Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.




4. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. – М., Юристъ, 1996.

5. Бартол К. Психология криминального поведения. —  СПб., 2004.

6. Волков В. Н., Янаев С. И. Юридическая психология. Учебное пособие, — М., 2003.

7. Кудрявцев В. И. , Ратинова Н. А. Криминальная агрессия. — М., 2000.

8. Образцов В. А., Богомолова С. Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие. – М., 2002.

9. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб., 2001

10. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. — М., 2006.

 

Тема 7. Общие психологические закономерности следственной деятельности. Психология осмотра места происшествия и обыска

Вид занятия: семинар.

Время: 2-часа.

Цели занятия:                                                                                       

- сформировать у студентов теоретические подхо­ды к пониманию психологических закономерностей следственной деятельности, а так же психологии осмотра места происшествия и обыска.

 

План семинарского занятия

1. Психологические особенности личности следователя, мотивы, цели его деятельности.

2. Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника. Инсценировка преступления на месте преступления и методы распознавания их следователем, проблема " ошибочных действий".

3. Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций. Психологическая структура деятельности следователя при производстве обыска.

Самостоятельная работа

Темы рефератов и докладов (на выбор)

1. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия.

2. Влияние на способ совершения преступления динамического стереотипа.

3. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника.

4. Психологическая характеристика действий следователя на месте происшествия. Психологические приемы, повышающие качество следственного осмотра.

5. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.

6. Психология обыскиваемого. Учет данных о свойствах его личности, психическом состоянии следователем.

 7. Психологические факторы, влияющие на способы сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого.

Вопросы для размышления и групповой дискуссии

1. В научных публикациях дискутируется вопрос о том, что активное применение следователем приемов психического воздействия может быть проявлением его предвзятого отношения к подозреваемому (обвиняемому), который до приговора суда не должен считаться виновным. Каково Ваше отношение к сути данной дискуссии в контексте правомерности применения следователем различных средств психического воздействия, например, на лиц, противодействующих расследованию?

2. Общеизвестны следующие криминалистические рекомендации: во-первых, «при поиске преступников признаки его личности должны быть «прошкалированы» следователем (оперработником) по их информативной значимости», а, во-вторых, «наиболее редко встречающиеся признаки имеют наибольшую информативность».   

Как Вы считаете, какую роль здесь, наряду с традиционными информационно-статистическими показателями (рост, признаки внешности и т. п. ), могут играть собственно психологические (например, характерологические, индивидуально-стилевые) параметры личности преступника?

 

Вид занятия: практическое.

Время: 2-часа.

 

Цели занятия:                                                                                       

- сформировать у слушателей начальные навыки следственной деятельности;

-развитие у обучающихся таких профессионально-деловых ка­честв, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами и квалификационной характеристикой специалиста-вы­пускника учебного заведения;

- при подготовке к практическому занятию включает: изучение задания и указаний к практическому занятию; прослушивание консультации (по мере необходимости, индивидуально).

 

Вопросы и задания  для размышления и групповой дискуссии

Семейная разборка

— Супруги поссорились, — делился своими впечатлениями следо­ватель с коллегой стажером. — Глава семейства, не мудрствуя лукаво, сбросил свою дражайшую половину с балкона второго этажа. Постра­давшая отделалась царапинами и легким испугом, так как угодила в густые заросли кустарника.

— И как она объясняет случившееся, товарищ майор?

— Они давно не ладили. Сегодня ее муж вернулся с работы «на рогах» и стал к ней приставать. В это время она занималась стиркой и развешивала белье на балконе. Слово за слово, ну ее муж и проде­монстрировал свою физическую силу. Что же касается объяснений нашего Геркулеса, то их почти нет: «Был пьян и ничего не помню, товарищ следователь, может, я и скинул ее вниз — уж больно она на­доела». Да, вот еще. Сосед с первого этажа видел полет нашей птич­ки и помог ей выпорхнуть из кустов. Он неравнодушен к ней, это видно из его слов: «На ней было одно из лучших ее платьев, а когда она поцеловала меня в знак благодарности, то я оказался на седьмом небе и долго хранил на щеке следы ее губной помады».

— Зачем вы мне это все рассказываете, товарищ майор? — удивил­ся стажер. — Муж, не владея собой, столкнул свою жену с балкона... Ну хорошо, она сама спрыгнула, чтобы отправить мужа к нам в «гости», — но ведь это невозможно доказать.

— Итак, мы имеем две версии, объясняющие случившееся, — как бы не слыша последних слов стажера, сказал следователь. — Я думаю, что жена инсценировала это падение.

 

На основании каких наблюдений был сделан такой вывод? Что такое криминалистическая наблюдательность? Что могло свидетельствовать о возможной маскировке действий для введения в заблуждение сотруд­ников милиции?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...