Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Илья Репин. Не ждали. Государственная. Третьяковская галерея, Москва. Третьяковская галерея, Москва. . Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Илья Репин.

Не ждали.

1884—1888 гг.

Государственная

Третьяковская галерея, Москва.

Илья Репин.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1878—1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Илья Репин.

Портрет А. П. Игнатьева. Этюд к картине «Заседание Государственного совета». 1902 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Илья Репин.

Портрет К. П. Победоносцева. Этюд к картине «Заседание Государственного совета». 1903 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Б 1901—1903 гг. Репин создал парад­ную картину «Заседание Государст­венного совета» — огромное полот­но, запечатлевшее около ста членов высшего совещательного органа Рос­сийского государства во главе с им­ператором. Этюды для этой работы, написанные художником с натуры широкими, свободными мазками, — высшее достижение его позднего творчества.

в этой работе — глаза царя, в кото­рых боль, ужас, отчаяние и раскаяние почти перешли в безумие. Историче­ские декорации лишь подчёркивают важность чувств, а также позволяют персонажам Репина открыто выра­жать их.

«Запорожцы... » — картина о поли­тических событиях на Украине XVII в., однако для художника важнее всего было показать смех (чтобы понять сюжет этого полотна, нужно знать: письмо султану было предель­но оскорбительным и чудовищно непристойным). Кажется, здесь изо­бражены все разновидности смеха: от громогласного хохота до сдержан­ного хихиканья, — вся мимика и по­зы смеющихся людей.

Наступил XX в., на смену пере­движникам пришло новое поколе­ние с другими вкусами и интереса­ми. После Октября 1917 г. репинская дача «Пенаты» в Куоккале оказалась на территории отделившейся Фин­ляндии, а сам Репин попал в эмигра­цию. Он прожил ещё долго и писал картины до конца жизни, но его эпоха осталась в прошлом.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

(1848—1916).

Василий Иванович Суриков родился в казачьей семье в Сибири. Он меч­тал о серьёзном обучении живопи­си и в двадцать лет отправился в Петербург. Суриков успешно за­кончил Академию художеств, и ему предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Здесь, в Москве, была задумана и создана первая из знаменитых исто­рических картин Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ). Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, которые борются за ста­рую, патриархальную Русь, и Пётр со своими регулярными полками, строящий новую Россию по евро­пейскому образцу.

На Красной площади — стрель­цы, ожидающие смерти, их жёны, матери, дети. Толпа волнуется, дви­жется; кажется, что она звучит. Пёстрые купола храма Василия Бла­женного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды

Василий Суриков.

Утро стрелецкой казни. 1881 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Куоккала — ныне посё­лок Репино в Ленинградской области.

**Стрельцы — в Русском государстве XVI — начала XVIII вв. служилые люди, со­ставлявшие постоянное вой­ско. Изначально они набира­лись из свободных горожан и крестьян, затем их служба стала пожизненной и на­следственной. Стрельцы жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. В 1698 г. они взбунтовались против царя Петра I и его преобразований.

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

(1842—1904)

Василий Васильевич Верещагин проис­ходил из старинного дворянского рода. Он закончил петербургский Морской кадетский корпус, но отказался от во­енной карьеры, чтобы стать художни­ком-профессионалом. Два года Вереща­гин учился в Академии художеств, потом, разочаровавшись в ней, оставил обучение.

С 1863 г. Верещагин много путешест­вовал. Он побывал на Кавказе, в Сред­ней Азии, Индии, на Балканах, в Сирии, Палестине, Японии. Рисунки и картины художника — точные, почти докумен­тальные свидетельства о природе далё­ких земель, о нравах и обычаях разных народов, об архитектурных памятниках и исторических событиях («Двери Тамерлана», 1872—1873 гг.; «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—1876 гг. ).

Однако в историю русской живопи­си Верещагин вошёл прежде всего как художник-баталист (от франц. bataille — «битва», «сражение»). До него сражения изображали главным образом по госу­дарственному заказу и в соответствии с официальной идеологией. А Верещагин стал писать живописные очерки, расска­зывавшие простым языком об эпизодах, которые, быть может, не решали исход сражений, но давали понять, что такое война в её неприукрашенном виде.

На картине «Представляют трофеи» из серии «Варвары» (1871—1872 гг. ) изображена часть Самаркандского двор­ца — колоннада, внутренний дворик; в глубине эмир (от арабск. «амир» — «по­велитель»; в странах мусульманского Востока правитель, глава государства,

военачальник) разглядывает груду по­черневших отрубленных голов; за ним следует группа приближённых. Совре­менному зрителю это произведение ка­жется кадром из документального филь­ма или удачной фотографией: так скрупулёзно и бесстрастно выписаны архитектурные подробности и одежды персонажей.

Завершает эту серию знаменитый «Апофеоз войны». Среди выжженной пустыни возвышается пирамида из че­ловеческих черепов. Над ней кружит вороньё. На заднем плане — разру­шенный город, засохшие деревья. Кар­тину можно считать исторической: та­кие устрашающие пирамиды сооружал в знак своего могущества среднеазиат­ский полководец Тимур (Тамерлан). Однако Верещагин вложил в неё более общий смысл, добавив к названию:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...