Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василий Верещагин. Двери Тамерлана. 1872—1873 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Василий Верещагин. Двери Тамерлана. 1872—1873 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Верещагин. Представляют трофеи. Из серии «Варвары». 1871—1872 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Посвящается всем великим завоева­телям, прошлым, настоящим и будущим».

Главные произведения художника рассказывают о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.

Об отношении Верещагина к войне ярко свидетельствует полотно, которое изображает радость победы, — «Шип­ка — Шейново. Скобелев под Шипкой»

(1878—1879 гг. ). Вдоль огромного строя солдат, кажущегося бесконечным, стре­мительно скачут всадники. Впереди на белом коне генерал Михаил Дмитрие­вич Скобелев, герой решающего сраже­ния у деревни Шейново недалеко от Шипкинского перевала в горах Болга­рии. Он приветственно поднял руку, над строем взметнулись солдатские фу­ражки. А на переднем плане снежное

поле и неубранные трупы солдат. Вере­щагин говорил: «Передо мной как перед художником — война, и я её бью, сколько у меня есть сил... бью её с раз­маха и без пощады».

В начале русско-японской войны (1904—1905 гг. ) Верещагин отправился на Дальний Восток. В марте 1904 г. он погиб на взорванном вражеской миной броненосце «Петропавловск».

Василий Верещагин.

Апофеоз войны. Из серии «Варвары». 1871—1872 гг.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Верещагин.

Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878—1879 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

напоминают о яркой древнерус­ской культуре. Всё это позволяет прочувствовать совершающееся как народную, национальную трагедию. Яростно и непримиримо смотрят друг на друга стрелец с рыжей бо­родой и молодой царь. На пересече­нии их взглядов возвышается скло­нённая фигура стрельца, который прощается с народом. Победа на стороне самодержца: трепетным огонькам свеч в руках стрельцов противопоставлен свет наступаю­щего утра, как пестроте Василия Блаженного — гладкие кремлёвские стены с однообразными зубцами и ряды виселиц, а многоликой тол­пе — уверенный и неподвижный Пётр на коне и шеренги солдат.

Картина, показанная на девятой выставке передвижников, произвела огромное впечатление. Ничего по­добного русская живопись до Су­рикова не знала. Художник впервые передал сущность целой эпохи, бур­ной и сложной.

Следующее историческое полот­но, «Меншиков в Берёзове» (1883 г. ),

связано с первым: его тема — паде­ние в XVIII в. последнего яркого представителя Петровской эпохи.

На третьей, может быть самой знаменитой исторической картине Сурикова, «Боярыня Морозова» (1887 г. ), изображён пролог к траги­ческим событиям Петровской эпо­хи, разыгравшийся ещё при отце Петра, царе Алексее Михайловиче. Феодосия Прокопиевна Морозова (1632—1б75) была защитницей ста­рообрядчества. В 1671 г. её аресто­вали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла в заточении.

Суриков долго обдумывал компо­зицию картины. На первом эскизе опальную боярыню в оковах везут мимо царских палат по кремлёв­скому двору. Вокруг толпится народ, но она смотрит поверх голов на кого-то в здании или на крыльце, возможно на царя. За первым эс­кизом последовало множество дру­гих, действие из Кремля было пе­ренесено на московскую улицу, и в окончательном варианте сани

Василий Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...