Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство западной Европы. Архитектура. Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 Г. Вена. . Йозеф ольбрих. Здание Сецессиона. 1898 Г. Вена.




ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура рубежа XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зод­чества. Само название стиля архитектуры этого периода — модерн — сви­детельствует о признании за ней принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна — в окон­чательном преодолении влияния античного ордера, в виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерье­ров зданий.

Модерн нашёл себе почву практически во всех странах Европы и эхом отозвался в Америке. Источником вдохновения служила вся история архи­тектуры от древних архаических сооружений до японских домов. Но не только она. Архитекторов воодушевляло практически всё, что было со­здано природой: растения, раковины моллюсков, чешуя рыб, игра потоков воды, плетение прядей женских волос. Почему так расширился круг исполь­зуемых образцов? Ответ заключается в сущности творческого метода ар­хитекторов модерна, для которых главным стал принцип импровизации на выбранную тему. Поэтому столь разнообразны сооружения рубежа XIX— XX вв., столь несхожи манеры отдельных зодчих и противоречивы их вы­сказывания. Практически в каждой стране были мастера, работавшие в раз­ных вариантах стиля.

В Бельгии наиболее заметными архи­текторами стиля модерн были Вик­тор Орта и Анри ван де Велде. Во Франции Эктор Гимар под влиянием творчества Орта применил орна­ментальные металлические конст­рукции в строительстве павильонов Парижского метрополитена, а Опост Перре (1874—1954) и Тони Гарнье (1869—1948) продолжили опыты инженера-строителя Гюстава Эйфе­ля в области эстетического осмыс­ления сугубо практических соору­жений.

Австрийская школа модерна прежде всего связана с деятельно­стью Отто Вагнера (1841 — 1918) и его ученика Йозефа Марии Ольбриха (1867—1908) — автора выставоч­ного зала венского Сецессиона. Од­новременно с ними в Вене работал один из наиболее передовых архи­текторов начала века — Адольф Лоос (1870-1933).

В Германии поисками нового архитектурного стиля занимались различные творческие объедине­ния. Одним из самых известных стал Сецессион в Мюнхене, образо­ванный в 1892 г. Наиболее яркий его представитель — Август Эндель (1871—1925).

Другим центром была Дармштадтская колония художников, ос­нованная в 1899 г. Большая часть её сооружений была построена по про­ектам Ольбриха в суровом, лишён­ном декора стиле. Рядом с Дрезде­ном архитектор Генрих Тессенов (1876—1956) возвёл для художест­венных мастерских «город-сад» Хеллерау, показав возможности архи­тектурной импровизации на тему классицизма.

На Британских островах круп­нейшим мастером модерна был шот­ландский архитектор и художник Чарлз Ренни Макинтош (1868—

*Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») — сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и го­ризонтальных несомых час­тей (антаблемента) архитек­турной конструкции, их строение и художественное оформление.

400-401

Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. 1899 г. Вена.

Йозеф Ольбрих. Здание Сецессиона. 1898 г. Вена.

Автор здания, австрийский архитектор Йозеф Ольбрих, был одним из основателей венского Сецессиона. Выполненное в духе идей этого объе­динения, сооружение отличается ясностью композиции, компактностью объёма и богатством декора. Его крыша украшена огромным золочёным ажурным шаром, напоминающим о купольных зданиях времён классицизма.

Отто Вагнер мечтал создать новый архитектурный стиль. Этот стиль, по его мнению, для того чтобы стать «подлинным представителем нас самих и нашего времени, должен будет привести к чётко выраженной в наших произведениях смене прежних понятий и представлений, к почти полному крушению романтизма, к почти всё подчиняющему себе разуму». Он полагал, что «архитектор должен развивать художественные формы только из конструкций».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...