Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления в арттерапии




1. Динамически ориентированная арттерапия (из психоанализа) основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапию.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

2. Гештальториентированная арттерапия. Цели коррекции:

· Излечение или восстановление адекватной «Я-функции»

· Помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов

· Пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Приемы арттерапии: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

 

Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами:

1. Клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. Получается дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

2. Неструктурированное занятие: клиент сам выбирает тему, материал, инструменты. В конце занятия – обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

 

Важнейший принцип арттерапии: одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, т.к. в этом возрасте символическая деятельность только формируется, а дети осваивают материал и способы изображения.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяют следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено системой побуждений, центральными из которых являются:

· Стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме

· Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе

· Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности

· Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Применение арттерапевтических методик позволяет получить следующие позитивные результаты:

1. эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы

2. облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов

3. возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит

4. благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции (т.к. изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения цели)

5. дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

 

Музыкотерапия (Л.С. Брусиловский, В.Ю. Завьялова, К. Швабе)

Это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Предусматривается как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнительное музыкальное сопровождение других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

2 независимых друг от друга течения музыкотерапии:

1. Американская школа имеет эмпирико-клиническую ориентацию (описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки). 2 стороны лечебного воздействия: стимулирующая и седативная. Сторонники психоанализа: музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии.

2. Шведская школа ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, т.к. музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер сформулировала изопринцип музыкотерапии: при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. Т.е. при депрессии показана тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.

Влияние музыки на различные системы человека: восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация.

Мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если в музыкальном произведении нет единого четко выраженного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди со средней музыкальной культурой.

Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

 

Основные направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы

4. Повышение эстетических потребностей

Психологические механизмы коррекционного воздействия:

· Катарсис – эмоциональная разрядка, регулирование эмоциональных состояний

· Облегчение осознания собственных переживаний

· Конфронтация с жизненными проблемами

· Повышение социальной активности

· Приобретение новых средств эмоциональной экспрессии

· Облегчение формирования новых отношений и установок

В зависимости от активности клиента. Степени его участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может осуществляться в двух формах:

1. Активная музыкотерапия представляет собой коррекционо-направленную, активную музыкальную деятельность (воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных произведений). Может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.

Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по заявкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, которые они хотели бы услышать. Заявка может быть исполнена сразу или на последующих встречах.

Формы активной музыкотерапии отвечают задачам организующего воздействия, отвлечения от тяжелых переживаний путем эстетического удовольствия, а также задачам тренировки некоторых психических функций (памяти, внимания и т.д.).

2. Рецептивная (пассивная) музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. Формы:

А) Коммуникативная – совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия, наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

Б) Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

В) Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения.

Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

Чаще используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии 3 произведения или более-=менее законченных отрывка по 5-10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

 

При групповой психотерапии используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов (колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр.). Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционных эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Программа прослушивания создается с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеансах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыки является симптоматическим.

 

Групповая вокалотерапия, пение – метод активной музыкотерапии. Преимущество – сочетание внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и всего организма) с ориентацией на группу. Численность 15-20 человек, длительность занятия - 45 мин. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы – замкнутый круг, руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми. Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам (воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движением рук и всего тела и т.д.) с сохранением анонимности, создающей предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Когда достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, тот или иной порядок голосов, выдвинуть запевалу. Путем активного участия в построении занятия клиенты побуждаются к выходу из состояния анонимности. Психолог, если он сам не музыкант работает совместно с музыкантом, которому дает необходимые разъяснения и указания.

Применение музыкотерапии в детском возрасте. (К. Швабе, Р.О. Бенензон, У. Грюс, Г. Грюс, З. Мюллер,). Ю. Брюкнер, И. Медераке, К. Ульбрих: одна из методик, заключающихся в обучении детей школьного возраста распознаванию эмоций. Состоит из 4 музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

1 урок. Дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой («карты настроения»): радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются.

На следующих трех уроках дети учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений (веселый – грустный, бодрый – усталый, довольный – сердитый и пр.).

 

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощь чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности: измененные – для их нормализации, нормальные – для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Этапы методики библиотерапии.

1. Самоподготовка психокорректора (Составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специальное ознакомление с книгами с коррекционной точки зрения. Составить для себя краткие аннотации с выписками на отдельные разделы, главы, книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке, чтобы клиенты легко могли найти эту книгу при отсутствии ее в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента).

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров (Во время очередной беседы с клиентом ему задается ряд вопросов. «Назовите 5 ваших любимых книг»; «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление? Почему?»; «Какие оказали на вас наибольшее влияние?»; «Какие авторы, по вашему мнению, наиболее на вас похожи?»; «Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?»)

3. Составление списка литературы, большого и малого.

4. Выработка системы чтения (Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Принципы отбора книг: степень доступности изложения, т.е. степень сложности предлагаемой книги; герой книги должен быть клиенту «по плечу»; максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент)

 

В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник. Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений, основанных на восприятии как активной пристрастной деятельности и может быть использован в диагностических целях для объективной оценки процесса и эффективности коррекции.

В случае использования библиотерапии как основного метода предполагается система чтения с определенной последовательностью, тематикой, отработкой прочтенного. Больше внимания обращается на биографическую, мировоззренческую, специальную литературу.

Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частичных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях и т.д.

При групповой форме библиотерапии кроме требований, которые учитываются при создании любой психокоррекционной группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Группа из 5-8 человек, произведения небольшие по объему читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению.

Психокоррекционные процессы при библиотерапии можно разделить на:

1. Неспецифические процессы характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на личность и на конкретные изменения в целом, преимущественно через всю личность. Это успокоение; удовольствие, радость; чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой; достаточно общая психическая активность.

Используется в качестве дополнения к другим методам. Для большей эффективности воздействия клиентам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы, писать резюме «к улучшенным» вариантам книг или глав. В зависимости от проблемы клиента психолог рекомендует либо строго определенный набор, книг либо только ограничивает и обращает внимание клиента на определенную область литературы.

2. Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специальной направленностью на личность или на какой-то психический процесс: конкретные чувства, деятельность, мышление. Они более просты. Конкретны и легче регулируются. Это:

· Контроль над психическими процессами путем усиления их повторением, воспроизведением деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями, эмоциями, может изменить воздействие на личность как при обычных, так и при сильных переживаниях. Контроль можно разделить на несколько степеней:

= понимание своего положения, воздействие на него гетеро- и аутопсихогенных факторов

= понимание роли собственной личности в развитии своего состояния

= осознание своих истинных отношений к жизненным важнейшим проблемам

литература дает возможность основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.

· Эмоциональная проработка помогает человеку прояснить личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции со стороны психолога. Это позволяет клиенту научиться более оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или измененных эмоциональных реакций.

· Тренировка. Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведениями) поведение, учитывая свои особенности (недостаточный опыт, застенчивость и т.п.), клиент получает знания лоб альтернативных способах переживания. Об иных возможных формах поведения. При этом его никто не осуждает, он избегает оценочного подхода.

· Разрешение конфликта. Это своеобразный синтез контроля, эмоциональной проработки и умений, полученных в результате тренировки в применении к конкретной жизненной ситуации.

Этот вид библиотерапии отличается большей интенсивностью, более активным руководством со стороны психолога. Психолог составляет список литературы, наиболее актуальной для клиента, в соответствии с его проблемами, трудностями, целями, личностными особенностями. Клиент перед чтением получает инструкцию: что из предложенного списка требует его внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо будет сравнить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике. После того, как клиент прочтет книгу, проводится беседа: «Что особенно интересно было узнать?»; «Какую пользу он из этого извлек?»; «Что вызвало сомнение, опасение?»; «Что осталось неясным?»; «Как он относится к отдельным персонажам?»

 

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии

· Специальная литература по медицине, психологии, психотерапии, педагогике и т.д. способна дать знания, которые особенно важны клиенту для стимуляции процессов успокоения, контроля и т.д. Основная задача – дать достаточные для правильной оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о себе, ориентировать в процессе преодоления имеющихся нарушений, стимулировать общую активность клиента и т.д.

· Научно-популярная литература выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее подготовленных читателей, для людей с не очень высоким культурно-образовательным уровнем. Цель – дать наиболее общие представления о сложных областях знания по тем проблемам, которые представляют клиенты.

· Философская литература призвана помочь клиенту получить более цельное, разностороннее представление о себе, о других, о мире в целом. Понять неизбежность разницы определенного конфликта между внешним реальным миром и внутренними субъективным; между тем, что может быть, должно быть, и тем, что есть.

· Биографическая и автобиографическая литература помогает быстрее и лучше понять себя, используя метод идентификации. Наиболее эффективны краткие яркие биографии объемом 50-70 страниц.

· Классическая литература. Рекомендуется пользоваться небольшими произведениями, избегая наиболее популярные, поскольку с ними связаны определенные ассоциации, трудности, которые приходится преодолевать.

· Юмористическая и сатирическая литература учит клиента более широкому и объективному взгляду на жизнь. Суть юмора – обнаружение смешных сторон в любых явлениях и преображение их. Юмор позволяет клиенту более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера, учит техникам общения, дает возможность укреплять уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции, дефицит которых является очень актуальным, и т.д.

· Афористическая литература легко усваивается, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику. Клиент, читая такую литературу, привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, знакомится с жемчужинами человеческой мысли.

· Фольклор, сказочная литература. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Используется в специфической работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями, в женской терапии и т.д.

· Научно-фантастическая литература, доводя до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, стимулирует активность и воображение клиента.

· Детективы и приключенческая литература побуждает читателя к риску, аналитическому мышлению, находчивости, позволяет выключить его из реальной ситуации и включить в фантастическую, где клиент испытывает особое чувство защищенности. Большое внимание уделяется негативным чувствам, тренировке интуиции.

· Драматургия. Пьеса может научить клиента диалогу, правилам общения, особенно тех, кто испытывает проблему в личном общении. Пьеса оставляет клиенту больше свободы для творчества, самостоятельности, развития воображения.

· Педагогическая литература применяется для коррекции формирования различных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношениях с людьми младше их в поколении.

· Юридическая литература дает возможность клиенту разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как собственного, так и окружающих, оценить степень девиантности поведения.

· Узкопрофессиональная литература может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации

· Случайная литература. В процессе диагностики выявляются книги, которые произвели на клиента особое впечатление по тем или иным причинам. Такие книги являются особо диагностичными. Клиент, анализируя с психологом причины их высокого воздействия, может прийти к осознанию собственных проблем.

 

Танцевальная терапия

Применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Возникла как вспомогательный метод физической, психической реабилитации ветеранов, вернувшихся со второй мировой войны.

Основная задача групп танцевальной терапии – осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развитию подвижности и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка – движения отражают черты личности.

Направлена на решение следующих задач:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела.

3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.

4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Танец имеет экспрессивность, позволяющую высвободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения.

5. Создание «магического кольца» - замкнутый устойчивый комплекс, образованный на бессознательном уровне из всех компонентов приобретенного участниками в группе опыта.

6. Повышение двигательной активности

7. Коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического общения

8. Получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самосознания

9. Раскрепощение пациента, поиск аутентичных путей развития

 

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

 

Стадия занятия в рамках танцевальной терапии:

1. Разминка (несколько миную занятия), помогающая каждому участнику подготовить свое тело к работе. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установка контактов) аспекты.

2. Разработка общегрупповой темы. Например. Разрабатывается тема встреч и расставаний. На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела.

3. На заключительной стадии тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движений частников, либо сам их повторяет.

Для диагностического анализа движений и помощи членам группы в расширении их двигательного репертуара часто используется «система анализа формы усилий» Р.Лобан. В «Системе усилий», по Лобану, динамика движений описана 4 параметрами:

1. Пространство (может быть прямым и многофокусным)

2. Сила (мощная и легкая)

3. Время (быстрое и плавное)

4. Течение (свободное и ограниченное)

Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют 8 базовых усилий, предпринимаемых при совершении движений. Например, усилие удара является быстрым, мощным и прямым, а усилие давления является плавным, мощным и прямым.

Руководитель группы может быть: партером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение. Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.

Обычная продолжительность занятий – 40-50 мин., занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы 5-12 человек.

Вопрос о характере музыкального сопровождения – дискуссионный (народные, танцевальные или собственные импровизации). Лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.

Может использоваться в качестве вспомогательного или самостоятельного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях. При коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде.

 

Проективный рисунок

Рисование – творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свои собственные мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из них, но и связывает их между собой.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка – выявление и осознание трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Некоторыми авторами рассматривается как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков могут касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем; подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Обычно тема рисования охватывает: собственное прошлое и настоящее; будущее или абстрактные понятия; отношения в группе.

Методики проективного рисунка (классификация С.Кратохвила):

1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). На рисование отводится 30 мин. Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение проходит в группе. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунков.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. Затем обсуждение процесса рисования. Обсуждаются не художественные достоинства, а те мысли. Чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.п.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляет, и т.п.

 

Обсуждение членами группы авторского рисунка начинается с рассказа членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

2 способа работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительно содержания.

2. Разбор каждого рисунка индивидуально (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...