Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.




Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие фун кции:

· эмпатическое принятие ребенка

· создание психологической атмосферы и психологической безопасности

· эмоциональная поддержка ребенка

· постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком

· тематическое структурирование задачи

· помощь в поиске формы выражения темы

· отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Формы реализации функций психолога:

1. Директивная форма: прямая постановка задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

2. Недирективная форма: ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы, в то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости – техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка.

 

Типы заданий в рисуночной практике:

1. Предметно-тематические – рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми («Моя семья», «Я в школе», «Мой мир»)

2. Образно-символические – изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображение ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.п.

3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции направлены на структурирование неоформленного множества стимульных раздражителей. В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.п.). В основе этих упражнений принцип проекции.

4. Игры и упражнения с изобразительным материалом предполагают экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Эффект упражнений заключается в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшении эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности (рисование пальцами, манипулирование пластилином, экспериментирование с цветом, наложение цветовых пятен друг на друга и т.п.).

5. Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Направлен на решение проблем оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, на оптимизацию детско-родительских отношений. Задания могут быть предложены на литературном вербальном материале.

 

Е.Крамер в соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности выделяет типы изображений значимые для рисуночной терапии (поэтому необходимо отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают степень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой):

1. Каракули (начальная стадия детского рисования, ранний возраст)– бесформенные, хаотические линии, примитивные, незавершенные формы. Могут быть расценены, с одной стороны, как признаки задержки умственного развития, с другой – как индикаторы переживаемого ребенком чувства одиночества, свидетельства негативизма ребенка по отношению к окружающему миру или проявление гиперактивности.

2. Схемы и полусхемы – конвенциональные стереотипные изображения

3. Пиктограммы – схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. Требуют для своего понимания объяснений и интерпретации рисунка самим автора

4. Художественные образы, обладающие эстетической ценностью, опредмечивающие аффекты в форме, понятной зрителю без дополнительных разъяснений автора. Наиболее благоприятны для решения коррекционных задач.

 

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

· Уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные ребенком ранее (дома, в детском саду, школе и т.д.)

· Особенности самого процесса рисования (выбор темы, сохранение ее на протяжении процесса рисования или ее трансформация; последовательность выполнения отдельных частей рисунка; спонтанные речевые высказывания; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования и т.д.)

· Динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса. Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одного или нескольких занятий становится активной ориентировкой и исследованием конфликтной аффектогенной ситуации, т.е. представляет значительный шаг вперед.

Е.Крамер: 5 способов использования ребенком художественного материала:

1. Манипуляции с целью исследования физических свойств материала

2. Деструктивное поведение, потери ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, ломает карандаши, разбрызгивает краску и т.д.)

3. Стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий

4. Рисование графических пиктограмм

5. Создание графических образов в полной мере реализующих потребность ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими людьми

Последовательность использования перечисленных художественных материалов отражает последовательность позитивного развития коррекционной работы в случае ее успешности. Необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности.

 

Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисунка

1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании

2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования

3. Поиск адекватной формы выражения

4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация

5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме

 

Сочинение историй

Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств клиента, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиента, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве. Может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Используя групповую форму работы, психолог должен учитывать готовность клиента чем-то искренне творчески поделиться в группе. Литературное сочинение координирует, дисциплинирует ум и руку; воображение используется клиентом в позитивной форме, а не в виде грез и фантазий. Написанное сочинение рассматривается в одном ряду с сочинениями других клиентов, в результате чего происходит обогащение.

· Изложение даже простых переживаний автора есть осязаемое произведение, отличающее автора от других

· Совместная работа над сочинением обогащает, усиливает чувство удовлетворения

· Описывание в сочинении семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает клиенту стать более непринужденным в отношении к внешнему миру, противостоять условностям

· Творческо-литературное дело выявляет реакции клиента на реальные и фантастические события на фоне реакций группы в целом.

· Члены группы оцениваются другими клиентами как думающие и творческие люди

Процесс написания рассказов, сочинений, дневниковых записей способствует освобождению от многих переживаний, осознанию внутреннего конфликта клиента.

Р.М.Спиртцингер предложил метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка дома и в школе. Сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего Я, осознать свой гнев и выразить его без опаски.

Каждую историю начинает со слов: «Однажды…», «Давным-давно…», «Когда-то…» Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, которое помогает психологу выделить наиболее важные аспекты истории.

Метод «общего сочинения историй» можно использовать на групповых занятиях с детьми. Тогда один ребенок предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию рассказа, четвертый – развязку. После того, как рассказ составлен дети обсуждают его, и взрослые предлагают им альтернативные способы разрешения конфликта, более здоровые в социальном плане.

 

Сказкотерапия (Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич-Евстигнеева и др.)

Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращают одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Коррекционные функции сказок: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

 

Возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены

2. Рисование по мотивам сказок.

3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категории «хорошо – плохо»

4. Проигрывание эпизодов сказки дает возможность почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции

5. Использование сказки как притчи- нравоучения (подсказка варианта решения ситуации)

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)

Сказки делятся на:

1. Традиционные (народные):

· Бытовые («Лиса и журавль»)

· Сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца)

· Сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму

· Притчи (истории о мудрых людях или о значительных ситуациях)

· Сказки о животных

· Мифологические сюжеты (в том числе истории про героев)

· Волшебные сказки, сказки с превращениями («Крошечка-хаврошечка»)

2. Авторские

 

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития ребенка заключается в следующем:

1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказок логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире

2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказках встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказки.

4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции» - процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок (для детей от 5 лет, подростков, взрослых). Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

2. Рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Способности к децентрированию. Процедура: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица (или других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке)

3. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.п. Это – важный диагностический материал. Этим клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по какой-то причине не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок.

Куклотерапия (Ф.Зимбардо, И.Г.Выгодская, А.И.Захаров, А.Спиваковская)

Метод, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Основной прием коррекционного воздействия – кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Куклотерапия используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение нарастает и. Достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.п.) и снятием нервно-психического напряжения.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Этапы процесса куклотерапии:

1. Изготовление кукол (тоже коррекционный процесс. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными, у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение)

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний

Варианты кукол, используемых в куклотерапии:

· Куклы-марионетки (принцип изготовления предложен Вальдорфской школой) состоят из головы и платья с вшитыми рукавами, очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая – руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет фантазировать – в каком настроении находится герой куклы). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявить. Ребенок ощущает ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

· Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант – мячики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи.

· Теневые фигуры используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Используются для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Реализуя страх в виде куклы. Ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей куклой-страхом все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

· Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки создается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Т.обр., ребенок имитирует движения куклы вместе с собственными движениями.

· Плоскостные куклы представляют собой модель куклы, вырезанной из картона или тонкой фанеры. Как правило руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и являются свободнодвигающимися. Такие куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа Я. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

· Перчаточные куклы используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображения сказок

· Объемные куклы используются для проигрывания ролевых игр, это обычно игрушки в рост человека.

Типы вождения кукол:

· Снаружи – ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами

· Сверху – работа к куклами-марионетками

· Изнутри – ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами

· Снизу – управление колпачковыми и перчаточными куклами

 

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Т.обр., он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

 

ПСИХОГИМНАСТИКА

Метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, т.к. позволяет обращать внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.

Термин «психогимнастика» может иметь:

1. Узкое значение: психогимнастика – игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Направлена на решение задач групповой психокоррекции (установление контакта, снятие напряжения, отработка обратных связей и т.д.)

2. Широкий смысл: психогимнастика – курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента.

Включает в себя 3 части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами:

1. Подготовительная часть

Задачи:

· Уменьшение напряжения участников группы

· Снятие страхов и запретов

· Развитие внимания

· Развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других людей

· Сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы

· Формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов, понимать невербальное поведение других людей.

Как правило, подготовительная часть начинается с упражнений, направленных на развитие внимания (например, гимнастика с запаздывание, передача ритма по кругу, передача движения по кругу, зеркало).

Также используются упражнения на снятие напряжения (состоят из простейших движений, например, «Я иду по воде», «Я иду по горячему песку», «Возвращаюсь с работы», «Третий лишний»); на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, на развитие сотрудничества и взаимопомощи (разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком; передать чувство по кругу; успокоить обиженного человека).

Используются упражнения, связанные с тренировкой понимания невербального поведения других и развитием способности выражения своих чувств и мыслей с помощью невербального поведения (договориться о чем-нибудь с другим человеком с помощью только жестов; изобразить то или иное состояние или чувство; изобразить психологические особенности свои или другого человека).

Перечисленные упражнения на более поздних стадиях развития коррекционной группы могут нести более важную содержательную нагрузку. В начале работы группы подготовительной части может отводиться больше половины времени всего занятия, а иногда и все занятие, т.к. напряжение, тревога, скованность клиента, страх перед неформальными контактами в непривычной ситуации усиливаются и необходимы упражнения, направленные на преодоление именно этих явлений.

2. Пантомимическая часть

Является наиболее важной и в зрелой психокоррекционной группе занимает большую часть времени. Выбирают темы, которые клиенты представляют без помощи слов. Темы могут предлагаться как психологом, так и самими клиентами. Содержания тем для пантомимы не ограничены и могут быть ориентированны на проблемы отдельного клиента, на проблемы всех членов группы и группы в целом, т.е. касаться межличностного взаимодействия.

Чаще всего используются следующие темы:

· Преодоление трудностей (преодоление трудностей, запретный плод, перекресток, болезнь, здоровье, тревога). Все клиенты по очереди изображают, как они преодолевают жизненные трудности. Символически трудность может олицетворять любой предмет.

· Запретный плод. Все клиенты по очереди рассказывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами.

· Моя семья. Клиент выбирает несколько участников группы, расставляет их в пространстве, так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с членами семьи или ближайшим окружением.

· Скульптор. Один из членов группы выступает в роли скульптора, т.е. придает членам группы позы, которые, по его мнению, отражают их способности и конфликты.

· Моя группа. Тема связана с выражением чувств к членам группы, своего ближайшего окружения, членам своей семьи. Члены группы расставляются в пространстве, причем физическое расстояние между членами группы должно отражать степень эмоциональной близости.

· Привычные жизненные ситуации

· Тема «Я». Темы, относящиеся к проблемам конкретных клиентов.

· Сказка. Тема связана с использованием сказочных сюжетов и фантазий. Клиент изображает действия в роли волшебника, заколдованных героев сказок.

Используются вспомогательные приемы типа «двойники» или «зеркала», суть которых – предоставление клиентам невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других и получить информацию о возможных вариантах.

После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное.

3. Заключительная часть

Должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. Используются упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые помогают пережить пациентам чувство общности.

 

Использование психогимнастики как самостоятельного метода было предложено Г.Юновой (1979г.) как модификация для подростков психодрамы Д.Морено. Каждое занятие включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из 3 фаз:

1. Снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих и социометрическое значение: кого выбрать в напарника, с кем быть в одной команде и т.д.

2. Пантомимическая фаза: членам группы необходимо изобразить невербально свое поведение в случае, если в окно влезет вор, или боязни наступить в лужу и т.п.

3. Заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к группе, используются различные коллективные игры и танцы.

 

М.И. Чистякова: психогимнастика, ориентированная на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на развитие различных психических функций, на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния). Курс из 20 занятий длительностью около 3 месяцев с частотой встреч 2 занятия в неделю по 1ч 30 мин. Продолжительность занятия зависит от возраста, свойств внимания и поведения детей. Занятия стоятся по определенной схеме и состоят из 4 звеньев или фаз:

1. Мимические и пантомимические этюды.

Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций.

Цель – моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.

Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

4. Фаза психомышечной тренировки.

Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе в пределах зала, в котором проводится занятие. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игру.

Каждое занятие состоит из ряда этюдов, которые должны быть короткими, разнообразными, доступными детям по содержанию. Используется концентрический метод: от простого – к сложному. Каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети группы. Количество детей в группе дошкольников – не более 6, младших школьников – не более 8 и не менее 3.

Не имеет смысла составлять группы только по какому-то одному признаку. Дети с раздражительностью, страхами, тиками, навязчивостями, заиканием, истощаемостью могут заниматься вместе. Необходимо следить, чтобы в группе было не более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью, необходимо развести по разным группам, т.к. вторые должны заниматься вдвое больше. Психогимнастику могут проходить дети с задержкой психического развития и дебильные дети. В группу приглашаются 1-2 ребенка, не нуждающиеся в психогимнастике, но имеющие артистическую жилку для создания эмоционального фона.

Необходимо вести журнал, в котором указываются причины приглашения ребенка на занятие психогимнастикой, планирование игр, основные психологические цели для данной группы в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...