Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3. Информационное обеспечение анализа хозяйственной. Деятельности




Лекция 3.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3. 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Для проведения финансового анализа используется большой объем экономической информации.

Нормативная и инструктивная: Гражданский, Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы, указы и резидента, постановления и распоряжения правитель-. тип РФ; нормативные документы государственных ор­ганов (Минфина России, Центрального Банка России, Министерства экономики России, Федеральной комис­сии по рынку ценных бумаг и др. ).

Планово-прогнозируемая: проекты бюджетов; курсы СКВ, ценных бумаг; информация о конъюнктуре рынка; бизнес справки и заключения аудиторских фирм; справки и прогнозные модели трастовых и инве­стиционных компаний; собственные расчеты предпри­ятий для планирования инвестиций; перспективные и (бизнес-планы, расчеты эффективности инвестиционных проектов; соответствующие формы отчетной и статис­тической информации.

Итак, основными источниками информации для анализа деятельности хозяйствующего субъекта явля­ются:

- информация о технической подготовке производ­ства;

- нормативная информация; -плановая информация (бизнес-план);

- хозяйственный (экономический) учет (оператив­ный (оперативно-технический) учет; бухгалтерский учет, статистический учет);

- отчетность (публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая), квартальная отчетность (непублич­ная, представляющая собой коммерческую тайну), выбо­рочная статистическая и финансовая отчетность (коммер­ческая отчетность, производимая по специальным ука­заниям), обязательная статистическая отчетность);

- прочая информация (публикации в прессе, опро­сы руководителя, экспертная информация).

В составе годового бухгалтерского отчета предпри­ятия представляют следующие формы:

- форма 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фикси­руется стоимость (денежное выражение) остатков вне­оборотных и оборотных активов капитала, фондов, при­были, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную ин­формацию о состоянии хозяйственных средств предпри­ятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возмож­ность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников.

- форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- форма № 3 «Отчет о движении капитала»;

- форма 4 «Отчет о движении денежных средств»;

-форма 5 «Приложение к бухгалтерскому ба­лансу»;

- «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые ре­зультаты деятельности предприятия, с оценкой его фи­нансового состояния.

 

8, 8, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Основным источником информации для проведения финансового анализа является бухгалтерский баланс. Он является наиболее информативной формой для исследования и оценки финансового состояния. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств хозяйствующего субъекта на определенную дату.

В отличие от балансов, используемых в планирова­нии и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств на определенную дату.

Баланс выделяют в самостоятельную отчетную еди­ницу, дополнением которой является отчет, который расшифровывает данные, содержащиеся в балансе. Вок­руг баланса группируются остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгал­терский отчет.

Бухгалтерский баланс классифицируется по следу­ющим признакам.

1. По времени составления:

-вступительный (на момент возникновения пред­приятия);

- текущий (на начало и конец анализируемого пе­риода);

- ликвидационный (при ликвидации предприятия);

- разделительный (на момент разделения предпри­ятия на насколько предприятий);

- объединительный (на момент объединения предприятий в одно).

2. По источникам составления:

- инвентарный (на основе инвентарной описи);

- книжный (на основе книжных записей текущего учета);

- генеральный (на основании данных книжных записей и инвентаризации).

3. По объему информации:

- единичный (деятельность только одного предприятия);

- сводный (путем сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов).

4. По характеру деятельности:

- основной деятельности;

- неосновной деятельности.

5. По формам собственности:

- государственные;

- коллективные;

-частные;

- смешанные.

6. По объекту отражения:

- самостоятельные;

- структурных подразделений.

7. По способу очистки:

- баланс-брутто — это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими статьями на­зываются статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из сумм других статей;

- баланс-нетто — это баланс, из которого исклю­чены регулирующие статьи. Исключение из баланса ре­гулирующих статей называется очисткой. Баланс-нет­то обычно составляется при анализе финансового поло­жения предприятия, для упрощения расчета. Виды средств в балансе отражены не с позиций качества, а со стоимостной стороны. Информация в балансе дается в одном измерителе — денежном.

Группировка и обобщение информации в балансе осуществляется с целью контроля и управления финан­совой деятельностью.

Итак, бухгалтерский баланс — это способ экономи­ческой группировки и обобщенного отражения состоя­ния средств по видам и источникам их образования на определенный момент времени в денежном измерителе.

Общий итог баланса называется валютой баланса и характеризует размер средств хозяйствующего субъекта.

Активы баланса дают определенное представление об экономических ресурсах или потенциале хозяйству­ющего субъекта по осуществлению будущих затрат.

Обязательства (пассивы) показывают объем средств, Подученных хозяйствующим субъектом, и их источников, а активы — как хозяйствующий субъект использовал полученные средства.

В балансе помимо средств, используемых в кругообороте дается информация о средствах, которые могут «вы­пи лить» из оборота в результате их неэффективного ис­пользования, — это убытки. Информация по ним дается пи периодам их возникновения, т. е. прошлых лет или отчетного года.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей и будущей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру наемных источников и эффективность их привлечения.

На основе изучения баланса внешние пользователи принимают решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным хозяйствующим субъектом; оценивают кредитоспособность хозяйствующего субъекта как заемщика; оценивают возможный риск своих вложе­нии, целесообразность приобретения акций.

В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство хозяйствующего субъекта. Руководство хозяйствующего субъекта анализирует финансовое состояние с целью повышения доходности капитала и обеспечения стабильности положения хозяйствующего субъекта. На основе этой информации принимаются управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций, нововведений.

 

3. 3. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Способ сравнения — это способ обработки экономи­ческой информации в анализе деятельности предприя­тия, при котором сопоставляются однородные объекты анализа для выявления сходства и различий между ними.

Виды сравнении

-сопоставление фактическою уровня показате­лей с плановыми - цель такого сравнения заключается в оценке степени выполнения плана выявления не ис­пользованных предприятием резервов;

-сравнение фактических результатов деятельности предприятия с данными прошлых периодов - целью такого сравнения является оценка темпов изменения ана­лизируемых показателей и определение тенденций даль­нейшего развития хозяйственных процессов предприятия;

-сравнение данных отчетною периода с прогнози­руемыми — выявляются темпы роста и прироста прогно­зируемых показателей;

-другие виды сравнения.

Способы группировки информации - это объедине­ние анализируемых объектов в количественно однород­ные группы по определенным признакам для изучения зависимости между показателями и более глубокого ана­лиза изучаемых явлений.

Группировки могут быть:

- аналитические - выявления взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми объектами, пока­зателями;

-структурные — характеризуют структуру совокуп­ности по определенному признаку;

- прочие.

Эвристические мето ды – это неформальные мето­ды экономического анализа, которые используются для прогнозирования состояния анализируемых объектов в том случае, если они находятся в условиях неопределен­ности. Наиболее распространены экспертные методы, основывающиеся не на непосредственно объективных данных, а на мнениях экспертов специалистов, менед­жеров, функциональных работников, потребителей, — суждения которых касаются причинных факторов, оцен­ки вероятности их реализации и их возможного влияния на уровень исследуемого объекта. В основе этого подхода лежит совокупность суждений, касающихся причинных факторов, влияющих на объект исследования, и вероятности их реализации в рамках определенных сценариев, неразрывно связанных с личностью эксперта.

Способ приведения показателей в сопоставимый вид предполагает, что все сравниваемые показатели в анализе должны быть сопоставимы (сравнивать можно только качественно однородные величины).

Перед проведением сравнения при анализе показа­тели приводят в сопоставимый вид, т. е. к единой базе:

- показатели выражают в одних и тех же ценах;

- нейтрализуют воздействие качественного фактора; -приводят сравниваемые показатели к единой

структуре;

- вместо абсолютных величин применяют относи­тельные.

Балансовый способ применяется для:

- для отражения пропорций и соотношений групп вза­имосвязанных показателей с тождественными итогами;

- проверки правильности определения влияния фак­торов на прирост величины результативного показателя;

- построения детерминированных аддитивных фак­торных моделей;

- определения величины влияния отдельных факто­ров на прирост результативного показателя.

Способы табличного и графического представле­ния данных анализа — применяются для рационально­го и удобного восприятия информации при анализе дея­тельности цредприятия.

Аналитическая таблица — это таблица, в которой наглядно, в последовательной форме расположены ана­лизируемые показатели, выраженные цифрами.

В зависимости от содержания различают таблицы, отражающие:

- порядок расчета показателей и их динамику;

- сводные результаты анализа;

- связь показателей по различным признакам;

- расчет влияния факторов на степень анализируе­мого показателя;

-прочие.

Аналитические графики — это графики, которые изображают анализируемые показатели и числа при по­мощи геометрических или художественных фигур. Чаще всего в анализе финансово-хозяйственной деятель­ности используются различного вида диаграммы.

Аналитические графики позволяют:

- обобщить состояние или изменение исследуемых показателей или явлений;

- выразить анализируемую числовую информацию в более удобной для зрительного восприятия форме;

-и т. д.

 

 

Раздел II. АНАЛИЗ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...