Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЖЖ Руссо и ИГ Песталоцци, о первоначальном воспитании детей средствами природы.




Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования — дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить иразвивать знание об окружающем мире.

Согласно Песталоцци, основные свойства любого предмета есть число, форма и название. Следовательно,задачей первоначального обучения будет развить три основополагающие способности:

1. «различать предметы по форме и представлять себе их сущность»,

2. «различать предметы по количеству и чётко представлять себе в виде одного или множества предметов»,

3. «полученные представления о числе и форме … предмета усилить при помощи языка и удержать в памяти».

Таким образом, из этих трёх элементарных пунктов формируются естественные первые необходимыеспособности человека — «считать, измерять и говорить». Песталоцци считает, что доведение именно этихспособностей до максимума естественным образом и включает в себя познание природы.

 

Что касается Руссо, он был убежден, что природа человека изначальна хороша, но портится культурой.

Он писал: ”Все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека». Задача свободного воспитания по Руссо состоит в том, чтобы предохранять естество ребенка от вредного влияния культуры. Оно свободное, потому что освобождает ребенка от мешающих его жизни влияний культуры. Общее умонастроение Руссо можно выразить на современном языке так: «Все должно быть естественно, не мешайте людям жить!»

По Руссо, первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным.

«Самый опасный промежуток человеческой жизни — это от рождения до двенадцатилетнего возраста. Это — время, когда зарождаются заблуждения и пороки, а нет еще никакого орудия для их уничтожения; когда же является орудие, корни бывают уже столь глубоки, что поздно их вырывать. Нужно, чтобы дети сохраняли неприкосновенной свою душу до тех пор, пока она не будет иметь всех своих способностей, пока она не станет разумной. Первоначальное воспитание состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения»

4. Природа как фактор воспитания в педагогических системах Фребеля и Монтессори.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов

Фридрих Фребель (1782-1852 гг.) – один из крупнейших представителей буржуазной педагогики I половины XIX века Германии, создатель оригинальной системы общественного дошкольного воспитания, организатор нового типа – детского сада, получившего широкое распространение во всем мире.

Фребель уловил вырабатывавшуюся тогда в науке идею органической эволюции, и первый применил ее к воспитанию. Эта идея лежит у Фребеля как в основе понимания природы, так и в основе его педагогических методов. «Все последующее должно исходить из предшествующего» – в этой формуле заключается и понимание процесса развития ребенка и основное методическое требование Фребеля. Человек рассматривается Фребелем не как нечто уже вполне сложившееся, твердо установившееся, но как поступательно неуклонно складывающееся, вечно живое, никогда не перестающее идти вперед от одной ступени развития к другой.

В работе «Воспитание человека» Фребель высказывает мысль о том, что воспитание, преподавание в начале жизни человека должны быть, по необходимости, пассивными, следящими, но отнюдь не предписывающими, решающими, насильственными. Само воспитание Фребель строит на образцах и явлениях из природы. Но, отвечая ребенку, не следует говорить ему больше. Нежели это необходимо для того, чтобы он сам мог пополнить ответ взрослого, ибо, конечно, легче услышать ответ от другого, нежели самому поискать и найти его для себя. Ответ, даже в четверть верный, но найденный самостоятельно, для ребенка гораздо важнее, чем наполовину услышанный и наполовину понятый.

Фребель подчеркивал большое значение частых прогулок с детьми. По мысли Фребеля, небольшие путешествия и отдаленные прогулки должны научать ребенка смотреть на местность, в которой он живет, как на нечто цельное, чувствовать и сознавать природу, как нечто цельное. Наблюдать на месте продукты гор, долин и равнин, земли и воды, животных и растения в их обычной жизни и жилищах – вот цели прогулок и путешествий. Таким образом, «посредством непосредственного наблюдения вещей природы, а не посредством словесных объяснений и понятий, будет развиваться великая мысль о внутренней и живой связи всех вещей и явлений в природе. Кроме того, в ребенке формируется наблюдательность по отношению к предметам природы и внешнего мира, он учится обращать внимание и думать.

Но важен и уход за природой со стороны детей. «Осмысленный уход за маленьким садиком на окне или в горшке составляют для ребенка чистый источник нравственного облагораживания

В работе «Детский сад», в XVIII главе «Сады детей в детском саду», Фребель говорит, что в каждом детском саду должен быть садик для детей (описывает форму, размеры, расположение).

Сад служит для того, чтобы ребенок ухаживал за природой. Сад изображает отношение ребенка к своей семье, поэтому является не только развивающим, но и воспитывающим, поучительным. Ребенок познает природу в сравнении: сравнивая плоды и растения, стоящие рядом, познает их свойства.

«Мария Монтессори (1870-1952 гг.) разрабатывала методы развития чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С удивительно шумным успехом и в очень короткий срок ее педагогическая система получила известность в педагогических кругах всего мира.

Монтессори критикует родителей и воспитателей, находящихся во власти предрассудка, отрицающего необходимость для ребенка выражений и потребностей духовных, считающих, что хорошее воспитание заключается в приказании не рвать цветов и не мять травы, когда ребенок бегает между цветочными клумбами, «как будто для удовлетворения физиологических потребностей своего тела ему довольно двигать ногами и вдыхать свежий воздух!».

Но если для физической жизни необходимо предоставить ребенка живительным силам природы, то также необходимо для его психической жизни привести душу ребенка в общение с мирозданием, чтобы обогатить ее непосредственными воспитательными силами живой природы. Средством для достижения этого является направление ребенка к земледельческим работам, к разведению растений и животных, а, следовательно, и к сознательному наблюдению природы.

На этом пути, представляющем из себя лестницу, можно различить переходные ступени:

1. Ребенок приступает к наблюдению жизненных явлений. Он становится по отношению к растениям и животным в такое же положение, как учитель по отношению к ребенку. По мере увеличения интереса к наблюдению увеличивается также и его предупредительная заботливость по отношению к живым существам, а отсюда можно логически довести ребенка до того, чтобы он стал ценить заботы о нем матери или учительницы.

2. Дети приучаются к терпению и доверчивому ожиданию – это своеобразный род веры и философии жизни. «Когда они кладут в землю семя и ожидают его всхода, видят первое появление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают что одно растение пускает ростки раньше, другие позднее, и что однолетки живут ускоренной жизнью, плодовые же деревья растут медленно, — они постепенно приобретают уравновешенность сознания.

3. Дети вдохновляются чувством природы, которое поддерживается в них чудесами мироздания, осыпающего их щедрыми дарами. «Кажется, что природа стремится скорее вознаградить чувства доброжелательности и заботливой любви в ней земледельца, чем соразмерять свои дары с его физическими усилиями». Для осуществления этого при домах ребенка должны быть животные и грядки для растений. Монтессори, подобно Фребелю, считает, в крайнем случае, годным для этой цели даже горшок цветов на окне. Таким образом, Монтессори сходится с Фребелем в признании важности для детей ухода за животными и растениями.

5. Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании детей.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. (Рыжова)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. (Николаева)

 

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального обучения детей, а также основ естествознания дошкольников. К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

. Природа, через красоту, прививает любовь к родине.

Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к "Детскому миру" К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать.

Вторая причина, по которой К.Д. Ушинский остановился на " естественности» для первоначального обучения: именно на этом материале, считает он, легче всего приучить ребенка к логичности мышления, а это составляет одну из главных задач чтения и рассказывания. "…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей", -- пишет он. "Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. В формировании знаний о природе развивается наблюдательность, логика, расширяется внимание. Ушинский говорил о том, что ум ребенка легче развивается при взаимодействии с природой.

Считая, что ум - это система хорошо организованных знаний, К.Д. Ушинский уже первое ознакомление детей с предметами и явлениями окружающей жизни осуществляет как процесс формирования системы знаний, ведя ребенка от близкого и понятного к более далекому и сложному для него материалу. Он категорически утверждает, что излагать предмет без связи - значит утомлять и засорять детскую память. Знания должны даваться на основе ясной для ребенка систематики. "…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучать дитя рассуждать… живыми и верными образами - значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов". Это требование системности первоначальных знаний представляет большую ценность в наше время.

Дети учатся различать диких и домашних животных. Затем они знакомятся с "животными четвероногими и птицами". При этом указаны важные признаки, по которому животные разделяются на классы. Для первоначального ознакомления выделяется группа растений, с которой дети чаще всего сталкиваются: грибы, травы и цветы и тд.

К.Д. Ушинский обращается и к миру неживой природы: предлагает познакомить детей с металлами и камнями - драгоценными и простыми, землями.

Несомненной ценностью обладают мысли К.Д. Ушинского о развитии детской наблюдательности и о способах наблюдения. Считая развитие наблюдательности одной из важных задач первоначального обучения, определяя наблюдательность как важнейшее качество ума, К.Д. Ушинский понимал под наблюдательностью способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...