Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2) Педагогические условия развития познавательной активности при использовании проектной деятельности в обучении младших школьников.




Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника.

Основным способом деятельности педагога по выполнению поставленной задачи необходимо назвать особым образом организованную жизнедеятельность ребёнка в различных её аспектах и обстоятельствах. Это позволит ему приобрести индивидуальный и целостный опыт.

Современные дети это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним поступает так много информации извне, что это просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для обучающихся. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т. е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

Помочь в решении данной задачи может проектная деятельность. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребёнка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления).

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя кто. [20]

В проектной деятельности изменяется роль учителя, он превращается из «руководителя» в организатора познавательной деятельности учащихся, менеджера образования. Функция учителя в процессе выполнения обучающимися проектов заключается в следующем:

- консультирование, помощь в подборе проектов;

- наблюдение за ходом работы обучающихся;

- нормирование труда школьника;

- анализ и обобщение работы обучающихся;

- оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

Педагог в ходе руководства проектом имеет много ролей:

Энтузиаст – вовлекает учащихся в проектную деятельность, поддерживает и поощряет детей.

Специалист – обладает знаниями и умениями и делится ими с детьми.

Руководитель – руководит ходом работы.

Координатор.

Эксперт – анализирует результаты выполненного проекта.

Какие задачи, возникающие в проектной деятельности, решает учитель, какие – сами обучающиеся, а какие решаются в сотрудничестве?

Это решает учитель, и это зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от опыта работы учащихся над проектной деятельностью, от сложности темы, от самостоятельности детей.

Развивающий эффект познавательной активности через проектную деятельность находится в зависимости от самостоятельности детей. Надо для каждого возраста подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые подходили бы определенному возрасту. Так, в начальной школе результатом проектной деятельности  может быть рисунок, композиция, сделанная своими руками поделка, презентация.

Основной задачей учителя является - подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать её в виде новых знаний, т. е. формировать у обучающихся познавательную активность.

«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» – Т. И. Шамова. [23]

Факторы, формирующие познавательную активность обучающихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы обучающихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность интерес мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов обучающихся.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Главная задача учителя создать условия для расширения познавательных интересов детей. Учитель-руководитель проекта должен иметь высокий уровень общей культуры, высокие творческие способности, богатую фантазию. Учитель вызывает самостоятельную активность учащихся, сообразительность и изобразительность.

3) Типы проектов, их организация и этапы выполнения

    На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и учителей решаются определенные задачи.

Общепринятыми этапами выполнения проекта считаются: подготовка, планирование, исследование, выводы, презентация. Каждый этап в свою очередь предполагает определенное содержание, деятельность обучающихся и учителя-руководителя проекта.

Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя
  Подготовка Определение темы и цели проекта Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. Знакомит со смыслом проектной деятельности и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся.
Планирование Определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов ( формы проекта) Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действия. Определяют способ представления проекта. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой обучающихся.
  Исследование (работа над проектом) Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, эксперименты). Выявление и обсуждение вопросов, проблем, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. Поэтапно выполняют задачи проекта. Наблюдает, советует, руководит деятельностью обучающихся.
Выводы Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследования и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Наблюдает, советует (по просьбе обучающихся).
Презентация (защита) проекта. Оценка его результатов. Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов( успехов и неудач) и причин этого. Представляют проект. Оценивают и анализируют выполненный проект. Слушает, задает вопросы. Направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, самостоятельность, креативность. Выявляет потенциал продолжения проекта.

Как видно из таблицы, на последних этапах проектирования и учащиеся и учитель анализируют и оценивают результаты деятельности. Оценивается не объём освоенной информации (что изучено), а её применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Типология проектов:  исследовательский, творческий, информационный, ознакомительно-ориентировочный, практико-ориентированный, учебный. [19]

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.

Количество участников проекта: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах; парные (между парами участников); групповые.

Продолжительность проекта: краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

То есть проект – это «пять П»:

ПРОБЛЕМА – ПЛАНИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...